Последняя часть
хроники участия христианских конфессий в Евромайдане. Тут - о наших красавцах. Канонических.
Есть немного и о добрых пастырях. Но таковых я старался не подставлять. Хунта расточится, напишу о достойных деяниях отцов и владык, даст Бог.
Никоим образом не оправдывая порочную, но легитимно избранную власть, виднейшие члены синода Украинской православной церкви Московского патриархата, ее ярчайшие проповедники стали на сторону закона и тех его представителей, кто сдерживал штурмы боевиков. Что уж говорить о мирянах, в своей массе традиционно более радикальных, чем рассудительные архипастыри. В первую неделю Евромайдана (до его искусственного «подогрева» разгоном «онижедетей» в ночь на 29 ноября) верующие провели антиевроинтеграционное шествие, по численности в разы превышающие разрекламированную акцию на Майдане. По понятным причинам телевиденье этих истинно народных, а не организованных «регионами», «антимайданов» замечать не желало. Уже в разгар противостояния прихожане киевских храмов собирали деньги на теплые вещи и продукты питания для бойцов «Беркута» и солдат ВВ. Подчеркнуто антимайданную направленность имели мероприятия по случаю 360-летия Переяславской присяги. Тысячи православных в Киеве, Харькове, Севастополе, Полтаве, Сумах, Луганске, Василькове, в знаменитой Никольской обители на Донбассе и, конечно же, в самом Переяславе откликнулись на опубликованный в «
2000» призыв Малороссийского землячества Санкт-Петербурга о совместном одновременном молебне в честь юбилея.
На этом фоне особую позицию заняло автокефалистское крыло в руководстве церкви. Речь идет о группе священнослужителей из окружения Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира, чья деятельность со времен Ющенко направлена на отрыв УПЦ от Московского патриархата. Именно «команда митрополита Владимира» как сами себя идентифицируют его секретари Александр Драбинко и Георгий Коваленко, а также их ставленники в управленческих структурах УПЦ, продавливали «общецерковное одобрение» курсу власти на евроинтеграцию. Демонстрируя свою услужливость Администрации президента на протяжении всего периода его всевластия, эти же церковники подвергли Януковича поношению, как только его могущество пошатнулось.
Впрочем, будем справедливы, первыми на майдане появились не банальные карьеристы, а идейные неонацисты и евроинтеграторы из автокефалистского лобби в УПЦ.
На фоне «Пусси» снимается священство
Давний поклонник коллаборационистов, отслуживший на протяжении последних лет панихиды по униатам Шухевичу, Бандере, Коновальцу, Волошину (несмотря на канонический запрет церковной службы по неправославным), уполномоченный УПЦ по высшему образованию ректор Ужгородской украинской богословской академии (УУБА) Виктор Бэдь сразу же после проведения православными братствами в Киеве шеститысячного крестного хода за единство исторической Руси выступил с
заявлением, в котором по сути назвал своих единоверцев недостойными людьми: «В эти дни, мы украинцы, сдаем экзамен на национальную, духовную, политическую и европейскую зрелость! Каждый гражданин Украины, который осознает себя украинцем… и является достойным человеком, должен самомобилизоваться и подключиться к политическим акциям в поддержку евроинтеграции Украины и противостоять антиукраинской политике неукраинской власти в Украине! Украинская нация должна объединиться национально и духовно, и совместно выступить в защиту нашей Родины Украины на пути к евроинтеграции!». Обращение высокоуполномоченного УПЦ сопровождалось зачем-то карикатурой на герб России.
По примеру униатского Украинского католического университета, инициировавшего львовский Евромайдан, Бэдь 1 декабря вывел ректорат, профессорско-преподавательский состав, «академическое духовенство» и студентов УУБА на ужгородское «Всеукраинское народное вече протеста». В своем
выступлении он осудил действия власти по «силовому разгрому народного майдана» в Киеве, не упомянув ни о забрасывании «Беркута» горящими бревнами, ни об избиении защитников Кабмина 24 ноября (где от удара шилом в шею
погиб первый «беркутовец»).
