Имам Нафи'

Jan 28, 2011 22:49



Нафи' ибн Аби Ну'айм - учитель имама Малика

Среди тех, кто сыграл большую роль в формировании личности Имама Малика ибн Анаса есть уважаемые учителя, известные каждому, кто изучал жизнь этого особенного имама. В частности, среди них были "двое Нафи'", каждый из которых оказал значительное влияние на своих учеников, никогда ими не забываемое.

Первым был выдающийся факих и надежный передатчик хадисов, Нафи' ибн Сарджис Абу 'Абдуллах ад-Дайлами, умерший в 120 г.х., согласно одному сообщению, в том же году, когда Малик достиг возраста 47 лет. Этот Нафи' ибн Сарджис, согласно Ибн Хазму аль-Куртуби, был одним из "людей фатвы." Хадисоведы говорят: "Самый достоверный иснад - Малик от Нафи' ит Ибн 'Умара". Теми, кто занимается этой наукой, такая цепочка называется "золотой цепочкой".

Вот почему я кратко отметил, что Малик поддерживал особенно тесную связь с Нафи', о чем ясно упоминают биографы Малика. Малик пришел к нему в очень юном возрасте. Он рассказывает нам об этом: "Я ходил к Нафи', мауля (вольноотпущеннику) Ибн 'Умара, когда был еще мальчиком. Он спускался ко мне по лестнице - а когда он ослеп, его направлял раб - и шел от своего дома на Бакы' к Мечети Пророка, где я задавал ему вопросы и записывал хадисы от него.

Несмотря на то высокое положение, которое занимал Нафи' ибн Сарджис среди остальных мединцев, и несмотря на то многое, что Малик ибн Анас получил от него, как это передано с его словах: "Когда я слышал хадис от Нафи' ибн Сарджиса, от Ибн 'Умара, у меня не было нужды беспокоиться, и брать от кого-то еще", тем не менее Малик передал всего лишь около 80 хадисов от него в своей Муватте, при некоторых разногласиях о их количестве.

Я надеюсь, что никто не попытается оспорить его высокое положение, говоря, что он сидел в мечети Пророка после субха и к нему практически никто не приходил. Поскольку мы знаем, что многие великие ученые, глубоко повлиявшие на свое поколение и имевшие высокие степени в науке, не преуспели в преподавании по причинам, которые не имеют никакого отношения ни к обилию их знаний, ни к их нравственному поведению. Я думаю, что не стоит продолжать эту тему, ибо она не входит в область нашего внимания. Так как Нафи', о котором мы намерены говорить, это другой Нафи', Нафи' ибн Аби Ну'айм, чтец (аль-Кари'), который умер лишь за десять лет до Малика. Среди его современников были Исмаил ибн Джафар, Иса ибн Вардан и Сулейман ибн Муслим ибн Джаммаз, и все они взяли кираат от имама Нафи', читая и слушая.

Обучение Малика чтению Корана и хадису у Нафи'

Когда люди передают от Нафи' ибн Аби Ну'айма, они передают от Кари' ("Чтеца"), так как его слава в первую очередь и среди прочего, основана на его чтении. На самом деле он был одним из семи чтецов, чье чтение (кира'ат) признано. Как сообщает Абу Курра ибн Тарик, он обучался чтению у семидесяти таби'инов, но кроме того интересовался хадисами. Ибн 'Ади сообщает, что Нафи'  оставил нам текст с сотней хадисов от Нафи' от аль-А'раджа, также как оставил нам другой текст с более чем сотней хадисов от него от Ибн аз-Зинада от аль-А'раджа, а кроме того оставил около пятидесяти хадисов в ат-Тафарик. Те, кто очень предан этой науке, не знают ни одного мункар хадиса от него.

