Абу Мухаммад Сиди Абдул-Вахид ибн Ахмад ибн Али ибн Ашир аль-Малики (990 - 1040 г.х.) - большой имам, море знания, муджахид, был одним из величайших ученых Марокко. Древо его рода восходит к древнему мединскому племени, к ансарам, которые оказали поддержку Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва салям) и пригласили его жить в их городе, после того как люди Мекки преследовали его и прогнали из своего города. Предки сиди Ибн Ашира жили в Исламской Испании (в Андалусии). Однако позже они поселились в древнем марокканском городе Фес, где сиди Ибн Ашир вырос и провел большую часть своей жизни.
Вход в дарих Сиди Ибн Ашира
Он был известен как тот, кто преуспел в различных исламских дисциплинах. Также он был чрезвычайно праведным и аскетичным человеком. Он, как и многие ученые до него, самостоятельно кормил себя, своими собственными независимыми усилиями и трудом. Он был хорошо известен тем, что всегда искал самую полезную и чистую еду (халяль). И люди знали его как скромного, умеренного, и высоконравственного человека.
Иногда он даже посещал круги ученых, обладавших меньшим знанием, чем он сам, с тем чтобы получить от этого пользу. И сам он постоянно учил людей. Когда он говорил с людьми и о людях, он был очень честен в том, что говорил другим.
Один из наиважнейших его ученых вкладов находится в области различных чтений Корана (кира'ат). У него есть под-комментарии на труды главных ученых этой дисциплины, таких как имам Джабури. Он также превзошел людей своего времени в науке письма (расм). И у него есть удивительный комментарий, состоящий примерно из 50 строк поэзии, на работу под названием Маурид Зам'ан, посвященную способам написания свитков согласно Кораническим чтениям шести из семи основных имамов, кроме имама Нафи’[1].
Он также внес большой вклад в такие науки, как грамматика (нахв), склонение слов (сарф), толкование Корана (тафсир), право (фикх), очищение нрава (тасаввуф), логика (мантык), красноречие (баян), поэтические размеры (аруд), медицина (тибб), становление вещей во времени (тавкит), арифметика (хисаб), наследственное право (фара'ид), и другие.
Он совершил хадж в Мекку в 1008 году, когда ему было 18. Кроме того он принял участие в ряде военных кампаний. Его обычной практикой было уединение в мечети (итикаф) и регулярное совершение ночных молитв (тахаджуд).
Он заучил Коран под руководством устаза Абу аль-'Аббаса Ахмада ибн Усмана аль-Ламти и других. И взял семь известных вариантов коранического чтения от устаза Абу аль-'Аббасом аль-Кафиф, а затем от Али Абу Абдуллаха Мухаммада аль-Шарифа аль-Марйи аль-Талмасани и других.
Его ученик, шейх Майара [2] говорит о нем в Му'ин Аль-Кари (Помощь Чтецу) и в своем шархе Кабир на аль-Муршид аль-Му'ин:
"И нет сомнения, что он затмил своих собственных учителей в многосторонности (тафаннун) в таких областях, как представление различных научных аргументов и определение тех, что являются правильными (тавджихат и та'дилят)."
Он также обучался фикху и другим предметам у Абуль-'Aббаса ибн аль-Кади, у своего двоюродного брата Абуль-Касимом, Ибн Абу аль-Наима аль-Гассани, Имрана Али ибн Абу аль-Хасана, Абу- 'Абдуллаха аль-Хавари, шейха аль-Кассара и других. А на Востоке он учился у Салима аль-Санхури, 'Абдуллаха аль-Газзи и у других.
В работе, озаглавленной аль-Матма (Цель), автор отмечает:
"Когда он совершил хадж и встретился с шейхом Абдуллахом аль-Данушари, и шейх спросил о его учителях, среди которых он назвал аль-Кассара, аль-Данушари составил следующее стихотворение:
Множество Имамов соткали вместе ткань наук
И украсили с достоинством того, кто был нагим.
Ее края удивительны, а вышивка мягка
Но она все еще нуждается в аль-Кассаре".
И он (Ибн 'Ашир) познал духовный путь тасаввуфа от своего шейха, Сиди Мухаммед аль-Таджиби, более известного как Ибн 'Азиз, который похоронен в аль-Дарб аль-Тавил. Он также сообщил o чудесах от него, что он относиться к другим. И это с его руки для сиди Ибн Ашира стали легкими стремление к знаниям и благие дела.
Он - да будет милостив к нему Аллах - написал также ряд работ, характеризующихся величием стиля и точностью. Одной из них является знаменитая дидактическая поэма, в которой описываются пять столпов Ислама и основы суфизма, называемая aль-Муршид аль-Муин аля ад-Дарури мин Улюм ад-Дин. Он начал писать ее после того, как облачился в одежды паломника для хаджа. Тогда он описал действия хаджа в их последовательности, как on отметил в своей работе, начиная со слов:
"И если ты хочешь выполнить свой хадж, тогда слушай его разъяснение..."
