Маликитская юриспруденция (фикх) транслировалась двумя путями. Первый путь - через работы Имама Малика, такие как венец его трудов «Аль-Муватта». Второй путь - посредством его учеников. Они передавали его юриспруденцию, и множество книг дошло до нас именно через них.
Никакой другой имам, как известно, не имеел такого количества учеников, как Имам Малик. Его студенты были многочисленны и представляли все известные тогда континенты. В основном это были такие страны, как Египет, Ирак, Иран, Сирия, североафриканские земли. Хотя большинство было, конечно, мединцами. Причиной этому являлось то, что Имам Малик вообще никогда не покидал Хиджаз. Он оставлял Медину только ради паломничества (хадж). Медина была домом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. После Мекки многие мусульмане, совершающие поломничества, направляются сюда, и в том числе к Имаму Малику за знаниями. Имам Малик прожил более чем восемьдесят лет, а преподавал около шести десятков лет своей жизни.
Важность роли его студентов в формировании фикха этой правовой школы подчёркивается тем фактом, что основной труд Имама Малика «Аль-Муватта» содержит небольшое количество тем, которые он преподавал и на которые давал свои фетвы, остальные его фетвы, не вошедшие в «Аль-Муватта», дошли до нас по записям его учеников. Невозможно рассказать обо всех из них, остановимся на наиболее важных.
Абдуллах ибн Вахб. Он учился у Имама Малика порядка двадцати лет и занимался распространением фикха в Египте. Он учился не только у Малика, но и других учёных и получил знания от более четырёх сотен учёных в области хадисов в таких странах, как Египет, Хиджаз, Ирак. Его учителями были Суфьян ат-Таури, Ибн Уйяйна, Ибн Джурайдж, Абд ар-Рахман ибн Зийяд аль-Ифрики, Саид ибн Абу Айюб, и многие другие.
Асба, один из учеников сподвижников Малика сказал: «Ибн Вахб был сподвижником Малика с большим знанием Священного Корана и Сунны, но так же он передавал хадисы от передатчиков, которые были слабы». Ибн Уахб сам понимал, что некоторые из хадисов, которые он передал, были слабыми. Он как-то сказал: «Если бы Аллах не спас меня посредством Малика и аль-Ляйси, я был бы потерян». Его спросили: «Как же так?» Ибн Уахб ответил: «Я знал очень много хадисов, и это смущало меня. Я имел обыкновение показывать их Малику и он указывал мне на те, которые следует оставить и те, которые следует убрать».
Малик уважал и любил его. Он не разделял критики кого-либо из его сподвижников, кроме Ибн Вахба. Обычно он называл его «факих», когда писал ему. Ибн Вахб был одним из тех, кто распространил школу Малика в Египте и Магрибе. Люди приезжали к нему учится фикху Малика в течение жизни самого Малика и после его смерти. Он оставил после себя множество превосходных книг, включая, то, что он слышал от Малика, и это заняло примерно тридцать томов. Он умер в 197 году по Хиджре в возрасте 72 лет.
Абд ар-Рахман ибн аль-Касим. Этот учёный был одним из сподвижников Малика и пользовался огромным влиянием. Фактически он осуществил запись его школы. В мазхабе Малика он занимал примерно такую же позицию, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани в правовой школе Имама Абу Ханифы. Есть абсолютное сходство между этими двумя людьми. Они оба являлись передатчиками своих традиций и самостоятельно осуществляли индивидуальное законотворчество (иджтихад). Ибн аль-Касим имел мнения, отличные от его шейха Имама Малика. О нём говорили, что он пребывал в плену собственных воззрений. Ибн Абд аль-Барр сказал: «Он законоучитель (факих), у которого доминирует собственное мнение. Он справедливый и устойчивый в своём мнении человек». Он встретил Имама Малика после Ибн Вахба и был его учеником около двадцати лет, изучая его фикх. Так же он встречал таких учёных, как аль-Ляйси, Абд аль-Азиз ибн Маджишуна и Муслим ибн Халид аз-Зандж.
Многие спрашивали у него совета относительно юриспруденции Имама Малика. Ибн Вахб однажды сказал: «Если вы хотите познать юриспруденцию Имама Малика, вы должны учится у Ибн аль-Касима. Он уникален в знании сего». Его пересказ «Аль-Муватта» является наиболее полноценным, и Сахнун узнал у него содержание труда «Мудаввана», представляющее собой наиболее всестороннее собрание фикха Имама Малика. Таким образом, можно смело рассматривать его как главного передатчика маликитской юриспруденции, ибо «Мудаввана» - главный источник мазхаба.
