О сколько, нам открытий чудных, готовит репетитора дух…. (часть 1)

Dec 29, 2009 21:01


Итак, похоже, только в нашей гимназии опять объявили карантин на неделю. Но, мы уже не стали наступать на грабли предыдущего карантина, когда две недели сын сидел дома из-за мифической возможности заражения, а договорились с репетиторами и загрузили его по полной программе. Как в старые добрые времена. Каждый день два часа математики и три часа русского языка. Помимо обычных занятий с репетиторами.

Поэтому, как Вы, наверное, уже поняли, речь и пойдет о них, о специалистах нашего дополнительного обучения. О репетиторах.


Когда сын был на домашнем обучении, такого понятия, как «репетитор» у нас не было. Всех тех, кто с ним занимался, мы назвали просто учителями. Да и сейчас, редко называем их этим словом. Хотя с учетом того, что сейчас сын на обыкновенной форме обучения в школе (8 класс) мы имеем таких дополнительных учителей (в скобках количество часов в неделю): по математике (2 часа), по русскому языку (2 часа), по английскому языку (2 раза по 1 часу), по французскому языку (2 раза по 1 часу), по физике (1 час),  по химии (1 час), по экономике (1,5 часа). Хотелось бы добавить еще и учителя по немецкому языку, но просто нет времени, т.к.ребенок еще посещает спортивную секцию и нужно все-таки делать уроки и задания (в т.ч репетиторов).

Давайте разберемся, кто такие репетиторы?

Репетиторы - это бывшие или нынешние учителя школ или других, как правило, учебных заведений, которые платно индивидуально учат Вашего ребенка или группу детей (дошкольников, школьников, студентов, взрослых).

Раньше дополнительные занятия осуществляли сами учителя и бесплатно. Но, время идет, жизнь меняется, поэтому учителя работать, как они считают, бесплатно не хотят. Хотя, если учитель не научил ребенка на уроке, то значит, он не выполнил свою работу или выполнил ее некачественно, и не за что получил деньги. Но про это учителя как-то забывают, поэтому их справедливо называют урокодателями. Выдал урок и ушел домой со спокойной совестью, а поняли дети или нет - это уже проблема детей (и их родителей). К счастью, в школе встречаются еще честные учителя, которые пытаются научить всех учеников, оставаясь после уроков на дополнительные занятия для тех, кто не усвоил материал. Но их так мало, поэтому приходится прибегать к помощи репетиторов.

Цели и задачи репетитора

1.                  Научить ребенка определенным знаниям.

На первом месте до недавнего времени была необходимость заниматься с репетитором для поступления в ВУЗ, а сегодня, чтобы как можно более успешно сдать ЕГЭ. Поэтому с репетитором занимаются ученики 9-11 классов в течение 1-2 лет.

На втором месте проблемы проще - один ребенок много пропустил в школе по болезни, у другого проблемы при смене школы, третий не понимает школьный материал в том темпе, как его дают на уроке. Репетитора приглашают для занятий с учеником 1-11 классов, на достаточно короткий срок.

На третьем месте идут  образовательные услуги для дошколят, когда речь идет о поступлении в престижную школу либо просто подготовить ребенка к школе. Возраст «учеников» 5-7 лет. Репетитор занимается полгода, от силы 1 год.

На четвертом месте,  услуги для школьников, которым нужно углубленные знания по различным предметам, тем, кому нужна помощь в учебе в различных заочных или дистанционных школах, подготовка к предметным олимпиадам. Сразу подчеркнем, что это именно наш вариант.

На пятом месте, подготовка учеников старших классов, студентов или взрослых к языковым экзаменам (типа TOEFL) или для работы за рубежом. Скажем сразу, это самые дорогие репетиторы. Длительность занятий от месяца до 1 года.

2.                  Получить финансовое вознаграждение.

Как-то так получилось, что хороших учителей, как правило, в возрасте уже вытеснили из школы более молодые и рьяные. При закрытии школ тоже много сильных учителей попало под сокращение. На пенсию прожить достаточно трудно, поэтому репетиторство дает мало-мальскую добавку к пенсии. Кто-то оформил ИП, официально платит налоги, кто-то в процессе. В любом случае, мы уже заплатили налог с тех денег, которые отдаем учителям.

3.                  Быть востребованным и профессионально мобильным.