И завершив свой хадж, он закончил (дописал), пять основных разделов.
Еще одной из его работ являются "Заметки на полях" (Турар), которые он записал в небольшом комментарий имама аль-Татаи на Мухтасар шейха Халиля, озаглавленном Джавахир аль-Дурар аля Мухтасар Халил (Драгоценности жемчуга из Мухтасара Халила). Шейх Майара говорит в своем комментарии на его дидактическая поэма состоит на aль-Такмиль Манхадж (Совершенствование пути):
"И превосходные примечания на полях. Некоторые из них относятся к комментариям вышеупомянутого комментатора, а другие относятся к комментариям Халила. Он решил в них много проблемных ситуаций и удалил ими много неясных вопросов. Да вознаградит его Аллах из блага мусульман, и да увеличит его награду за это...". И он сказал: "Большой ученый благочестивый ариф Абу Абдуллах Сиди Мухаммад ибн Абу Бакр, да будет Аллах милостив к нему, наделил пользой через него и увековечил благо и благословение среди его потомков - дал поручение распространить эти заметки. Так что я принес более 20 рукописных свитков (куррас) из большого шкафа (калаб). Люди получили пользу от них. И были они опубликованы в разных городах".
А в Му'ин аль-Кари он отметил, что привез примерно 40 рукописных свитков.
И всю жизнь, вплоть до самой смерти, он не готовил угощение тем, кто собирался, чтобы читать Коран для мертвых (хаззабун), как это было в обычае людей его города. В результате, его обвинили в скупости. Так что, когда его брат умер, и он присутствовал на его похоронах, он встал, как только люди начали уходить и сказал:
"О люди! Единственное, что удерживало меня от подготовки угощения для хаззабун, это то, что они искажают чтение (Корана). "
Но эти его слова не заставили людей прекратить практику хаззабун и люди не прекратили готовить угощение для них.
Он даже говорил:
"Чтение хаззабун является оправданием для человека, чтобы не участвовать в похоронах".[3]
Это было передано от него в Базль аль-Манасаха (Предложение искреннего наставления).
Что касается его смерти, он, да смилуется над ним Аллах,страдал от болезни, которую простые люди называли "аль-Нукта" (точка), и умер от нее ранним утром в четверг, на третий день священного месяца Зу-ль-Хиджа, в год 1040 по хиджре. Он умер ближе к закату в этот день в возрасте 50 лет - так это упоминается в рукописи сиди аль-Махди аль-Фаси. И он был похоронен на следующий день в верхней части Матра аль-Джанна вблизи молитвенной комнаты (мусалли). И над его могилой была возведена арка.
Автор аль-Набийя пишет:
"И эта арка, расположенная в западной части Рауда сиди Юсуфа аль-Фаси хороша известна".
Его могила расположена по направлению к Рауда Сиди Юсуфа. Да увековечит Аллах пользу, взятую от него при жизни и после его смерти.
Его ученик Майара упоминается его краткую биографию в начале своего комментария к аль-Муршид Аль-Му'ин и в начале своего комментария к аль-Бухари, также как и авторы аль-Сафва, аль-Нашр и аль-Ильтикад Дурар, и другие.
Примечание:
[1] Его звали Нафи’ ибн Абдуррахман ибн Абу Наи’м, клиент Джа'уна ибн аль-Шу'уба Ляйси, который был покровителем и союзником дяди Пророка, Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба. Он был родом из города Асфахан. И он умер в Медине в год 169 по хиджре. Он считается имамом одного из 7 самых известных риваятов в чтении Корана, который признан как чтение Медины." [Аль-Джазари, Мухаммад ибн Мухаммад ибн Али ибн Юсуф : Тахбир аль-Тайсир фи кира'ат аль-Аимма аль-'Ашара. Дар аль-Кутуб аль-'Ильмийя, Бейрут, Ливан 1404 г.х./1983 хр.э, стр. 13-14]
[2] Факих, Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад Майара, известный своим красноречием, имам, человек чрезвычайно обширных знаний, известный своей скрупулезностью и своей приверженностью Дину. Он написал множество работ, среди них: Большой комментарий (Шарх аль-Кабир) и Малый комментарий (Шарх ас-Сагыр) на аль-Муршид аль-Муин. Он родился в 999 г.х. и умер в 1070 г.х.. Был учеником сиди Ибн Ашира (аш-Шаджара, стр. 309).
[3] Отметит, что многие ученые разрешают и поддерживают практику тахаззабта, при условии, что не искажаются слова Корана, ибо в этой практике есть много достоинств.