بسم الله الرحمن الرحيم
والحمد لله رب العالمين
والصلاة والسلام على أشرف الأنبياء والمرسلين
سيدنا محمد وعلى آله وصحبه أجمعين
Ниже размещён перевод обсуждения, которое имело место в сети Facebook и тему которого можно сформулировать как "Выбор мазхаба и сопутствующие этому вопросы". Отличие этого обсуждения от множеств подобных дискуссий в Сети заключается в том, что в этом обсуждении принимал участие Хадж Абдус-Самад Кларк, 'алим "Мурабитун" и имам мечети "Ихсан" в Норвиче. Благодаря участию Сайиди Абдус-Самада, да хранит его Аллах и да воздаст ему всяким благом, это обсуждение содержит множество пользы(фава'ид касира), и поэтому грешный раб Аллаха решил выложить его здесь, в надежде, что Всевышний Аллах сделает это знанием полезным - как для моих соратников, что избрали путь Салафов Медины, так и для всех остальных моих братьев и сестёр в Исламе.
Обсуждение этой темы началось с того, что один из участников сети Facebook разместил ответы 'алимов, выставленные на сайте sunnipath.com, где были перечислены факторы, что необходимо учесть при выборе мазхаба...
Вопрос:
Каким именно образом следует выбирать школу в фикхе, которую человек будет изучать впоследствии?
(отвечает шейх 'Абдур-Рахман Ибн Юсуф Мангера)
Ответ:
С именем Аллаха, Внушающего Истину.
В принятии решения о выборе школы для изучения и следования - здесь скорее следует основываться на доступности материала и учёных этой школы, чем на чём-либо другом.
Сложно сказать, какой школе следовать легче всего. В каждой школе есть свои вопросы, которые считаются более тяжёлыми, по сравнению в другой школой, и наоборот.
Таким образом, имеет смысл обратить внимание на то, какому мазхабу следуют, и к какому мазхабу имеют доступ большинство людей в вашей местности. Если в вашей местности есть знающие учёные ханафитской школы - тогда возьмите эту школу, изучив у этих учёных её основы, касающиеся ежедневного поклонения, или через чтение текстов под их наставлением - с последующим обращением к учёным по более глубоким вопросам, что могут возникнуть.
Точно также, если Вы найдёте учёных шафи'итской или маликитской школ, будете иметь доступ к ним или к соответствующим материалам - тогда изберите эту школу.
Да направит Вас Аллах к тем делам, что будут благими и наилучшими для Вас
Вассалам.
'Абдур-Рахман Ибн Юсуф
Источник:
http://qa.sunnipath.com/issue_view.asp?HD=7&ID=4983&CATE=23 Вопрос:
У меня нет мазхаба с рождения, и мои родители и община не следуют мазхабу. Я нахожусь в процессе выбора, и в данный момент склоняюсь в сторону шафи'итского, поскольку, как я понял, он составляет большинство в Сирии - сам я оттуда. Также я принимаю во внимание возможность избрания ханбалитского мазхаба.
(отвечает Sidi Мустафа Аззам)
Ответ:
С Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного
Первоначальные Соображения
Для Вас является дозволенным следование любой из четырёх суннитских школ фикха - ханафитской, маликитской, шафи'итской или ханбалитской - при условии, что Вы можете изучить их надлежащим образом. Основное внимание следует уделить возможности изучения школы. Это уже вопрос, который зависит от человека[и его положения]. Какой бы мазхаб Вы не выбрали - следуйте ему, изучите его хорошо и применяйте его. Если в Вашем случае Вам доступно более одного мазхаба - тогда изберите один. Вы упомянули ханафитский, шафи'итский и ханбалитский мазхабы. Ниже последует ряд практических наблюдений, который могут быть полезны для Вас.
Ханафи и Шафи'и: Практические Наблюдения
В Сирии(где я учился), распространены как ханафитский, так и шафи'итский мазхабы. В тех местах, где существуют мазхабы, школы в большинстве случаев являются ханафитскими. В большинстве мест, в которые Вы можете отправиться, Вы сможете найти наставника-ханафита, который обучит Вас основам. Большая часть текстов на доступном английском относится к шафи'итскому мазхабу. Ханафитский мазхаб, в общем, является более гибким(в частности, в вопросах, связанных со сделками). Шафи'итский мазхаб, в общем, является более простым для изучения.
Ханбали
Что до ханбалитского мазхаба, то для желающих изучать его на Западе возможностей меньше, чем в случае с остальными мазхабами - как в плане учителей, так и в плане текстов на английском. Однако, такие возможности имеются для арабоговорящих.
А Аллах знает лучше.