Бэдь и его «богословы» // Фото:
http://www.uuba.org.ua При этом никакой реакции борцов с «политическим православием» (жупел, который автокефалисты еще в 2007 г. выдумали для подавления выступлений за единство Русской церкви) не последовало. Боле того, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ глава Синодального информационного отдела Георгий Коваленко
пояснил, что «Закон о свободе совести и религиозных организациях» (вообще-то светский закон, а не церковный канон) «прямо разрешает» Бэдю «выражать свою собственную политическую позицию, в основе которой, наверное, богатый политический опыт…». В то же время от священнослужителей, осудивших майдан, главный на сегодня порицатель «политического православия» возжелал объяснений и «готовности к покаянию».
Видя что «политическое православие» применяется избирательно, на Майдан не могли не выйти идеологи автокефалистского движения в УПЦ протоиерей Андрей Дудченко и архимандрит Кирилл Говорун. Снявшись под «елкой» на фоне лозунга «Богородица, Янека прогони!» (интерпретация припева песни «Пусси райет», исполненной на амвоне храма Христа Спасителя), они засели за катехизис еврореволюционера.
«Мы хотим победы Света над тьмой», - провозглашалось в обращении, жутко оригинально названном «
Побеждай зло добром». Как следовало из текста, под «Светом» понималось «сближение с христианской Европой и базовыми европейскими ценностями». В заявлении, однако, упускался тот общеизвестный факт, что авторы конституции Евросоюза отказались включать в нее пункт о христианских корнях Европы, как и то, что в храмах «христианской» Европы «венчают» однополые браки, а в школах и госучреждениях запрещают символы христианства.
«Мы не против тех, кто обманут», - заявляли авторы обращения, конкретизируя, что «обманутые» - это те, кто «по ту сторону майдана». Участники митингов на Донбассе, в Севастополе или Одессе были представлены не только невеждами, которые попросту «не знают, какие мы на самом деле», но и безвольной массой, привозимой «не по своей воле на «антимайданы».
Но все это было лишь подводкой к главному - «любящие Украину священнослужители» (как сами себя назвали авторы, отстраняясь от основной - «несвидомой» массы священнослужителей УПЦ) дали народу «Заповеди мирного сопротивления», которые, очевидно, в «нереволюционное время», представляются «новым Моисеям» не столь актуальными: «Соблюдай законы и уважай свободу каждого», «Не бойся!», «Не поддавайся на провокации», «Улыбайся встречным», «Помогай ближнему, чем можешь», «Гаси агрессию. Силовики и «титушки» - тоже твои ближние».
Пользователи интернета сразу же уличили попов-революционеров в плагиате заповедей «Победителя Природы, Учителя народа, Бога Земли» и просто «целителя» Порфирия Иванова. В частности: «Здоровайся со всеми везде и всюду…», «Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу Мира!» и т.п. Как заметил блоггер
verbi_gladio «Иванова хватило аж на 12 заповедей. Это для сравнения интеллектуального уровня площадных богословов с мохнатым Порфирием».
Другой блоггер
vano_petov заметил: «Думаю, что слово «...мирного...» это бантик, не существенная деталь... Главный смысл содержится в словосочетании «заповеди сопротивления». Все. Приехали. Отцы начинают проповедовать сопротивление. Что-то я не помню из Житий святых описание «майданов» против императоров, гонителей христиан… Сегодня отцы взялись за формулирование новых заповедей для «революционеров». Грустно и стыдно за них».
Грустно и стыдно стало даже редактору отчетливо автокефалистского интернет-портала УПЦ «Православ’я в Україні», и там появился критический разбор творения «европопов» (постоянных авторов «ПвУ», кстати). Но… как появился, так и исчез в тот же день по указанию Коваленко, ко всему прочему являющемся главой Информационного отдела УПЦ. Автор материала Дионис Петров продублировал его в своем
блоге. И вот что смутило в нем пресс-службу Предстоятеля УПЦ.
