Град был последним в Азербайджане, чего я мог ожидать. Попутка выбросила меня в Исмайлы, небольшом городе, у автобусной остановки. Пластиковый козырек защищал от ледяной дроби, но ноги в шортах и сандалиях стремились к нулю по Кельвину. Через полчаса стало очевидно, что град останется в древнем и прекрасном Исмайлы дольше, чем я. Прыгая через ледяные реки с рюкзаком за плечами и матерясь, я таки вышел на выезд к Шэкы, древнему и прекрасному азербайджанскому городу, который украшает дворец ханов и караван-сарай. К тому же, по слухам, там тепло.
После десяти белоснежных такси-копеек было сложно не отчаяться. Диалоги были идентично неинформативны, водилы - бескомпромиссны, пятки жег лед. Но я тянул правую руку с оттопыренным большим пальцем и щерился, закрывая лицо левой от града.
Это был Мерседес. Черный. С кожаным салоном. Меня довезли. Меня познакомили с бизнес-партнером. Партнер возил и показывал собственность в горах, апеллируя ко мне: «Нравится?». Я напускал на себя уважительную мину: «Конечно, кто ответит по-другому - обманет!». В общем, старался держаться по-кавказски. Мы проездили по окрестностям Шекы пару часов. Хотелось лаваша и в палатку.
- Ты же есть хочешь? Мы тоже хотим! Поехали, тут пидэ лучший в Азербайджане! Мы недавно в Баку пробовали - ну что сравнивать.
Нет, я мог бы ответить что-то вроде: «Ненене, я не хочу, я не ем, я адвентист седьмого дня», но мама воспитала меня в советских традициях - скрепя сердце и подсчитав манаты в кошельке я кивнул.
Напрасно я считал и кивал - моих денег не хватило бы и на половину нашего ужина. Стол был заставлен закусками так, что для пепельницу я держал в руках. Но расплатился мой новый друг Фауд. Расплатился за незнакомого человека из Тюмени, предварительно добросив его на двести километров.
Потом мы искали шэкинскую пахлаву, потому что она «вай самый сладкий!». Потом мы искали, где поспать: «эй, тебе спать надо и нам надо да?». Потом меня разбудили и вежливо удалились после моего отказа позавтракать. А через 15 минут постучались: «Антон, выпей с нами хоть чая». Конечно стол на завтраке был заставлен не скуднее ужина.
Когда я со слезами на глазах жал руку Фауду и его другу, которым пора было возвращаться в Баку, Фауд продлил рукопожатие: «Слушай, мы же тебе вчера пахлавы в дорогу купили, она в машине, забери».
Я много чего видел в Азербайджане: средневековую деревню кузнецов, караван-сарай 19 века, пересохшую реку шириной в два садовых кольца. Но эти два человека, решившие помочь незнакомцу, останутся достопримечательностью номер раз.
Пусть такие достопримечательности встречаются вам чаще пирамид, развалин и музеев.