Если репетитор не будет досконально знать свой предмет, ситуацию в образовании, если не будет постоянно изучать новые учебники, методические материалы, и прочее, то он станет невостребованным учениками. Таких учителей в школе полно, а тут, если еще и репетитор ничего не дает, зачем ходить к нему заниматься, тратить время и деньги?

Например, отменили экзамены в ВУЗЫ - их заменил ЕГЭ. Поэтому любой уважающий себя репетитор всегда держит руку на пульсе современного обучения. ЕГЭ - пожалуйста. Куплено огромное количество учебной литературы, переработано, донесено в идеальной форме для учеников школ. Как правило, они вынуждены перестраиваться быстрее школьных учителей. Это только учитель в нашей школе может заявить: «Я вам даю знания по программе, а не готовлю к ЕГЭ». Особенно, если эта программа авторская. А ЕГЭ - один для всех. Что делать детям?

Репетиторы, сами бывшие учителя, плотно работаю и с теми, кто учит в школе. Поэтому директора школ их с удовольствием приглашают на замену педагогов, на часы факультативных кружков и элективов. Деньги мизерные, но зато, можно быть спокойным за качество подаваемого материала. Такие учителя халтуру не гонят.

Работая, как правило, индивидуально с ребенком, репетитор сначала выявляет проблемы в знаниях или согласовывает с родителем материал, который должен знать ребенок. Например, родитель приходит и говорит: «У ребенка тройка за четверть по химии. А химия нам нужна, т.к. не исключено, что ребенок будет сдавать ЕГЭ по химии». Задачи, стоящие перед репетитором:

1.                  Определиться с программой и учебником, по которой занимается ребенок.

2.                  Выяснить психологические пробелы: неинтересно на уроках, учитель придирается, снижает отметки, или «слушаю и ничего не понимаю».

3.                  Выяснить пробелы в знаниях: составить вопросник, тест для ребенка, спросит устно, предложить решить задачи.

4.                  Переговорить с родителем, что они хотят от занятий: только исправить отметку или продолжать систематически заниматься, нужны или нет дополнительные знания по предмету, на что особенно обратить внимание.

5.                  Сделать выводы, наметить план обучения, количество занятий. Для исправления оценки в четверти достаточно занятий в течение следующей четверти 1-2 раза в неделю. Для поддержания знаний на хорошем уровне и мониторинг школьных знаний тоже хватит одного раза занятий в неделю. Для подготовки к ЕГЭ  - минимум два раза в неделю в течение выпускного класса, плюс ежедневные (3-4 дня) консультации перед экзаменом.

6.                  Уточнить время занятий, взять координаты ученика, дать свои, оговорить дополнительные условия.

Принципы, на которых работают репетиторы

Если хочешь накормить ребенка, не нужно толкать еду ему в глотку кочергой. Поэтому главные принципы - паритетности, сотворчества, систематичности, доступности материала, наглядности, открытости. Т.е. авторитарный стиль, как правило, неприемлем. Нужно найти «ключик» к каждому ученику. При индивидуальных занятиях это сделать несложно. Репетитор всегда доброжелателен к ученику, интересуется его проблемами. Ученик доверяет ему, поэтому делится не только школьными, но и личными «траблами».

Строятся совсем иные отношения между репетитором, как учителем и учеником. Репетитор знает, что от успешности их взаимоотношений вытекает успешность занятий. Репетитор готовится к каждому ученику. Как правило, у него ученики разных возрастных категорий, классов, школ.

Чем регулярнее ученик будет ходить заниматься к  репетитору, тем выше будет эффективность от занятий. В отличие от школьного учителя репетитор имеет представление о большинстве школьных программах и большинстве учебников, по  которым работает та или иная школа. Он может предложить другой учебник, более понятный или более продвинутый. Репетитор, как правило, не ставит оценки, но дает качественную характеристику ученику. Например, «ты сегодня какой-то сонный, поэтому мы не успели то-то и то-то», «Ты сегодня молодец!». Более того, постоянно настраивает на успех, подбадривает. Если возникают проблемы, то в первую очередь репетитор ставит в известность родителей, предлагая пути выхода из проблемной ситуации.

Индивидуальные занятия, конечно, себя оправдывают. Свой темп, свои задания, чем занянчили занятии, с того и начинается следующее. Хороший репетитор пытается создать у ребенка целостное восприятие своего предмета.

Содержание обучения

Т.к. у всех учеников свои репетиторы, то мы немного остановимся на репетиторах сына.