«Самые большие буквы обращения гласят: «Заповеди мирного сопротивления». Это если провести параллель с Евангелием, должно звучать на такой лад: «Как подставить другую щеку так, чтобы бьющий сломал руку», - подмечает Петров. - …Никто не станет спорить с тем, что современная Европа выросла на христианских ценностях (как впрочем, и множество других стран). Но откуда у авторов обманчивая мысль, что, принимая современную Европу, мы принимаем только ее базовые ценности без бонуса новых совершенно чуждых идей? Увы, принятие договоров с ЕС - в первую очередь согласие с его требованиями законодательного характера, что чревато устранением наших ценностей. Тех изначальных христианских ценностей, которые, по сути, гонимы в Европейском Союзе. То есть, принимая Европу, авторы обращения говорят, что в этом пироге хороший нижний корж, но почему-то напрочь забывают, что сам пирог во многом уже откровенно антихристианский, со всем своим кремом и остальными коржами… О самих же «заповедях» (см. выше, - Д.С.) даже говорить стыдно. Оперируя терминами «титушки и силовики», они по самой формулировке делят людей на высший и низший слой. По сути - это зародыши фашизма, ведь нас призывают относиться хорошо и гасить агрессию со стороны объектов, которые «тоже наши ближние». По своему формату эти заповеди больше напоминают не то Дейла Карнеги, не то Рона Хаббарда. Отцы, чьей вы веры, где заповеди нашего Бога?
Дальше следуют призывы, напоминающие коммунистические агитки: «Борясь за эти идеи, мы сами должны уже сейчас быть нормальными приличными людьми - такими, с которыми хочется жить рядом». Прочитав их, задаешься вопросами: Отцы, а разве не другому мы научены своей верой? Разве вера учит нас вражде или быть неприличными? Может вы давно читали Евангелие?».
К слову, в сочинении новых заповедей для майдана проявил себя и лидер украинских униатов Станислав Шевчук, который, похоже, также не часто садится за чтение Евангелия. Свое выход из согласительной комиссии с участием власти, лидеров майдана и представителей церкви
пояснил он нарушением властью одной из десяти Божьих заповедей. Назвал Шевчук ее - «достоинством человека». И хотя такой заповеди Новом завете не содержится, доктор богословия даже зачитал её: «Достоинством человека торговать нельзя».
А вот другой доктор богословия духовными наставлениями не ограничился. Ректор УУБА (не раз
подозреваемый коллегами в коррупции)
установил материальное попечение над Закарпатской сотней Майдана. Именно в дни «еврореволюции» деятельность Бэдя была по достоинству оценена бандеровцами (в прямом смысле данного определения): Закарпатское общество политических узников и репрессированных
вручило ему «почетную юбилейную медаль братства ОУН-УПА». Удостоен был иерей УПЦ Московского патриархата столь «высокой» награды за «весомые личные заслуги в национально-освободительной борьбе». Когда и в какой «национально-освободительной борьбе» успел лично, да еще весомо поучаствовать ужгородский «богослов» (до 1991 г. мирно служивший адвокатом районной юрконсультации), широкой общественности не пояснили.
Кто подвел Майдан под анафему
Эскалация насилия «мирного майдана», выразившаяся в блокировании 8 декабря «правительственного квартала», вызвала к выходу из тени и главных лиц в автокефалистском движении. Личный секретарь Предстоятеля УПЦ Александр Драбинко распространил через свою
интернет-страницу «теологическое обоснование «еврореволюции» - опус под названием «Богословие майдана», а пресс-секретарь Коваленко, презрев свои заверения о том, что «на майдане наши священники находятся лишь как частные лица», выступил со сцены Майдана. Здесь он находился в составе группы представителей непризнанного «Киевского патриархата», униатов, римо-католиков и разного рода сектантов. Представитель канонической церкви призвал вне зависимости от религиозной и конфессиональной принадлежности к общей молитве «за мир и спокойствие в нашей стране», таким образом подводя под анафему православных участников Майдана - ведь общая молитва с теми, кого православная церковь считает еретиками и раскольниками карается отлучением. Да и сам Коваленко во время чтения «Отче наш» представителем униатов Борисом Гудзяком
также не отошел в сторону и даже снял священнический головной убор, что свидетельствует о присоединении к молитве.