Мустафа Аззам
Источник:
http://qa.sunnipath.com/issue_view.asp?HD=3&ID=3007&CATE=263 'Абдус-Самад Кларк:
Кады 'Ияд категоричен в том, что недостаточно просто найти признанный мазхаб, но студент знания должен определить, какой Имам является наиболее знающим в отношении Корана, Сунны и фикха.
Это касается серьёзного студента знания. У Мусульманина, который не является студентом знания, нет нужды в мазхабе. То, в чём он нуждается - это сообщество, в котором он живет, и в котором есть фукаха, способные дать ему ответы на его вопросы, когда таковые у него появляются. Здесь возникает вопрос - а что насчёт сообщества?
Сообщество, как нечто узнаваемое из преданий Ислама, едва ли существует, не только в наших "чуждых" землях в Европе, но также и в Сирии и в других Мусульманских землях. Существуют сообщества, но не те, что были бы признаны кем-либо из саляфов как Мусульманский джама'ат.
Тот факт, что человеку, заинтересованному в познании своего Дина, следует делать выбор мазхаба в духе детской считалочки - раз-два-три-четыре-пять, ты вышёл - является ужасающей тривиализацией знания.
Абдур-Рахман:
Но большинство сегодняшних людей похоже не понимают этих моментов, как Вы думаете, почему?
'Абдус-Самад Кларк:
Sidi 'Абдур-Рахман, я могу лишь предполагать, да и то я не уверен, что это "халяль" для меня.
Результат этого, однако, очевиден, каким бы ни было внутреннее намерение: у людей либо есть Ислам, который может быть приспособлен и адаптирован к текущему порядку, или же они желают приспособить и адаптировать мир, в соответствии с предписаниями Ислама.
Отношение к выбору мазхаба, в большей своей части, недалеко стоит от отношения потребителя.
И поэтому вопрос "Почему ты стал Мусульманином?" в действительности никогда не достигает цели, ибо он искушает отвечающего дать такой ответ, какой даёт потребитель - т.е. потому что брэнд Ислама содержит в себе то-то и то-то. Истина заключается в том, что Ислам не является чем-то удобным, гораздо легче быть буддистом или кем-то ещё. Просто оказалось так, что Ислам - это истина.
Точно так же следует подходить и к выбору мазхаба(опять же - это касается тех, кому требуется совершить этот выбор): человек избирает путь, потому что этот путь является лучшим.
Труд Шейха Абдуль-Кадыра в его "Root Islamic Education" - который, в сущности, представляет собой открытие Шейхом "Тартиб уль-Мадарик" Кады 'Ияда и изложение его - уносит читателя далеко от мазхабизма, с которого началась наша дискуссия, к самым основам Ислама, туда, где пролегает живой Ислам саляфов(разумеется, не к "саляфитам"). Вопрос в том, что Медина находится вне мазхабов.
Имран Бин Мунир Хусейн:
Ас-саламу 'алейкум
Sidi 'Абдус-Самад,
Простые люди должны следовать одному мазхабу, любому из четырёх, чтобы их основное поклонение было действительным и правильным. И большая часть людей не имеет достаточного времени для погружения в глубины знания - и для большинства этого достаточно.
Что касается упомянутого Вами следования студентом знания за наилучшим из мазхабов - этот путь может привести в наше время к раздробленности и разделению. Кады 'Ияд, возможно, придерживался упомянутого Вами мнения, но это не является позицией большинства среди фукаха(и, согласно Ибн 'Абидину, не является позицией большинства даже среди маликитов). И если даже ученые не в состоянии установить, какой из Имамов был наиболее знающим - то тем более не следует настаивать, чтобы этим занимались они(т.е. студенты знания - прим. переводчика).
'Абдус-Самад Кларк:
Sidi Имран,
Ас-саламу 'алейкум,
Вышеочерченные контуры сохраняют фрагментированное Мусульманское общество, в котором каждый придерживается своего мазхаба. Но такая концепция мазхаба является оторванной от общественного порядка, что довольно точно отражает наше текущее положение дел. Суть моих слов не в том, чтобы возродить мазхабизм, но в том, чтобы восстановить наше общество.
Что касается поиска лучшего студентом знания - разве у студента есть какая-то ещё обязанность, кроме истины? Следует поостеречься от слов о том, что истина есть нечто сложное и недоступное. Разумеется, нам следует быть осторожными в отношении тех "горячих голов" с сектантскими наклонностями, из-за которых возникают проблемы, но в равной степени нам следует опасаться и улемов, привносящих в Дин институт священничества.
Имран Бин Мунир Хусейн:
Уа 'алейкум ас-салам уа рахматуллах,
Sidi 'Абдус-Самад,
Для восстановления общества требуется время. При этом, это факт не снимает с Мусульман тех обязанностей, что возложены на них - как в плане поклонения, так и в плане отношений с другими. К ним и в их ситуации, слова, приведённые Sidi Са'идом(т.е. ответы шейха Абдур-Рахмана Ибн Юсуфа и Sidi Мустафы Аззама, что приведены вначале - прим. переводчика) относятся как нельзя лучше.