Конечно, нам могут возразить: "Если Нафи' был еще и передатчиком хадисов, как вы утверждаете, то почему же мы не находим никаких передач от Малика, где бы упоминался хадис,  который мог быть переданным от него?" Я говорю: возможно это связано с тем, что было известно им во втором веке: ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ ОДНИМ ИЗ ВЕЛИКИХ ФАКИХОВ, И ВСЕ ЖЕ, ЕГО ХАДИС ОТКЛОНЯЕТСЯ. Затем я спрашиваю: был ли Ибн Хурмуз, т.е. Абу Бакр ибн Язид аль-Асамм, ум. 148 г.х., одним из великихt фукаха' и одним из тех, в чьем обществе Малик провел годы? Несмотря не это, мы практически не найдем ни одного хадиса в Муватте Малика, взятого от Ибн Хурмуза, при том что Малик не упускал возможности похвалить его. Он часто говорил: "Это то, что я нашел среди людей знания в нашей земле" или говорил: "По нашему, этот вопрос таков", и он имел в виду Ибн Хурмуза и Раби'а ар-Ра'и бин Аби 'Абдур-Рахман Фаруха, от которого Малик имеет всего двенадцать переданных хадисов, муснад и мурсаль, хотя и провел с ним долгое время.

Уважение Малика к мнениям своего учителя Нафи'

Хотя Малик был, как это очевидно каждому, обладал точным мнением, без ошибок, он все же не объявлял свое мнение в том случае, когда знал, что его учитель Нафи' тоже имеет мнение об этом. Например, Абу Са'ид 'Абдул-Малик ибн Курайб аль-Асма'и спросил его о басмале и Малик ответил: "О любом знании спрашивай людей, искушенных в нем. Нафи' является имамом людей в чтении". Малик никогда не будет иметь мнение, отличное от того, кто молился в мечети Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, на протяжении шестидесяти лет без перерыва, за все это долгое время Малик ни разу не противоречил какому-либо чтецу из табиинов.

Нафи' - безспорный чтец Корана в Медине

Имам Нафи' читал с людьми Медины в течении долгого времени, около семидесяти лет, и он был лидером чтецов в этом благословенном городе, городе Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и люди шли к нему. Они придерживались того чтения, за которое имам Нафи' знаменит, и которое от него передавал имам Малик, читая и слушая. Именно это чтение мы используем сейчас в Марокко. Мы читаем в одной из двух передач от него, в риваяте Варша. Что является, как мы знаем в Марокко, в согласии наилучшим образом с 'амалем людей Медины во всякой нашей деятельности в Дине, как в поклонении, так и в поведении.

После таби'инов имам Нафи' стал имамом в чтении для сотен своих учеников, включая имама Малика ибн Анаса. Он был достоен этого, поскольку он взял знание кираата от существовавшей традиции прошлых имамов.

Чтение Нафи' это сунна и в этом нет ничего странного

Са'ид бин Мансур передает нам, что он слышал как Малик ибн Анас сказал: "Чтение людей Медины это сунна". Его спросили: "Это чтение Нафи'?". Он ответил: "Да".

Аль-Ляйс ибн Са'ид говорил: "Я совершал хадж в 113 году и имамом людей Медины в чтении был Нафи'" 'Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль сказал: "Я спросил моего отца: 'Какое чтение ты предпочитаешь?' Он ответил: "Чтение людей Медины'". Это естественно и это указывает на высочайший уровень чтения Нафи'. Нет ничего странного, что чтение того, кто видел Благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, во сне, в котором тот читал ему в его рот, должно быть признано Сунной. Абы 'Амр ад-Дани передал нам: "Человек из тех, что учили чтение у Нафи' сказал: "Когда Нафи' говорил, из его рта можно было почувствовать исходящий аромат миска. Я спросил его: "О, Абу Абдуллах! Ты используешь благовония, когда садишься читать с людьми? " Он ответил: "Я не притрагиваюсь к благовониям, но я видел во сне как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал в мой рот, и с того момента у меня изо рта раздается благоухание'". Также нет ничего странного в том, что чтение того, на кого дохнул Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, должно быть признано Сунной. Аль-Мусайяби сообщает нам: "Имаму Нафи' сказали: 'Как блистательно твое лицо и как прекрасно твое сложение!'. Он ответил: 'Как может еще быть, если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствуе, дохнул на меня, а я читал Коран (т.е. во сне)'".

Автор - др. ат-Тухами ар-Раджи аль-Хашими

Коран, Имам Нафи' аль-Мадани, Калюн, имам Малик, Варш

Previous post Next post
Up