Oct 29, 2014 09:47
Последней темой нашего урока по «Окружающему миру» были домашние растения. Воспользовалась советом из занковской методички, взяла за основу урока книгу Николая Верзилина «Путешествие с домашними растениями». Думала, накануне быстренько по диагонали прочту ее. Не тут-то было! Зачиталась на несколько часов. Даже часто встречающиеся коммунистические пассажи об угнетении бедного рабочего класса капиталистами не навевали тоску. Выбирала информацию только о тех растениях, которые есть у нас дома: пальма, фикус, кактус, сансевьера (щучий хвост), но все равно получился большой объем, жаль было выкидывать хорошие описательные части, погружающие в атмосферу пустыни и тропического леса.
Начали мы с растений пустыни: «Перед взором возникает беспредельное, как море, пространство жёлтого песка, лежащего мелкими холмами и подёрнутого рябью. Сверху ярко синее небо, спускающееся со всех сторон на горизонт. Жара свыше 50, а песок раскалён так, что обжигает». А потом говорили о финиковой пальме: что из нее изготавливают и как едят плоды. У финиковой пальмы, оказывается, есть название на латинском языке: феникс дактилифера (Phoenix dactylifera). Так что попутно ребята узнали легенду о птице Феникс. Потом еще раз вспомнили, как устроены растения и перешли к кактусам, выясняя, почему у них нет листьев. Меня впечатлил кактус «принцесса ночи», цветущий всего несколько часов ночью и увядающий к рассвету, но мальчишки больше прониклись фотографиями гигантских мексиканских кактусов.
Из пустыни отправились в тропический лес. Включили соответствующую немного зловещую звуковую дорожку. «Сядем в пирогу и, отталкиваясь длинным шестом, не спеша поплывём по тихой игарапэ (водяная тропинка), наклоняя головы под низко свисающими ветвями и громадными листьями. Нас окружает полумрак. Высокие столбы громадных, не ветвящихся внизу деревьев, отстоящих далеко друг от друга, подпирают на высоте пятидесяти метров плотную зелёную массу листвы, сквозь которую не видно неба, и ослепительный свет тропического солнца еле проникает в виде неясного сияния или отдельных ярких бликов, отражаемых блестящими листьями.» Кухонный диван у нас быстренько превратился в пирогу, ребята старательно пригибали головы. Поговорили о фикусе (рассматривая фотографии удивительных фикусов в дикой природе) и щучьем хвосте. Хотелось еще поподробнее рассказать о каучуке, но информации и так оказалось слишком много. Мальчишки уже устали. Пришлось быстро заканчивать, надеясь, что когда-нибудь еще раз вернемся к этой книге.
окружающий мир,
книги,
занятия