Биеннале современного искусства Манифеста10 каждые два года (как и полагается биеннале) проходит в разных культурных столицах мира. В этом году свершилось чудо, и она доехала до Росии - прямо до Эрмитажа. :) Точнее, до Главного штаба, где расположилась основная часть экспозиции. В Зимнем дворце, впрочем, тоже расположились кое-какие экспонаты - "незаметно" вписались в постоянную классическую экспозицию. Туда мы так и не доехали, лишь зашли поглазеть в главный двор Эрмитажа на разбитую о вековой ствол не-знаю-какого-дерева зеленую "копейку" - это тоже экспонат. Но - обо всем по порядку...
Воскресным утром мы с Тимом приехали на специальную экскурсию для семей с детьми в Генштаб. Забавно: на месте нового главного входа из арки Генштаба, ведущей на Дворцовую площадь, и фойе был раньше ресторан, который я оформляла. По случаю реконструкции Восточного крыла его и закрыли. Даже жаль - там получился такой замечательный микс попарта, классики и русской фольклорной традиции! Выкрашенные в контрастные цвета широкие подоконники, на которых связки винтажно-синих баранок вперемешку с музейными редкостями вроде серебряных секаторов для вареных яиц...
...и моя шедевральная огромная яичница, за которую я накануне взяла приз на каком-то дизайнерском конкурсе, а потом подарила хозяину ресторана (обтянутый желтой лаковой тканью желток и кружевной белок из подобранной на Удельной барахолке белой кисеи).
кстати, фото с конкурса.
У входа - ультрамариновый рояль, выкрашеный блестящей автомобильной краской, c велкам-дринк-баром под крышкой, на стенах - старинные афиши, сатирические картины-коллажи в "золоченых" рамах вроде хоровода неистовых танцоров Матисса вокруг огромного гамбургера - новый попарт!, и огромные разноцветные Василисы в кокошниках а-ля Уорхолловская Мэрилин во всю ширь и высь светящейся стойки бара. А еще - фартуки для официантов, для которых я собственноручно делала коллажи из древнерусских алконстов и картин Кандинского, Малевича и Хуана Миро. На открытии ресторана его владелец (который при всем своем олигархическом багаже имел вообще-то тонкий вкус, изысканные манеры, родовое гнездо (откуда и были привезены секаторы для яиц) и, как яствует из вышесказанного, смелость, на открытии напился до приличного состояния и, растолкав барским жестом пару гостей, вышел на сцену, сел за рояль и сбацал уверенную джазовую импровизацию. В общем, с теплотой вспоминаю свой первый дизайн-проект :) Но я отвлеклась. Итак, Генштаб. Все его левое крыло принадлежит Эрмитажу, и результат длительной реставрации поражает воображение имперским размахом.
Но я без иронии, чесслово! Стильно, красиво, просторно, современно и по-петербургски изысканно. Имхо, таким и должно быть выставочное пространство европейского уровня. Лично у меня обновленный Генштаб ассоциировался с музеем современного искусства К21 в Дюссельдорфе, посещенный прошлым летом. И даже один из выставленных художников запомнился именно оттуда - Хуан Муньос.
Есть где развернуться современному искусству :) Это были "Горизонты" узнаваемого Тимура Новикова. По крайней мере, мы с Тимой их узнали, вернее, я: кажется, Тимке было годика два, когда мы обозревали эту выставку в просторных залах арт-пространства "Этажи". А это...
Не помню имени мастера, но примечательно то, что частью экспоната выступают картины русских конструктивистов (видите, на стенах "квартир"?) - подлинники из Русского музея. Тут и не скажешь, кто больше рискует - Пиотровский или Гусев. Впрочем, несмотря на беспрецедентную смелость принимающей стороны, оргкомитету биеннале пришлось пройти через такие испытания и бюрократические препоны, что подобное событие вряд ли повторится в ближайшие десятилетия. Мы ведь, как всегда, за твердую классику: традиции - всегда надежный ликвид. :)
А вот и упомянутая в начале "копейка". Спешите видеть! :)
История экспоната такая. Как-то раз молодой бельгийский художник Франсис Алис в лохматые советские годы решил посетить с арт-миссией Советский Союз. И не просто посетить, а доехать до него на советской машине. И он нашел такую машину - зеленую "копейку" которая где-то на подступах к Берлину отдала Богу душу, и Франсис, несолоно хлебавши, вернулся домой. Спустя тридцать лет, Алису, уже состоявшемуся известному художнику, предложили принять участие в биеннале современного искусства Манифеста10 в Петербурге. И Алис решился повторить свой юношеский автопробег. Он снова и не без труда разыскал такую же зеленую рухлядь, и история умалчивает насчет тюнинга, но он-таки добрался на ней до Петербурга вместе со своим братом, который все это снимал на видеокамеру, въехал во двор Эрмитажа и врезался в дерево. Конечно, вся эта акция, точнее, перформанс, был заранее согласован, ведь въезжать в Эрмитажный двор не позволено даже директору, а вековые деревья снаружи охраняются не хуже шедевров изобразительного искусства внутри: в день, закрытый для посетителей, были настелены лаги для заезда на тротуар и газон, на предстоящем пути следования автомобиля сняты металлические оградки, а ствол дерева (и не первого попавшегося, а самого крепкого) защищен деревянной обрешеткой для смягчения предстоягщего удара. Все это мы увидели на видео в Генштабе, и уже потом отправились любоваться на результат. Чего не было упомянуто ни на видео, ни на примыкающей к кинозалу тематической экспозиции, так это того, что для директора Эрмитажа вся эта акция оказалась такой болезненной, что еще две недели после случившегося, точнее, свершившегося, сотрудники Манифесты не смели появиться в пределах "святая святых" без личной охраны. %) И надо заметить, что дело тут не в директоре, а в менталитете: большинство русских посетителей идею не поняли. Сама я, под впечатлением от только что увиденного в Генштабе, попыталась донести эту романтик-стори до одного гражданина средних лет в ответ на его недоуменный сарказм, но все мои аргументы про символичность современного искусства в целом и крушения юношеских грез в частности сразу же были разбиты о его упрямое "все равно чушь собачья". Так что нужен ли был этот новый экспонат во дворе главного музея страны, большой вопрос, и мне очень интересно, как скоро Эрмитаж "сломается" под мощью прибоя из недовольных русскоязычных посетителей.
В конце экскурсии Тима оставил рисованное послание на открытке для автора наиболее понравившейся работы, и конечно же, им оказался Франсис Алис, который открытку, я думаю, уже получил. :) А потом мы отправились на творческий мастер-класс по мотивам выставки, где дети во все цвета радуги разрисовывали черно-белые снимки знаменитых античных статуй - примерно так, как это сделал один из выставленных на биеннале художников, нарисовавший яркий мейкап Венере Милосской.
Наклейки получились жизнерадостными :) А еще хочу поделиться новостью - в Генштаб перенесли все собрание Матисса: и то, что висело в Зимнем, и еще столько же - из запасников. И конструктивистов обещают перенести туда же. Отфотографировала все, что сейчас висит - готовлю детскую экскурсию по залам Матисса. Если кто желает, пишите в комментах - оповещу, как соберемся.