В эти же дни прозвучали из уст представителей митрополии и первые нотки осуждения в адрес правоохранителей. Так ответственный редактор официального сайта УПЦ Александр Андрущенко, «компетентно» разбирая действия ВВ и «Беркута» по зачистке от экстремистов правительственного квартала
изрек: «Ни в одной европейской стране полицейским не позволено избивать совершившего преступление на месте происшествия, да и вообще избивать, что называется, без суда и следствия». Шедевр тут каждое слово, конечно. Но особо умиляет «происшествие» (Это, наверное, наезд на мальчишек-срочников грейдером - «происшествие». Дорожно-транспортное). Но самое удивительное, что разницу между «избиением на месте происшествия» и нейтрализацией преступников во время совершения ими массовых беспорядков (причем, несущих угрозу жизни правоохранителям) не осознает сотрудник синодального отдела по взаимодействию церкви с военными формированиями (т.н. с теми же ВВ)! Да за почти месяц бесчинствования майдана к моменту «озарения» сего «опекуна» правоохранителей уж досконально можно было изучить беспощадную практику действий полиции при массовых беспорядках в «цивилизованных странах», а не выдумывать нелепости вроде: «Приказы в цивилизованной стране, тем более, пытающейся взять курс на Евроинтеграцию, не могут состоять из таких формулировок: «Избивать…», «Ломать суставы…», «Бить лежачих…», «Пускать газ в глаза….», «Оскорблять…», «С агрессией отвечать на провокации…» или «Разогнать толпу…». Это, в конце концов, не просто глупая клевета (ибо такие приказы ни одному из командиров ВВ и в дурном сне не приняться), но удар в спину. Ведь, Андрущенко, ко всему прочему - еще и главред православного журнала для военных и правоохранителей «Вера и Честь».
Не удивительно, что после 19 января, когда в солдат полетели не только булыжники, но и бутылки с напалмом, полномочные представители УПЦ ограничились лишь констатацией того, что «оппозиция не в состоянии контролировать настроение протестующих», но виновата в этом, конечно же, власть, которая «не сделала шагов для урегулирования конфликта, прекращения насилия и начала настоящего диалога». Такое
обращение подписал Коваленко вместе с представителями униатов, раскольников и сектантов в дни, когда Янукович не просто обсуждал пути урегулирования конфликта с лидерами путча (что само по себе беспрецедентный шаг), но предлагал им возглавить правительство.
Коваленко, отметим, не уставал подчеркивать, что на свою «евромайданную» деятельность получил благословение Предстоятеля УПЦ. И позицию последнего высоко оценил руководитель украинских униатов Святослав Шевчук,
заявив, что она «абсолютно совпадает с позицией всех церквей Украины».
Реально попытались остановить кровопролитие монахи киевского Десятинного монастыря. Утром 21 января отцы Гавриил, Мельхиседек и Ефрем
вышли на ул. Грушевского, став с иконами и крестом между «мирными активистами» и «Беркутом». «Они вышли как миротворцы, не за одну или другую сторону, а молились за прекращение противостояния, хотя им предлагали стать «с народом», - писал сайт Русской православной церкви «
Православие.ru. Для московского «
Православие и мир» ситуацию, в которую вмешались монахи, прокомментировал известный проповедник о. Андрей Ткачев: «Происходящее - Судный день для мнимой оппозиции, ибо она никем реально не управляет… Бунт конфессионален и регионален. Ядро - униаты с западной Украины. Хоть как вертись, а это факт… Сегодня три монаха Русской Православной церкви стали между сторонами и остановили бомбометание. Это - шанс и знак. Вся толпа бесполезных «молитвенников» с Майдана ничего не стоит. Три монаха РПЦ сильнее сотни расстриг. Но это только на время. Нужен политический компромисс и увод боевиков. Не видно, кто бы мог дать им внятную команду. Одним словом, все маски спали: маска мирного протеста, маска «великой духовности», маска европейской идентичности».
