ПАСХАЛЬНОЕ ХРИСТОСОВАНИЕ ПОСЛЕДНЕГО РУССКОГО ЦАРЯ

May 06, 2016 23:07

Оригинал взят у barjaktarevic в Пасхальные поздравления императорской четы
Оригинал взят у colonne71 в Пасхальные поздравления императорской четы
Где бы ни оказывалась семья Николая II на Пасху, в Петербурге, Царском Селе ли, Ливадии или в каком-либо ином месте, церемониал и процедура христосования оставались всегда неизменными. Счёт людям, окружавшим Императорскую Чету в тот день, шёл на несколько сотен, а потому сам процесс христосования, будучи ограниченным, вероятно, дворцовым протоколом по времени (столько-то часов в день), растягивался иной раз на два или даже три дня, переходя таким образом из Пасхи в Светлую седмицу. Собственно христосовался сам Царь, а Императрица раздавала пасхальные сувениры.

Где бы ни оказывалась семья Николая II на Пасху, в Петербурге, Царском Селе ли, Ливадии или в каком-либо ином месте, церемониал и процедура христосования оставались всегда неизменными. Счёт людям, окружавшим Императорскую Чету в тот день, шёл на несколько сотен, а потому сам процесс христосования, будучи ограниченным, вероятно, дворцовым протоколом по времени (столько-то часов в день), растягивался иной раз на два или даже три дня, переходя таким образом из Пасхи в Светлую седмицу. Собственно христосовался сам Царь, а Императрица раздавала пасхальные сувениры.

Вот, например, фрагмент записи в дневнике Николая II на Пасху 2 апреля 1895 г.:

«В 12 часов началось христосование - Аликс раздавала яйца».

А на следующий день Царь описал христосование с военными: «В 1 1/4 началось христосование с военным начальством и нижними чинами. Моя рота Преображенского полка была тоже бывши в карауле в Аничкове в ночь на Пасху. Все окончилось к 2 ?.»

Кстати сказать, Пасха 1895 г. была первой Пасхой в совместной жизни последней Императорской Четы, и первой православной в жизни последней русской Императрицы.

А вот описание христосования на Пасху следующего 1896 г. В эти дни, на Страстной неделе и в Светлое Христово Воскресение, Императорская Чета пребывала в Петербурге, в Зимнем Дворце, что становится понятно из записи, сделанной молодым Императором в его дневнике в самую Пасху 24 марта того года: «В 11 1/2 час. началось христосование со всеми людьми в Малахитовой (гостиная Зимнего дворца) почти 500 человек получили яйца».

Интересно, что на Праздник Пасхи в неспокойный 1905 г., пришедшийся на 17 апреля, в дневнике Царя о христосовании нет ни единого слова. Оно упоминается только на следующий день: «Происходило христосование со свитой, военным начальством и воен. учеб. заведен.», - записал Царь в своём дневнике 18 апреля 1905 г., - «В большой галерее со всеми нижн. чинами. Всего 960 чел.». И на следующий день, 19 апреля, совсем уж, казалось бы, неожиданное: «Христосовался со старообрядцами».

В военный 1915 г. православная Пасха пришлась на 22 марта: В 11 час. христосование со всеми придворными до 12 1/2. А на следующий день, т. е. 23 марта, оно продолжилось в несколько более "расширенном составе": В 2 часа началось христосование в Большом дворце (Царского Села. со свитой, начальством округа и нижними чинами запасных батальонов шефских частей; между ними много раненных и поправившихся от ран. 24 марта: В 2 часа было последнее христосование со старообрядцами и волостными старшинами.

В 1916 г. Царь был уже был Верховным Главнокомандующим, на Пасху 10 апреля он находился в своей Ставке в Могилёве: «Встал в 9 1/2 ч. через час началось христосование со штабом, управлениями, духовенством городовыми и местными высшими чинами граждан».

11 апреля Николай II записывает: «В 2 часа поехал к Быховским казармам, где около полковой церкви я христосовался с казаками и нижними чинами всех частей, стоящих в Могилеве - всего 860 человек».

12 апреля: «В 10 часов вышел во двор и похристосовался с нижн. чин. Особого батальона и команды Штаба, кот. были в наряде в ночь на Пасху».

Любопытное совпадение: в революционный 1917 г. Пасха, как и в 1895 г., отмечалась в православном мире 2/15 апреля - в этот день, ровно через месяц после своего вынужденного отречения от престола, Император, находившийся в Царском Селе на положении заложника Временного правительства России, писал: «Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс давала им фарфор. яйца сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек».

Запись из дневника бывшей Императрицы уточняет время начала христосования и состав христосовавшихся: ...12 1/2 [часов]. Христосование. Иза, Трина, Настенька. Т. е. баронесса С. К. Буксгевден, гофлектрисса Е. А. Шнейдер и графиня А. В. Гендрикова.

Последняя Пасха в жизни Царской Семьи имела место в морозном Екатеринбурге (на дворе в этот день было минус 30 градусов) 22 апреля/5 мая 1918 г. и была как никогда прежде скромной: «Утром похристосовались между собой и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать» - записал в тот день Государь. Эту печальную картину дополняет запись из дневника Императрицы: Мария читала мне Дух[овное] чтение, а Н[иколай] читал Евангелие и книгу на французском. 1 ч[ас]. Седнев приготовил нам обед из вчерашней еды (выделено нами)... Н[иколай] читал нам Малое в Великом. 5 ч[асов]. ... Н[иколай] читал нам вечернюю проповедь»....



Пасха в Ливадии

Мужской монастырь Святых царственных страстотерпцев Ганина Яма

Царе-Россия

Previous post Next post
Up