"А чего в школу-то не пошли?", 1 часть.

Jan 24, 2016 18:25

Оригинал взят у dzhhhh в "А чего в школу-то не пошли?", 1 часть.


Вообще я не люблю обсуждать то, что уже обдумала. Обдуманное отправляется на дальнюю полочку в голове, а тема разговоров с кем бы то ни было - я очень много разговариваю с разными людьми, это мой способ думать - это открытые вопросы. В споре истина не родится, но в диалоге - если не истина, то куча ценных мыслей непременно.

У меня нет готовых ответов на вопрос «почему ваш ребенок не ходит в школу?». Мне лень это обсуждать, я обычно отвечаю что-то вроде «а че там делать?» - зато разговор быстро завершается. Были месяцы и годы, когда мы это обсуждали с мужем, с людьми, чье мнение для нас важно и даже с теми, чье мнение для нас не имеет значения, но вот человек жаждет нас в чем-то убедить, а для нас тема так горяча, что мы не можем не ввязаться в дискуссию. Порой я среди ночи говорила «Вов, ты спишь? Знаешь, я поняла, семейное обучение не для нас, потому что...». Порой я приходила из магазина и говорила «Вов, знаешь, в школе нашим детям точно нечего делать!». Короче, наобсуждались. (О, если бы наши добрые советчики знали, сколько тапков ловит в голову родитель, решивший учить детей дома, сколько ему приходится трудиться перед принятием этого решения, сколько стен пробить, сколько бойкотов, оскорблений в свой адрес и чужих обид вынести, они бы больше никогда не пытались его в чем-то убедить.)

Но, похоже, каждый родитель хоумскулера обязан хоть раз в жизни написать пост о том, почему он родитель хоумскулера. А раз уж этой участи не избежать - давайте и я поскорее с этим покончу.

«В 2007-м году брал у Умки интервью для газеты "Молодой" И на вопрос "чему может научить рок-н-ролл" она дала такой ответ: "Сперва плохому. То есть в хорошем смысле плохому: «не ходи с ним, деточка, он тебя плохому научит». Плевать на учебу и работу, на истэблишмент, на правила, которые с детства вдалбливают семья и школа, на внешний вид (не отличаться от толпы), на здоровый образ жизни и так далее. То есть свободе в самых ползучих ее проявлениях. А потом хорошему: научиться самостоятельно отличать зерна от плевел, правила из серии «потому что так положено, заткнись и выполняй» от настоящих необходимых правил жизни, самостоятельно отучиться от тех веществ, которые сначала помогали, а потом стали мешать, от лени и распущенности - в пользу внутренней сосредоточенности на действительно важных вещах. Не идти на поводу у расхожих кодексов, но следовать своему железному негласному кодексу. То есть опять-таки - свободе. Сознательности и свободе. Сознательной свободе".
Согласен с Аней. И чуть добавлю. Свобода - это не пьяный корабль. Свобода - это когда есть четко заданный вектор движения. И ничто не способно тебя сбить с понта...»
Бранимир.

Часть первая. Хоумскулером можно стать задолго до семи лет.

Когда я начала читать книгу Алексея Карпова «Семейное обучение как система», я слегка скривилась от того, что он начинает первую главу с дошкольного периода. Ну я же все это знаю, зачем об этом писать! Сейчас понимаю, зачем. Когда люди, не имеющие представления о семейном обучении, начинают задавать вопросы, то оказывается, что мы имеем совершенно разные представления о детях.

Наш старший ребенок не ходил в сад и - о ужас - до шести лет не ходил в кружки. Я ни разу в своей жизни не слышала от него фразу «мне нечем заняться». Только жалобы на то, что в сутках всего 24 часа. Гриша ездил со мной везде, ходил в офисы, где я брала удаленную работу, на концерты и фестивали, в лес, в гости, в музеи, на церковные службы, в дальние путешествия. В четыре года он по часу сидел в актовом зале дома престарелых и инвалидов, где я вела занятия, собирал конструктор или думал над тетрадями для первоклашек по математике, которые мы случайно прихватывали в книжных магазинах. В шесть - активно вникал в особенности работы с воспитанниками детского дома. Ему нужно было понимать все - что мы делаем в детском доме, зачем мы это делаем, почему важно делать хорошо или не делать никак. Единственное, о чем я жалею - что сразу не научилась сдавать с ним сессии.

