Этим летом я была в Праге на молодежном фестивале (об этом подробнее потом как-нибудь). Для меня (да и вообще) это был третий подобный фестиваль, первые два прошли в 2003 и 2008 годах. Но удивительно не это, а то, что в этом году я впервые там не работала (ну, 15-минутные блоки на лидерском тренинге в 9 утра при начале общей программы в 12 - не в счет), ни за что не отвечала, ничего не проводила, никому не переводила, нигде не дежурила. Так что фестиваль предстал в несколько новом свете - не только как агония и хаос требующих немедленного решения проблем, но и как вполне себе симпатичное мероприятие с кучей интересных семинаров, мастер-классов, концертов и встреч. Я даже сходила на пару семинаров, что порадовало не только самим фактом осуществления затеи, но и по содержанию тоже было весьма интересно.
Фото из интернета
Один из семинаров назывался "Empty pocket games", и я до сих пор нахожусь под впечатлением от него. Впечатлил он меня двумя вещами:
1. Он был очень ГРАМОТНО сделан, все прямо как я люблю. Практика перемежалась с теорией, виды деятельности сменяли один другой, преподносилось все легко и с юмором, но при этом очень содержательно и выверено - все по делу и ничего лишнего. Прямо было такое ощущение, что проводивший его американец - выпускник нашего "Тренинга для тренеров" (конечно нет!)
2. Из нескольких показанных игр я не знала ни одной. Я думала, так не бывает.
"Empty pocket games" дословно означает "игры с пустыми карманами", то есть игры без какого-либо оборудования и материалов. Для меня они были особенно актуальны, т.к. практически все были рассчитаны на большое (и не особо ограниченное) количество людей, продолжались недолго и прервать их можно было по свистку в любой момент. Все это очень ценно, когда, например, в лагере общий сбор, все подтягиваются неравномерно, и надо людей чем-то занять, пока походят остальные. Или просто надо как-то всех разогреть перед началом программы.
Итак, сначала теория. Мне уже сложно отделить собственные соображения от услышанного на семинаре, но я, в любом случае, очень благодарна ведущему за то, что он все так красиво разложил по полочкам.
1. Любая игра должна соответствовать отведенному на нее времени, месту, возрасту участников и обстоятельствам. Это, казалось бы, очевидно. Но я регулярно сталкиваюсь с тем, что кто-нибудь вызывается провести бодрячок на 3 минутки - а закручивает ролевуху на час. В семейной программе особенно часто приходится учитывать разницу в возрасте и РОСТЕ участников. Ведь даже в "ручеек" разнокалиберным участникам бывает играть очень неудобно.
2. Никогда не спрашивайте у участников: "Детки, хотите поиграть в такую игру?" Потому что обязательно найдется какой-нибудь вредный тип, который скажет "Нееееет!" Так что если вы планируете провести игру в любом случае, говорите "Сейчас мы поиграем в такую-то игру". Ну а если кто-то активно не хочет - может подождать в сторонке, ничего страшного. Как правило, это только на первый кон, со второго все включаются.
3. Многие массовые игры (в том числе, например, и всеми любимый
"шериф") предполагают, что кто-то выпадает с самого начала - и остается вне игры до конца. Если речь идет о большом количестве участников, тем более детей, тем более не очень притертых друг к другу, таких игр лучше избегать. Желательно подбирать такие варианты, при которых либо все играют все время, либо те, кто выпал, быстро включаются снова. Либо, если ведущий видит, что многие уже выбыли, можно просто громко крикнуть - все снова в игре! - и она продолжится своим чередом, но уже со всеми участниками.
4. Самый тонкий момент - игру надо вовремя закончить. Это важно - завершить игру на пике, когда всем жалко, что она заканчивается, а не когда в нее вяло играют три человека из первоначальных пятидесяти. С детьми это особенно трудно, они, как правило, просят еще и еще, кто-то уже начинает отваливаться, другие хотят продолжать играть. В общем, как из-за стола нужно вставать немножко голодным, так и игру нужно заканчивать, пока в нее еще хочется играть.
Если у игры нет логического завершения, то бывает непонятно, как закончить, чтобы это не получилось слишком резко. В этом случае выручает громкий обратный отсчет: Заканчиваем игру! 10, 9, 8...
