В первый раз первый класс... Мат. занятие. "Симметрия"

Apr 05, 2017 23:59

Сегодня первый раз проводила занятие у первого класса. Не у всего класса, у двух человек)
Мало того, впервые я проводила занятие за деньги.

У меня были планы занятий Ольги Оводовой, за что ей большое спасибо!
И настойчивые уверения руководительницы клуба, что это все они на раз решат и вообще они хотят именно подготовки к олимпиадной математике, вот как "Кенгуру" и поступления в Курчатовскую школу. А другой учитель (3-4 класс) дает список задач, а что не разобрали в классе - домой.
Тут я немного сдала позиции (своего опыта нет, а когда говоришь о чужом опыте, это как-то не убедительно звучит) и из плана выкинула наглядности немного. И пожалела об этом на уроке. Надо брать с собой, не понадобится - в пакете полежит. Дети были такие же, как у всех других преподавателей математики - симметрия им давалась сложно. И никто на раз ничего не решил, конечно)
И после вполне очевидно было, что нужно идти как все) И руководительница клуба тоже с этим согласилась)

Итак, тема "Симметрия"

Ученика было два. Дима и Олег. Познакомились. Немного поговорили о том, кому что в школе нравится. Олегу нравилось в математике все. Диме математика нравилась середина-на-половинку. Нравились примеры, не нравились задачи со звездочкой.
1. Спросила, слышали ли слово "симметрия" - да, слышали. Олег сказал, что это фигуры такие. Дима слышал, но что это не знает.
Рассказала, что есть осевая симметрия - это когда можно найти такую прямую, на которую поставишь зеркало и получишь целый предмет. Упомянула, что есть еще центральная.
Привела несколько примеров. Потом попросила их привести. Дима назвал школьную доску. Олег тетрадь. Начали думать, когда у тетради есть ось симметрии - нашли, когда открыли так, что 2 страницы в клетку. (про не одинаковую обложку не стала поднимать вопрос). Еще Дима предложил картину. Нарисовала цифру 1 в рамочке. Согласились, что симметрии нет, однако. Остальные примеры рассмотрели с моей подсказки. Человек? Сначала оба начали отрицать, но потом согласились) А дома бывают симметричными? Оживились, начали рассказывать, что вот такие бывают и такие, да. Нарисовала несимметричную фигуру, сначала сказали, что симметрична, но как поставить зеркало - не нашли. Нарисованный круг признали симметричным. Еще показала калейдоскоп, оба сказали, что да, знают что это - Олег рассказал, как устроен, Дима был с ним согласен - видно было, что тоже знает. Рассмотрели нарисованную картинку из калейдоскопа, обсудили оси симметрии.

Центральная - это симметрия относительно точки. Центральную объясняла с карандашом на бумаге.

Нарисовала цветок из трех лепестков - спросила, какая симметрия тут есть. Сначала сказали, что осевой нет, потом кто-то нашел ось. Про центральную сказали что нет и объяснили почему. (правда, я прикладывала линейку)

2. Дальше сели решать задания. (с №1 - нарисован треугольник и прямая - нужно отобразить треугольник относительно этой оси симметрии, бумага в клетку, углы треугольников находятся на пересечении клеток).

Задание оба поняли не с первого раза. Объяснила еще. Дальше Олег начал бодро рисовать, первый рисовал правильно. А Дима с первым начал ошибатся. Начали с Димой рисовать по алгоритму - для каждой вершины прикладывали линейку и считали клетки. Нарисовали первый вместе. Второй сам начал рисовать снова ошибался - начала поправлять - расплакался. Успокоила, сказала, что мы же тренируемся, будем вместе рисовать, что оценок ставить не буду, у меня даже журнала нет, и вообще никого никогда не ругаю. Успокоился, пока второй рисовали вместе по алгоритму. Третий сам рисовал. (правильно). Олег успел 4 нарисовать. Но правильно только первый) Зато бодро! Объяснила алгоритм: для каждой вершины прикладываем линейку, считаем клетки, потом соединяем вершины. Вместе прорисовали второй. Дальше тоже правильно сам смог. Потом Олег захотел сам еще один сделать и сделал правильно.

Т.е. задание для обоих было сложное. Требовался алгоритм.

3. Предложила перейти к следующему заданию. (нарисованы 4 изображения из калейдоскопа, 2 верных, 2 нет - найти где какое). Ребята немного приунывшие были - предложила скинутся на цу-е-фа кто первый будет выбирать. Повеселели рассказывая, но кто первый - запутались, увлеклись считалочкой. Первым начал Дима. Попросила найти верное - правильно указал. Олег ошибся, указал верное со второго раза. Когда указал в первый раз - спросила Диму верно ли, сказал, что он считает, что это ошибочно. Начали разбираться по осям. Спросила про последнюю почему тут ошибка - Олег ответил.

Для Олега было затруднительно. Димо хорошо определял.

4. Разминка. Предложила встать и поиграть в симметрию. Сначала Олег встал напротив меня, должен был отобразить меня симметрично, ошибся - поднял так же правую руку. Дима заметил ошибку, поправил. Потом Дима отображал - отобразил верно (но дальше оба поняли, как это - как в зеркале). Дальше предложила отображать прыжки относительно последнего движения. На двух прыжках было все понятно (на двух, на одной - на одной, на двух). Три-четыре прыжка путались оба. Совсем путались. Олег пытался начать правильно, но все время сбивался на повторить так же. В конце вроде стало получатся. Дима совсем растерялся, но делал вид, что не видно за юбкой (стояли рядом, точно все было видно). Прорисовала на доске как должно было быть.
Размялись зато хорошо.

5. Палиндромы. Есть такие слова и фразы, как будто в середине стоит зеркало. Такие слова называются палиндромы. Слышали такое слово? Не, не слышали. Я тоже в первый раз вчера прочитала. Первая буква первого слова становится последней буквой последнего слова. Как мы прыгали сейчас. Дальше рассказала про фразу "А роза упала на лапу Азора", записала, вместе читали в обратную сторону. У детей было неподдельное удивление. Начали выполнять задания (в палиндромах пропущены буквы - несимметричные, восстановить буквы, прочитать фразы). Работа шла тяжело у обоих. Все время путались куда что вставить, хотя начинали по алгоритму - сравниваем 1 и последнюю, 2-ю и предпоследнюю.... Зато очень радовались, когда их читали. Дима не все слова из палиндромов знал, поэтому пару раз писал правильно, но сомневался в результате (слова "зубр", "лапти" не знал) фраза "дорога за город" вызвала у обоих затруднение в понимании - разве так говорят?
Сделали 5 - 4 на дом забрали.

6. Турбосчет. У Димы дома есть такой, у Олега есть турбосчет форсаж. Объяснила правила на всякий случай еще раз. Оказалось, что с нолем оба не играли. (6 ежиков, ноль птичек подходит, если ежиков должно быть больше птичек). Дима часто поначалу хлопал неправильно и платил штрафы. Олег пару раз забывал всех ежиков посчитать (считал на 1 карте).

На дом дала задания на симметрию номера 7-14. И полидромы доделать. Олег ДЗ сначала отказывался брать.

Что хотелось бы улучшить: диктофон включила, но не сначала. Возможно, если бы сначала попробовали на мозаике выложить симметрию, на бумаге легче бы пошла. Давать задания одному четные, другому в это время нечетные, а то к друг другу начинают заглядывать, если сложно. Акцентировать внимание на самопроверке.

Цели уроков:
  - научиться проверять себя перед тем, как сдаешь на проверку
  - не бояться строить предположения
  - полюбить сложные задачи (мыслительный процесс)
Previous post Next post
Up