Монахи на Грушевского (снимал безбашенный Дима ГОНЧАРОВ, шмыгавший под пулями на Грушевского без жилетки "Пресса")
Четыре часа на двадцатиградусном морозе молился с отцами игумен Алипий Светличный. Вот что он написал на своей странице в «Фейсбуке»: «Только что приехал домой переодеться и отогреться… Пишу быстро: еще зуб на зуб не попадает. И надо собираться обратно… За то время, что мы стояли, ни один камень не был брошен. Люди даже спокойно подходят к беркутовцам - беседуют. А вообще, то, что видел - фантасмагория! Со стороны майдановцев сплошь агрессия, все время вызовы, оскорбления в сторону ребят-воинов…»
«Эти ребята в рыцарских доспехах (хочется говорить о них так!) в этой истории самые бесправные, и люди чести, - продолжил о. Алипий уже в «
Православии и мир». - Их ненавидят, унижают. Но они продолжают служить Отечеству. Ведь Отечество - это далеко не майдан! Майдан - это выплеск обид, это эмоции. Потому там так много надписей с нецензурщиной, столько мерзких изображений, превозношение анархии… Мне странно, что именно в средоточии этих низких страстей христианское духовенство отнюдь не утишает эти страсти, а усиливает гротескность происходящего». Это, как мы уже понимаем - о тех самых «молитвенниках» на сцене Евромайдана.
Как и предполагал о. Андрей Ткачев, молитва сдержала Евромайдан от агрессии лишь на время (которым лидеры оппозиции очевидно и не думали воспользоваться). Архимандрит Алипий рассказал, почему монахи, более суток сдерживающие противостояние, ушли с ул. Грушевского: «Когда мы стояли ночью на молитвенном посту, были попытки пользоваться нами как живым щитом. Несколько раз ребята с баррикад, как ни в чем не бывало, перелазили свои заграждения и подходили к нам со спины. Пользуясь нашим телами (извините за каламбур) они также стали возводить впритык к нам еще одну баррикаду. Так, что некоторые из стоявших в молитве, не желая быть невольным соучастником, просто ушли с места. И строительство прекратилось. Нас, наш нейтралитет, безусловно, бесстыдно использовали. Мы также были свидетелями того, что подобным образом баррикадники использовали и корреспондентов, операторов с камерами.
Забавно было видеть совсем неимоверную сцену, когда прекращались на минуту стрельба и бомбежка и, из-за баррикад, не очень поспешно выходил один или два человека, и, как ни в чем не бывало, почти у ног беркутовцев собирал недоброшенные булыжники и относил их «восвояси»! Это у них заканчивались боеприпасы. И солдаты вынуждены были за этим, не двигаясь, наблюдать из-за своих щитов. А потом, по возвращении «грибника», канонада начиналась снова.
Вот именно эту подлость, когда твоим нейтралитетом пользуются и стреляют из-за твоей спины, зная, что противоположная сторона в ответ не сможет целиться в молящихся, и не выдержала братия Десятинного монастыря, - пояснил священник. - Они ушли так же, как пришли, Крестным ходом, унося свои святыни. Потому что их, их доброе намерение пытались использовать в явное зло».
Закономерный финал
C победой Майдана вышел из тени и главный движитель автокефалистского крыла УПЦ Александр Драбинко. В своей проповеди, монументально названной «
Слово на Прощеное воскресение» секретарь предстоятеля наделил Януковича всеми смертными грехами (хотя в этот день требовалось самому прощения просить), не только повторив мифы украинских СМИ о расстрелах, пытках, похищениях активистов и т.д., но и приписав грех осуждения всем гражданам Украины: «Общество является почти единодушным в понимании того, кто виновен в пролитии крови на киевских улицах и майданах».
24 февраля - почти за неделю до серьезного обострения отношений между РФ и новой киевской властью - пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ Георгий Коваленко
опубликовал на своей интернет-странице обращение к русским единоверцам, в котором выразил сомнение, в том, что у тех осталась хоть капля любви к украинцам. И, наоборот, выразил уверенность в том, что россияне называют украинцев не иначе как «фашистами» и «нацистами»: «Уважаемые россияне, если у вас осталась хоть капля любви к нам, украинцам, перестаньте даже в частных беседах называть нас «фашистами», «бандеровцами», «нацистами» и «националистами!». Свою клевету сопроводил он словами Христа: «Кто же скажет брату своему «безумный», подлежит геенне огненной».