После ухода с домашнего обучения (или с экстерната) на обычное (почему ушли здесь - http://mama-tania.livejournal.com/9009.html), немного изменилось и содержание занятий с репетитором. Сын обязательную программу осваивает в школе, а к репетиторам ходит за дополнительными знаниями по предметам. Например, уже полтора года учится в очно-заочной математической школе при областном университете. Задания, которые получает каждую очную сессию достаточно сложные, это уровень областных олимпиад. Репетитор помогает справиться с заданиями, которые он не смог решить самостоятельно. Еще собирается учиться в заочной школе при МГУ и МФТИ, поэтому с репетитором разбирают решения вступительных задач. Продвинутая математика дается с трудом, хотя в школе пятерки. Но он прекрасно осознает, что учится в гуманитарной гимназии.

С репетитором по физике тоже прорешивают олимпиадные задачи.  В этом году прошел в городской тур, но решил задачи только уже дома.

Интересная ситуация с репетитором по химии. Занимается с ней, потому что планирует сдавать ЕГЭ по химии (на всякий случай). Да и в школе учительница химии -  очень специфическая дама. У нее никто практически ничего не понимает, вся гимназия плачет, а ей хоть бы хны. Она может ученику сказать: «Ты фигню говоришь!» и еще покрепче. Наш интеллигентный сын немного в шоке от ее «манеры преподавания», он на уроке натурально, в ступор, впадает. Поэтому, с этим предметом мы решили подстраховаться.

Репетир по французскому языку - наш самый старейший репетитор. Не в плане возраста, а в плане того, что занимается с ребенком почти 8 лет. Поэтому первые места на городских олимпиадах сыну просто обеспечены. Несколько раз ездила во Францию, постоянно посещает семинары с носителями языка. Нам с ней очень повезло.

Больше всего у нас сменилось репетиторов - это по английскому языку. Сейчас с сыном занимается бывшая учительница из его гимназии. На олимпиадах часто встречаются вопросы об истории Англии, США, к сожалению, в школьном учебнике такого материала нет. Школьный учебник «Opportunities» дает только грамматику и повседневные знания (еда, друзья, гаджеты,… ), нет больших текстов для чтения. Практически совсем не учат в школе правильному написанию эссе. А с этим у сына проблема, поэтому сын сочиняет и пишет.

Русский язык у сына слабее всех предметов. После событий (http://mama-tania.livejournal.com/7247.htm) отношения с учительницей стали более чем напряженные. Сын практически ничего на уроках не делает. Поэтому, чтобы получить знания хотя бы по программе и достойно сдать ЕГЭ, сын и ходит к репетитору русского языка. Занимаются в школе по программе «Школа 2100», материал сложный, теории в учебнике практически нет. Для закрепления материала предусматривается рабочая тетрадь для самостоятельных и проверочных работ, но у «бедных» родителей просто нет денег на ее приобретение. В наше время, когда на родительское собрание только я хожу пешком, остальные приезжают не просто на машинах, а на крутых иномарках, выделить 50 рублей для ребенка очень сложно.

По экономике у нас, скорее не репетитор, а учитель, т.к. такого предмета у сына в школе нет. Ему нравится, пусть занимается. Так же участвует в экономических олимпиадах.

Средства репетиторов

К средствам отнесем учебники, методические пособия, CD-ROM, видеофильмы, которые используют репетиторы на занятиях.

Сегодня дети просто «одурели» от огромного количества информации, которое на них ежесекундно обрушивается. Идет сын из школы домой -  в ушах плейер - слушает музыку, по дороге  куча мельтешащих рекламных щитов - читает, одновременно с приятелями разговаривает - общается, получает информацию. Домой пришел - включил  проигрыватель - опять музыка громко орет, включил компьютер - там опять друзья в ICQ - общается, одновременно пытается решить математику и выполнить эскиз по информатике на компьютере. Он бы еще и телевизор включил, но я запретила вообще его смотреть. В это время опять приятель позвонил - опять общается. Внимание дико рассеивается. Ни на чем невозможно сосредоточится. Вот и, получается, занимается как бы всем, а ничего не получается. А спроси его: «Что ты сейчас делаешь?». «Уроки», - ответит. «А что конкретно?». Не сможет вспомнить. Потому как вся информация в голове вертится, мельтешит, уроки общением вытесняются. Что же хорошо запоминается, про что он любит рассказывать? А про то, как он в компьютерные игры играл. И ведь рассказывает с поразительной точностью. То-то делал, так-то сказали, то-то слушал. Час играет и еще час рассказывает. Так разве может учитель своим объяснением с тряпкой в руке сравниться с компьютером? Вот и получается, что у компьютера ребенок больше учится, чем у учителя.