Что касается Шари'ата - на студенте знания лежит только обязанность следования за квалифицированным муджтахидом, но не [обязанность] достижения абсолютной истины, как она есть. Что касается абсолютной истины в Шари'ате - если бы это было так легко и возможно, почему тогда Шари'ат дозволяет разногласия и расхождения в установлениях?
Любой мазхаб из четырёх является действительным и верным подходом для любого, и выбор не основывается на том, какой является лучшим в абсолютном плане, но какой является возможным и практичным в относительном плане. И когда некто осуществил свой выбор - он начинает придерживаться его, если только необходимость не диктует иное.
Чтобы в действительности рассудить, какой из четырёх Имамов-муджтахидов был наиболее знающим, необходимо иметь знания больше, чем у них всех вместе взятых.
'Абдус-Самад Кларк:
Уа 'алейкум ас-салам.
Да, Мусульманин должен изучить обязанности своего Дина, но я всё-таки полагаю, что нам следует учитывать разницу, что в одном случае человек адаптирует Ислам к нашим условиям, а в другом, человек выступает в роли посланника, что доносит Ислам до этих мест.
Мы должны принимать во внимание разницу между Мусульманами, что приезжают сюда, принося свои культурные и мазхабные различия(включая раскол между Деобанди и Барельви и т.п.) и утверждением Дина здесь, первый раз в истории.
Первый вариант естественным образом допускает релятивистский подход к мазхабам, но если мы говорим об утверждении Ислам здесь, о возможной цивилизации для будущего - в этом случае мы должны поступать совершенно по-другому.
Ас-саламу 'алейкум.
Имран Бин Мунир Хусейн:
Ас-саламу 'алейкум
Sidi 'Абдус-Самад
Фатва или рекомендация о том, как следует выбирать мазхаб должна основываться на реальности, как она есть, а не на том, как это должно быть(хотя, как мне представляется, и здесь есть место для расхождений). Однако, я не понимаю, каким образом это мешает нам быть здесь послами, что доносят Ислам - в особенности, для немусульман? Каждый обучает других тому, что он считает верным, как это всегда было, начиная со времён Сподвижников.
Я не уверен, что понял Вас, Sidi - т.е. люди не должны следовать любому из четырёх мазхабов, но каждый должен следовать одному мазхабу, который - согласно некоему неизвестному критерию - "наилучший" или самый "верный" мазхаб? Т.е. это означает, что в долгосрочной перспективе должен быть только один мазхаб?
Безусловно, это означает отбрасывание Мусульманского предания, ценность которого измеряется тысячелетием.
А поскольку Вы ссылаетесь на Root Islamic Education, я предполагаю, что этим мазхабом должён быть маликитский?
Уа 'алейкум ас-салам
'Абдус-Самад Кларк:
Sidi Имран,
Уа 'алейкум ас-салам.
Что касается того, чтобы быть посланником Ислама - хотя теоретически всё возможно - за мои десятки лет в Исламе я встречал крайне мало подобных примеров. Что касается Вашего отстранения от Root Islamic Education - то, безусловно, будет неверным назвать эту работу призывом к принятию маликитского мазхаба. В своём труде, Шейх, от начала и до конца, говорит, что этот вопрос гораздо более глубок и важен, [чем это представляется большинству людей].
Ас-саламу 'алейкум
Имран Бин Мунир Хусейн:
Ас-саламу 'алейкум
Sidi 'Абдус-Самад,
Чтобы быть посланником Ислама, человеку необходимо иметь знания об Исламе. Единственным путём приобретения аутентичного знания является изучение фикха согласно одному из четырёх мазхабов. И у большинства людей есть доступ только к тому обучению, что доступно в их ситуации. И как мне представляется, обучение фикха одного из мазхабов является необходимым условием для того, чтобы быть таким посланником.
И говоря в общем, я отвергаю всех современных авторов, которые отвергают какой-либо из четырёх мазхабов или же относятся с неуважением к какому-то из них. Я не свожу упомянутый выше труд к одному вопросу, но лишь упоминаю один из моментов, по причине того, что он имеет отношение к рассматриваемому нами вопросу.
На который, Вы, по сути, так и не ответили...
Уа с-саламу 'алейкум
'Абдус-Самад Кларк:
Sidi Имран,
Ас-саламу 'алейкум,
Взгляните на то, что смешано в Вашем ответе: посланнику Ислама необходимо знание, а знание приравнивается к фикху. Проверьте это уравнение и убедитесь, что это именно то, что Вы имели в виду. Вы полностью отождествляете знание с изучением фикха?