Жирной точкой в майданной деятельности пресс-секретаря Предстоятеля УПЦ можно считать заявление: «Уже не принципиально, поминать ли на службе Московского патриарха».
Апогеем же участия в майдане автокефалистов можно считать выступление епископа Илария на «вече» солидарности со страдающими от оккупации крымчанами, совпавшим с празднованием 200-летия Тараса Шевченко. Как и положено, действо открыл «патриарх». «На Украину совершена агрессия со стороны России, но к этой агрессии причастна также и Русская Православная Церковь во главе с патриархом Кириллом», - возгласил глава «Киевского патриархата». И услышал в ответ тысячегласное «Позор! Позор!! Позор!!!».
Как должен при этом поступить представитель церкви, в отношении которой произнесено и проскандировано подобное? Наверное, либо решительно опровергнуть клевету, либо тут же покинуть собрание.
Вместо этого он предпочел участие в попытках унижения Церкви. А именно - ее «оправданием» перед ненавидящей православие толпой: мол, у нашего Митрополита Владимира еще с советских времен богатейшее собрание сочинений Тараса Григорьевича, что подразумевало: «Он не такой как Патриарх Кирилл, да и мы - такие же сознательные украинцы как вы».
Походу еп. Иларий, родившийся в СССР, возвел напраслину и на родину, рассказывая, о том что «Предстоятель УПЦ МП не боялся носить вышиванку в советские времена, когда носить ее было опасно, а для признания себя украинцем требовалось особое мужество» (и это при Хрущеве, не снимавшего вышиванку в знак своей украинскости!).
Восхвалив погибших на майдане за «свобиду» (это так уроженец Новороссии национально сознательно перешёл на политически верный диалект), закономерно закончил епископ Московского патриархата выступление приветствием «Слава Украине! Героям слава!».
Еп. Иларий (слева), Коваленко (посредине) и отлученный от Церкви «патриарх Филарет» (справа) на «народном вече» в честь юбилея Шевченко // WWW.FACEBOOK.COM/KOVALENKOGEORGIY?FREF=TS
Здесь хотелось бы всем участникам молебнов на Майдане открыть тот факт, что даже сотрудничавший с гитлеровцами униатский митрополит Андрей Шептицкий полагал данный лозунг антихристианским и откровенно нацистским.
Коллега Мирослава Бердник
ознакомила недавно интернет-сообщество с работой немецкого историка Гжегожа Россолински-Либе. Тот пишет: «С началом Второй мировой войны и падением Польши Бандера освобождается из тюрьмы и едет в Краков. В это время и появляется приветствие «Слава Украине - Героям слава!», скопированное из нацистских аналогов. Это гитлеровское приветствие использовалось на II-м Съезде ОУН в Кракове в апреле 1941 года». В брошюре Россолински-Либе описывается, что при приветствии следовало «зиговать». Именно с этих пор традиционное западноукраинское «Слава Иисусу Христу» постепенно заменяется на «Слава Украине!». Это и возмутило Шептицкого. Бердник обращается к сборнику документов «Митрополит Андрей Шептицький. Документи і матеріали 1941-1944», изданном в 2003-м г. издательством «Дух і літера». В нем опубликовано следующее обращение к пастве: «Проявлением безбожия является замена словом «Слава Украине!» извечной хвалы Исусу Христу, которую превозносят Христу: «Слава И(сусу) Христу!»… Замена этим словом религиозного прославления Христа является выразительной тенденцией устранить Христа и поставить родину на его место, следовательно, является признаком выразительной безбожной тенденции… Украина вообще не может существовать, как самостоятельное государство, а тем более, быть славной державой без воли Царя царствующих и Господа господствующих Предвечного Бога И. Христа, нашего Спасителя, Отца и Господина. Взываю ко всем христианам бороться с проявлениями безбожия в практиках украинского национализма».
Как показала вскоре история, к украинским националистам взывать именем Христа было поздно уже тогда.
Дмитрий Скворцов
"
2000"