Но это мое, мое, оно просто проходило боком. Гришина жизнь кипела совсем в других областях - в естественнонаучных. Года в три забылись машинки, его поглотил мир астрономии и не отпускал долго - целыми днями Гриша моделировал солнечную систему, разные затмения, созвездия и галактики. Потом появилось лего и осталось до сих пор. Интерес к строению вселенной сменился интересом к строению атома. Годам к пяти-шести Гриша научился не кидаться с головой в одну тему, а увлекаться разными вещами, чередовать и переплетать их. (Хотя это не помешало ему недавно несколько месяцев зависать на минералогии - но уже, вроде, отпустило). В чем же была роль родителей? Ну, его никто не трогал, всегда отвечали на вопросы и подсказывали, где что посмотреть-выяснить Покупали любые пособия, наборы и книги. Незадолго до своего пятилетия Гриша подошел и попросил научить его считать - мы научили до десяти, рассказали о числах до ста, потом до тысячи, объяснили принцип, дальше сам. Как Вова учил его читать, я не вникала - я же только водила пальцем по строчкам книг, читая ему, и помогала прочитывать вывески на улице, когда мы ехали в автобусе по каким-нибудь очередным делам. Реальным делам с реальной целью и реальным результатом, которые всегда нами обсуждались - а не «там тебя щас за большие деньги сделают умным профессиональные педагоги».

Да, не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда «вон у тети Маши Петенька уже сам к психотерапевту пополз, а твой до сих пор от юбки не оторвался». Вова говорил «Ну и что, перерастет еще - все сможет». И перерастал, и все мог. В шесть с половиной начал один ходить в магазин и ездить на музыку, в семь уже завел свой круг друзей, которых мы не знали, ходил к ним в гости, звал к себе. В семь с половиной он впервые в жизни оказался на математической олимпиаде - в чужом городе, где родителей не пускали в здание. Не испугался, сам пошел, разобрался что к чему. Он не скрывал от нас того, что его друзья по двору ругаются матом, и того, что он сам начал говорить такие слова - при том, что в нашей семье это категорически недопустимо. И сам пришел к желанию избавиться от этой привычки, и избавлялся, и радовался результатам. Ему скоро восемь - он уже немного ориентируется в городе, во многие места ездит сам. Иногда подрабатывает няней - сидит с двухлетним ребенком моей подруги, т.к. игрушки предпочитает очень дорогие и карманных денег ему на них мало (о работе договаривается сам, я вообще не вмешиваюсь в эти дела). И ходит на курсы белорусского языка, где все очень сложно и непонятно - но ходит, потому что прекрасно понимает, что преодолевать трудности - это круто, а избегать трудностей могут себе позволить только люди слабые и не слишком многого хотящие от жизни.

Клево, да? Зато полтора года назад я привела Гришу в секцию ушу, и у него случилась паника - он рыдал и просился уйти, потому что страшно, потому что много чужих людей... Сначала я разозлилась, а потом мы ушли и больше туда не возвращались. Не нужно пересказывать, сколько раз в связи с этой историей я услышала фразы типа «это же ненормально!», «как он будет жить дальше?», «надо было отдать его в сад!» и т.п.?

Домашний ребенок развивается в ином темпе, чем ребенок в госучреждении. В своем, природном. Поэтому он может заговорить только после трех, а может начать читать в три. Может бояться разговаривать с посторонними в пять лет - а может в пять лет ходить в магазин со списком, уточняя у продавца состав продукта. Это не важно и ни о чем не говорит - это просто его темп. Вы его любите, вы его поддерживаете, а это значит, что он подрастет и все сможет.

Таким образом, сами того не заметив, мы получили ребенка, полностью готового к домашнему обучению.

Продолжение будет скоро.
Previous post Next post
Up