Во время семинара мы делали два упражнения, оба мне очень понравились. Первое было про то, как заставить привычную, возможно, надоевшую или просто заурядную игру звучать по-новому. Для этого надо понять, с чем, прежде всего, эта игра ассоциируется - и изменить это. Например, футбол: играем ногами, мячом, надо забить гол в ворота. Возможные изменения (не все сразу, хотя... почему бы и нет?): играем руками, воздушными шариком, надо попасть в коробку (или, например, протолкнуть мяч сквозь ворота, стоящие посередине поля).
Баскетбол: мяч чеканится об пол, надо попасть в корзину. Изменения: подбрасываем мяч в воздух (нельзя касаться пола), надо корзиной поймать мяч. Ну и так далее. Даже если не пробовать в это все играть, креативность мышления такое упражнение развивает прекрасно! А во что-то, может, и поиграть получится.
Из подобных игр-перевертышей мы играем только в издевательский "комический футбол", когда всем игрокам надевается на лицо усеченный конус из картона, так что поле зрения очень сильно сужается. Все остальное - по футбольным правилам. Смотреть на это ужасно смешно, т.к. мяч может быть прямо под ногами, а игрок его не замечает. Но играть, мне кажется, довольно некомфортно. По крайней мере, я не люблю.
Второе упражнение тоже было, вроде бы, совсем простое, но очень ресурсное. Нужно было взять любой предмет - очки, бандану, какой-нибудь мусор из кармана - и придумать с ним игру. Зажатая в тиски внешних условий, фантазия просыпается и выдает совершенно неожиданные решения!
Ну и, наконец, об играх. Все они несколько дурацкие, с очень простыми правилами, слегка бешеные, но веселые, особенно если правильно задать настроение.
- "Птички в гнезде" - самая дурацкая из всех. Но как мы веселились! А как веселились бы дети в лагере (а также их родители) - можно только догадываться. Все участники объединяются в пары, затем образуют внешний и внутренний круг, так чтобы пары могли оказать друг напротив друга. Каждая пара решает, кто будет птичкой, а кто - гнездом. Ведущий дает команду (или включает музыку, или считает), круги движутся в противоположные стороны, пары, соответственно, распадаются. В какой-то момент ведущий кричит "птички в гнезда!" - и пары должны объединиться, при этом "гнездо" должно взять "птичку" на руки или на спину, или как-то иначе оторвать от земли. После пары раундов условия усложняются: нельзя повторять способ "отрыва", нужно каждый раз придумывать что-то новенькое. Можно сделать "гнездо" из нескольких человек и поселить туда одну или несколько птичек.
- Игра, которая мне больше всего понравилась - всеобщие салки. Это салки, в которых каждый играет против каждого. То есть нет одного ведущего, а каждый может осалить любого, при этом осаленный садится на корточки и пристально следит за тем, кто его осалил. Как только и его поймают, и он тоже сядет, первый может встать - и бежать дальше. Отдельно оговариваются правила, как можно и как нельзя салить. Касание в руку не считается - непонятно, кто кого осалил. В плечо тоже. Засчитывается только касание ладонью в спину. Совсем с малышами играть сложновато - они не всегда замечают, кто именно их осалил, а если даже заметили, то забывают за ним следить. Но даже старшие иногда тоже теряют след осалившего, и получается, что большинство сидит, а три-четыре человека носится между ними. Вот в этот случае как раз и стоит ведущему громко крикнуть: все встают, игра продолжается!
- Похожая игра, только не с салками, а с "ножками". Разумеется, важно, чтобы все были в обуви и взрослые играли деликатно. Нужно наступить на ногу кому-нибудь и уберечь свои ноги. Кому наступили три раза, тот садится.
- И еще одна игра, которую я наблюдала со стороны, сама не играла. Участники объединяются в четверки, трое из них встают в круг, один - за круг. Задача этого одного - осалить человека из круга (заранее договариваемся, какого именно). Задача всех троих в кругу - двигаться так, чтобы не дать его осалить.
Остальное в следующий раз )
В любом случае, в организации любой игры самое важное - это гибкость. Видим, что игра не пошла - быстренько сворачиваем и меняем тему.