Так давайте, будем использовать компьютер в обучении, скажете Вы! Ага. Только обучающие программы такие скучные и неинтересные. Такое чувство, что их пишут люди, никогда в «GTA» или «The SIMs» не играли. Нужно использовать ролики, мультики и прочее, медиа-информация намного повышает эффективность занятий, одного учебника мало.

Математика. В качестве учебников используют методички заочных школ.

Например, методички МГУ http://mmmf.math.msu.su/zaoch/prog/8.html. Недавно вышла серия учебников «МГУ - детям», но, к сожалению, за ними нужно ехать в столицу. Так же скачиваем олимпиадные задачи с различных сайтов - http://www.matol.ru/ - олимпиада Эйлера (задачи с решениями). Есть различные сайты для тренировок, но, пока мы их не используем, просто некогда - http://www.math-on-line.com/olympiada-math/game-training.html.

Физика. С репетитором решают задачи из ее задачника. Когда-то мы приобрели  рабочие тетради «Шаг за шагом» (классный был проект), они занимаются по тетради «Физика, 8 класс». Сейчас сын готовится к поступлению в Заочную физико-техническую школу при МТФИ, поэтому репетитор помогает в решении вступительных задач: http://www.school.mipt.ru/?Root=50.

Химия. Занимаются с репетитором по ее задачникам. Еще используют методическое пособие для подготовки к ЕГЭ (9 класс).

Французский язык. Очень повезло с учебником. Как-то сразу вышли на совместный бельгийско-русский проект Evantail. Учебник имеет два начальных уровня и семь основных, поэтому начали заниматься по нему и до сих пор продолжают. Используют видеофильмы, различные компьютерные программ по французскому языку. В Интернете стараемся отслеживать французские ресурсы: например,

http://fr.prolingvo.info/www/video-fr.php - видео на французском языке,

http://www.netprof.fr/Histoire-de-Paris/Tous-les-cours-en-video,21,0,0.aspx - видеоролики по истории Парижа, http://www.wat.tv/video/charlotte-aux-fraises-jagq_itya_.html - французский мультфильм с песнями (очень нравится),

http://www.frenglish.ru/11_fr_learn.html#%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -  ссылки на французские учебники,

http://mq296.narod.ru/lang.html - различные материалы (мини игры, и прочее). Большое спасибо хочу передать
aeppelwoi за супер карточки по французскому языку. Каждый урок сын с репетитором разбирают и находят для себя много нового и интересного.

Английский язык. Репетитор сказала, что лучше всего заниматься  по учебнику «Round-Up 5», который мы и приобрели. Они штудируют его и дополнительный страноведческий материал из старых учебников. Мы нашли больше количество олимпиад, конкурсных заданий в Интернете, они ими тоже занимаются. Например, олимпиады по английскому языку http://www.future4you.ru/index.php?trg=mainf&mod=sdoc&page=790.

«Шаг в будущее» (там есть олимпиады по многим предметам). Дома самостоятельно занимается по программе Reward на компьютере.

Русский язык. Учебник берут школьный (еще раз напомню, что это Бунеев и К), но дополнительно занимаются по тетради к учебнику, что совсем не делают в школе и по пособиям подготовки к ЕГЭ. Пишут эссе, сочинения.

Экономика. Взяли учебник Липсица, а до этого были учебники под редакцией Сасовой. Но их очень трудно достать, поэтому выбрали то, что доступнее. На сайте ГУ-ВШЭ есть много материалов по экономике (http://ischool.hse.ru/). Играют в настольные игры типа «Монополия». Самая классная компьютерная игра это «Капитализм». Есть в ней и теория, и практика, действительно экономически продуманная модель реального мира.

