Условия дозволенности выхода женщины из дома

Apr 10, 2013 07:13

روى أحمد والبخاري ومسلم وابن خزيمة وابن أبي شيبة وآخرون عن عائشة قالت: لو أدرك رسول الله صلى الله عليه وسلم ما أحدثن النساء لمنعهن المساجد كما منع نساء بني إسرائيل. قلت ومنعهن؟ قالت نعم.

Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Хузайма и Ибн Абу Шейба и другие передают, что сообщает Амра от Аиши, разыАллаху анха, которая говорила:

«Если бы сейчас был жив Пророк и он был бы свидетелем того, как изменились женщины, он бы запретил им ходить в мечеть; таким же образом, как это было запрещено женщинам Бану Израиль». Я спросила: «Им было запрещено?» Она ответила: «Да».

Абу Бакр ат-Туртуши аль-Андалуси (ум. в 520-м г. по хиджре), который был учителем кади Абу Бакра аль-Араби аль-Малики, объясняет значение утверждения Аиши, разыАллаху анха, о том, что «женщины изменились», говоря:

قال علماؤنا والذي أنكرت عائشة على نساء المسلمين التطيب والتجمل وقلة الستر و الملابس

«Наши ученые (то есть ученые маликитского мазхаба) сказали, что Аиша, разыАллаху анха, упрекала тех женщин, которые (покидая дома) пользовались благовониями, украшали себя, выходили в открытой и неподобающей одежде».

Основываясь на этом хадисе, ученые маликитского мазхаба запрещают женщинам посещать любые коллективные молитвы в мечети (включая погребальную молитву и праздничные молитвы), если не выполнен ряд условий. Утверждение Аиши, разыАллаху анха, указывает, что, хотя Пророк разрешал женщинам посещать мечеть для молитвы, очевидно, что это было не «безусловное» разрешение, потому что также существует хадис, в котором он (Пророк ) велит женщинам не пользоваться благовониями, когда они покидают свои дома, и хадис, предупреждающий женщин о недопустимости ношения неприличной одежды, и именно это мнение Аиша, разыАллаху анха, приводит здесь (когда говорит, что женщины изменились). Другими словами, женщины не соблюдали эти условия, но выходили из своих домов в таком виде, который не допустим ни при каких обстоятельствах - ни в при походе в мечеть, ни в какое другое место1.

Что касается условий, которые должны быть выполнены, шейх Дардир упоминает их в своем комментарии «Аш-Шарх аль-Кабир», которая является одной книг, на которую опираются ученые маликитского фикха.

جاز خروج (شابة لمسجد) لصلاة الجماعة ولجنازة أهلها وقرابتها بشرط عدم الطيب والزينة، وأن لا تكون مخشية الفتنة، وأن تخرج في خشن ثيابها وأن لا تزاحم الرجال، وأن تكون الطريق مأمونة من توقع المفسدة وإلا حرم

«Женщинам разрешается покидать свои дома, чтобы посетить мечеть для участия в общей молитве или погребальной молитве по умершему члену семьи или родственнику, если соблюдены следующие условия:

1. она (выходя из дома) не пользуется духами (благовониями);
2. она не украшает себя никаким образом;
3. она не будет вызывать фитну (имеется в виду искушение из-за красоты женщины, которая будет привлекать внимание мужчин);
4. она выйдет из дома в старой/непривлекательной одежде;
5. она не будет смешиваться с мужчинами;
6. и улицы будут безопасны от возникновения любой возможной опасности.

Если все эти условия не соблюдены должным образом, то для нее запрещено (харам) выходить из дому для участия в общих молитвах».

Ас-Суюты сообщил в той же самой работе, что ученый хадиса Ибн Абу Шейба (умер в 235-м г. по хиджре), который был автором двух известных сборников хадисов, и Ибн Са’д (умер в 230-м г. по хиджре), автор «Ат-Табакат» и «Аль-Кубра», и Абдуллах ибн Ахмад (умер в 290\903 г., сын имама Ахмада ибн Ханбаля и составитель «Муснада» Ахмада), в своей работе «Зава’ид аз-Зухд», и Ибн аль-Мунзир - все сообщают, что Масрук (один из ранних последователей (таби’инов) и особый ученик Аиши, разыАллаху анха, умер в 63\683 г.) сказал:

«Всякий раз, когда Аиша, разыАллаху анха, произносила слова: «...и оставайтесь в своих домах», - она плакала, пока ее шаль не становилась влажной».

Абу Бакр ат-Тартуши, Ахмад Дардир, женские вопросы, джума, Абд аш-Шакур Брукс

Previous post Next post
Up