Он был очень щедрым человеком. Он не принимал денег от какого бы то ни было правителя. Он сказал как-то: «Нет бога в близи к правителю». Однако, поначалу он довольно часто их посещал, но затем через некоторое время стал держатся от них подальше. Он умер в 191 году Хиджры, в возрасте 63 лет.
Йяхья ибн Йяхья аль-Масмуди (умер в 234 году Хиджры). Принадлежал к берберскому племени в Испании. Он совершил два путешествия, чтобы повидать Имама Малика и поучиться у него, и затем вернулся в свою страну преподавать науку о хадисах и юриспруденцию. Эмир Кордовы просил его принять должность кордовского судьи, но тот отказался. Он был одним из самых благочестивых людей своего времени. Йяхья отправился в Медину в последний год жизни Имама Малика и изучил под его руководством его знаменитый труд «Аль-Муватта», кроме трех глав книги «Итикяф», потому что Имам Малик умер в 149 году по Хиджре. Йяхья присутствовал при поминальной молитве по нему и погребении. Йяхья также сблизился с другими учениками Имама Малика, такими, как Абдулла ибн Вахаб, Ляйс ибн Сад аль-Масри, Суфьян ибн Аийина и Ибн аль-Касим, автор «Мудаввана».
Асад ибн аль-Фурат. Считается, что Асад происходит из персидского Хорасана, хотя он родился в Харране. Затем его отец вместе с ним перебрался в Тунис, однако есть версия, что он родился в Тунисе. Он выучил весь Священный Коран и затем стал изучать фикх. Он отправился в путешествие на Восток, дабы изучать «Аль-Муватту» от самого Малика. Затем он оправился в Ирак и встретил Абу Йюсуфа и Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани. Асад сумел скомбинировать фикх иракской школы и фикх мединской школы. Он сумел обучаться, как у Мухаммада ибн Хасана, так и у Малика и очень многое подчерпнул от последнего, позднее только Ибн аль-Касим сумел стать более знающим, чем он.
Когда Асад прибыл в Египет, он пошёл в Ибн Вахбу и сказал: «Это книги Абу Ханифы», - и Асад попросил Ибн Уахба дать на них ответ в соответствии с маликитской правовой школой. Ибн Уахб проявил щепетильность и отказал ему. Затем Асад отправился Ибн аль-Касиму, который, основываясь на ответах, полученных в своё время от Малика, сумел разрешить его вопросы. Когда он был не уверен, он говорил, «я полагаю», «я думаю», «мне представляется, что это так». Относительно одного случая он сказал, «я слышал его
[1], говорящим по одному вопросу, и я полагаю, что Ваш вопрос подобен тому вопросу». Другой случай он разобрал, основываясь на своём собственном иджтихаде, безусловно, основанном на словах Имама Малика. Затем эти ответы были им собраны в единый сборник, который получил название «Асадийя».
Этот труд явился основой для знаменитой работы «Мудаванна» Имама Сахнуна. Асад был назначен судьёй марокканского города Кайруана. Он умер в 212 году по Хиждре, во время осады Сиракуз, будучи командующим армией, а также исполняя функции судьи. А родился Имам Асад в 145 году по Хиджре.
Другими учениками были: Абу Абд ар-Рахман Абдуллах ибн Муслим аль-Харис (умер в 221 году Хиджры), Абу Йяхья Ма'ан ибн Иса ибн Динар аль-Мадани (умер в 198 году Хиджры), Саид ибн Кясир ибн Афир ибн Муслим аль-Ансари (умер в 226 году Хиджры), Йяхья ибн Йяхья ибн Бикир аль-Масри (умер в 231 году Хиджры), судья Медины Аби Масб аз-Зухри, (умер в 242 году Хиджры), Масаб аз-Зубайри, Мухаммад ибн аль-Мубарак, Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани.
В число тех, которые с пользой для себя занимались в студии Имама Малика, входят аббасидские халифы Абу Джафар Мансур, Махди, Харун ар-Рашид и его сыновья Амин и Мамун ар-Рашид, и ученые-юристы Абу Ханифа, Имам Шафии, имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, судья Абу Йюсуф.
[1] Т.е. Имама Малика.