Методы репетиторов

Нынешнее поколение детей совсем не похоже на нас, на то, как мы учились и как нас учили. Достаточно было сидеть и слушать учителя, а дома вспомнить и правильно выполнить задание. Наши дети не такие. Они отчаянные практики. «Практика - критерий истины», это их девиз. Ничего  и никого не слушать, сразу браться за выполнение задания. Мучить его N-е количество времени. И только потом читать теорию или слушать объяснения учителя. Как в пословице: «И когда уже совсем ничего не получается, прочитайте инструкцию». Поэтому с ними нужно использовать проблемное обучение и деятельностный подход. Т.е. сразу ставить проблему, давать время над ней поработать, смотреть, что не получается, немного подправить (подсказать, помочь) и опять на самостоятельное решение. Сразу ничего не объяснять. Если это задача - на, решай. Если это работа с текстом - сначала выполни, а потом проверим, правильно или нет. Дети эффективней всего учатся на своих ошибках. Если мы боялись их допускать, то Роберт Кийосаки наоборот советует: «Не бойтесь совершать ошибок. Ведь ваши ошибки - прекрасный способ самообразования».

Такой стиль восприятия у них выработался, в основном, из компьютерных игр. Вы понаблюдайте, как они играют. Запуск игры, начало. Хорошо, если это красочный клип (как в игре Трансформеры), тогда он их еще может заинтересовать, но ненадолго. Они пришли участвовать, а не слушать и смотреть. Через две минуты, пальцы уже бегаю по клавишам, отключают все ролики. Ну и ладно, что там многое объясняется - и как играть, какая цель. Ерунда. Все через пробы и ошибки. Игра началась. Пальцы бегают по клавиатуре, ища знакомые комбинации клавиш. «Ура, значит, так мы прыгаем, так стреляет, а так что? Потом разберемся» Пошли действия. Минут через 10-15 беспорядочного брожения, прыгания, ползания, если он дальше по игре не продвигается, у ребенка встает вопрос: «А что собственно нужно делать?». Игра перезапускается. Теперь введение смотрится более внимательно минуты 3-4. «А понятно!»- и опять тыкание, но уже более устремлено, поиск нужных предметов, выход на новый уровень, если получится. Ну а если нет - опять перезапуск….и т.д. Но это пример не самой удачной игры, это пример восприятия новой информации и обучения современного ребенка.

Самая удачная игра, это когда без лишних рассусоливаний в виде клипов, долгих объяснений, сразу начинается обучающая миссия. Сразу поставлена цель - выполнить то-то. Все, иди, выполняй. Иногда даются подсказки, но тоже очень краткие. Ребенок должен до многого дойти сам, догадаться, и выполнить цель. После этого - обязательно поощрение в виде предметов, перехода на другой уровень и прочее. Все динамично и без «манной каши».

Поэтому мы сразу просим репетиторов не терять время занятий на объяснения - сразу проблему и вперед. Самый прогрессивный метод обучения для современных детей - майевтика. По типу диалога «Пипина с Алкуином». Только добытые в поту знания, становятся действительно знаниями надолго. Ребенок должен всего добиваться сам. Этого хочет он сам (пока) и мы.

В классе это сделать сложно, т.к. дети с разным уровнем знаний. Кто-то все время будет отвечать, кто-то просто отсидится за спинами товарищей. А при индивидуальных занятиях такое невозможно.

Метод оценки знаний лучше качественный. Это раньше не умел, а теперь научился. Это не понимал, а теперь понял. Прошлый год такое-то количество грамот по олимпиадам, а в этом - другое (больше, меньше). Это приучает ребенка работать над собой, видеть результат своего труда. Оценка и сравнение получаемых знаний у ученика происходит только с самим собой, а не в сравнении с другими детьми, как часто практикуют в школе. Именно это дает положительную мотивацию для учебы и работы над собой.  Ведь зачастую, сравнение с другими вызывает противоположную реакцию. «Ну и ладно, что Петя лучше, значит, я - бестолковый, учиться не буду».

Формы занятий

Мы уже неоднократно говорили, что самые эффективные занятия - это индивидуальные. Занятия получаются в форме диалога, обсуждения. Если в классе такие формы быстро превращаются в галдеж и болтовню ни о чем, учитель тщетно пытается призвать к порядку, то здесь речь об этом не идет. Репетитор учитывает все в ребенке: неготовность к занятию, усталость, нервозность, весь тот букет психологических проблем, с которыми он приходит из школы. За минимальное время (обычно 3-5 минут), он настраивает ребенка на позитив и работу. Репетитор чувствует, когда нужно сделать перерыв, когда сменить вид деятельности, когда просо побеседовать. Вообще-то подобное обучение было нормальным в Древней Греции, когда количество учителей равнялись количеству учеников. А сегодня в школе на одного учителя приходится в среднем 20- 25 учеников.
Продолжение следует ....

ученик, репетитор

Previous post Next post
Up