Мой сын идет в детский сад, до первого звонка нам еще далеко, но я уже сейчас с интересом наблюдаю за детьми родственников и знакомых. Елы-палы, ну как же всё изменилось по сравнению с нашим детством!
Вот, скажем, у подруги - сын-третьеклассик. В прошлом году, еще до ковида, у подруги сын-третьеклассник заканчивал четверть на грани трояка по любимому предмету - математике. Усидеть, говорит, не могу на уроке - отсюда и трояки.
А у другой дочь-второклассница в простейшем диктанте насажала столько ошибок, что я на месте учителя влепила бы пару. Если не кол.
- Многовато получилось исправлений. Не обидно за тройку?
- Ну… вот так, - невозмутимо ответила девочка.
Надо сказать, она не любит читать. Может, когда-нибудь полюбит, а пока «изподпалочные» полчаса в день плохо сказываются на грамотности. У нас так во 2-м классе диктанты писали только двоечники! А тут - умная, сознательная девица из хорошей семьи.
С мамой (она чуть старше меня) поговорили об оценках. У нас, советских первоклашек, были звездочки и цифры в дневничок. И всем было норм. И вдруг спустя 30 лет мы с удивлением узнали: циферки снижают мотивацию к учебе, а зачитывание оценок на весь класс - преступление против человечности. Ведь оценивается человек, а не его труд!
О как. А я-то всю дорогу считала, что:
5 = "круто, отличная работа";
3 = "слабовато, подтянись";
2 = "ленишься, так нельзя, исправляй".
Да, исправляй двойку. Садись, вникай и трудись. Привыкай: в жизни пригодится, и вообще - здесь школа, а не садик монтессори.
И мотивация тут ни при чем. Мотивация - это про хочу. А школа - про надо: базовый уровень знаний обязан получить каждый. А чтобы отслеживать факт получения, знания надо оценивать. Даже если это кому-то больно и обидно.
Но современная педагогика со мной не согласна: чем ближе к доске, тем хуже младшекласснику. Оказывается, в 8-9 лет так унизительно услышать свою оценку при всех, что ребенок замыкается в себе и получает психологические травмы. Драма, драма!
Ну и кого мы растим - сознательных людей или мимозу? Если восьмилетка получает травму от удара тремя баллами в электронный дневник, что с ним будет, когда он не поступит в вуз, потеряет работу, переживет предательство друга?
По-моему, надо с детства дать понять: не всё в жизни - клубника со сливками. Ведь обкладывание ватой со всех сторон куда вреднее для психики, чем услышать: "Иванов, три".
А началось это заискивание перед детьми и сюсюканье с тех пор, как школьное образование провозгласили "услугой". У нас же рынок. Школа оказывает услугу, а ученик - клиент. А клиент всегда прав, под него надо подстроиться. Вот отсюда - вся эта беликовщина, "как бы чего не вышло": не дай бог злые педагоги, ненасытные чучела, бедную крошку замучают! Психологи и примкнувшие к ним родители (далеко не отличников) стали активно прогибать школу под ранние потребности личности. Среди которых первая и главная - душевный комфорт. А уж выучил, стараешься - дело десятое. Главное - "не навредить".
Что реально может навредить, так это ярлыки и переход на личности. "Иванов, два. Ну, я от тебя другого и не ждала. Бездельник.
Но если плохая оценка без комментариев - то какие претензии? К педагогу? Да щас. Ты сам виноват. Обидно, досадно? Зато понял: что-то пошло не так, сегодня вечером покорпишь над домашкой, исправишься. А если плохая оценка ученику параллельна (узнал про миллиардеров, бросивших школу, или верит, что для бизнеса в интернете знания не нужны), то плевать ему и на двояк, и на оглашение вслух при всем классе.