Имам Малик говорил, что знание - это свет, который Аллах помещает туда, куда Ему угодно. Где в Вашей схеме - ма'рифа Аллаха и Его Пророков и множество других вопросов?
С другой стороны, я говорю сейчас больше о намерении, чем о применении. Sidi, на протяжении десятилетий у нас Великобритании есть вполне компетентные фукаха и имамы, однако никогда не было намерения утвердить Дин здесь, в Великобритании, за исключением стремления к сохранению культуры из другой страны, в особой привязанностью по различным причинам к разным мазхабам, в сущности - к одному, к ханафитскому мазхабу в двух цветах: Деобанди и Барельви. Сейчас я говорю о намерении сохранить культуру, в отличии от утверждения Дина. А как Вы знаете, деяния - только по намерениям.
Что касается Root Islamic Education, я уже ответил на Ваш вопрос, прямо и без всяких уклонений. Если Вы читали её, и Вы думаете, что книга посвящена тому, что маликитский мазхаб - единственно верный, значит, Вы не поняли её. Шейх уделяет много места и времени тому, что предельно ясно указать, что речь идёт вовсе не об этом.
Ас-саламу 'алейкум.
'Абдус-Самад Кларк:
Sidi Имран,
Ас-саламу 'алейкум,
Мы делаем эти различия, поскольку мы с Вами имеем общее понимание, и возможно, мы можем пойти несколько дальше.
Только что у меня имело место крайне убедительное напоминание о времени, в котором мы живём, с невежественными "шейхами"-суперзвёздами, что устраивают гастроли с лекциями, появляются на ТВ и вводят в заблуждение очень многих людей. Эта "знаменитость" от Ислама имеет поистине даджальский характер.
Таким образом, не имейте никаких сомнений в том, что мы утверждаем законность и приемлемость четырёх мазхабов. Просто с Вами мы подумали, что есть возможность быть может изучить некоторые другие вопросы, которые не так часто поднимаются, и зайти немного глубже.
Ас-саламу 'алейкум.
Имран Бин Мунир Хусейн:
Ас-саламу 'алейкум.
Sidi Абдус-Самад,
Вы неверно поняли меня. Я не приравниваю фикх к знанию в общем, но по факту, первой обязанностью человека после принятия Ислама является изучение базового фикха, чтобы он мог по крайней мере правильно молиться, поститься и платить его закят. До выполнения этого, он не может быть настоящим посланником Ислама. Я не думаю, что Вам хотелось бы для Ислама таких посланников, которые настолько невежественны, что даже не умеют правильно совершать молитву. Я надеюсь, что Вы поняли меня. А для того, чтобы изучить основные три столпа(хадж является фардом не для всех), человеку уже нужно выбирать мазхаб. Суть моих слов в том, что человек не может быть посланником Ислама, пока он не приобретёт Исламское знание, а поскольку это знание должно исходить из некоего источника, здесь человек уже должен выбрать, согласно какому мазхабу он будет получать это знание. И фактом является то, что большинство людей обучаются в соответствии с теми возможностями, которые им позволяет их ситуация.
Ва ас-саламу 'алейкум.
Имран Бин Мунир Хусейн:
Ас-саламу 'алейкум.
Sidi Абдус-Самад,
Я не читал упомянутый труд шейха Абдуль-Кадыра, и я не ссылаюсь на его утверждения и заключения, но фактически, в процессе обсуждения и разъяснения затрагиваемых вопросов, шейх не смог уберечь своё перо от уничижительных замечаний в отношении мазхабов.
Вот и всё. Вы можете посчитать, что это вещь незначительная, но мазхаб - это не один человек, но труд тысяч и тысяч 'уляма на протяжении прошедшего тысячелетия; и подвести всё это к нескольким негативным вещам, является, по моему мнению, крайне неуважительным и неприемлемым. Дискурс такого рода открывает те двери, что должны оставаться закрытыми.
Ва ас-саламу 'алейкум.
Имран Бин Мунир Хусейн:
Ас-саламу 'алейкум.
Sidi Абдус-Самад,
Мне не интересна "абсолютная истина" в большинстве вопросов фикха(т.е. в тех, в которые отсутствует кат'и ад-даляля), поскольку это знание принадлежит только Аллаху и его Посланнику(саляллаху 'алейхи уа саллям).
Во любом ином случае, можно претендовать только на понимание, по его или по её глубине, но не на совершенную и абсолютную истину. Даже фатва муфтия из числа Сахабов не обязательно является абсолютной истиной - это ничто иное, как лучшее, что он или она смогли достичь.
Таким образом, все четыре мазхаба - это лучшее, что может быть предложено Уммой в понимании этих вопросов. И я довольствуюсь этим, и вижу крайне мало выгоды или пользы в попытке найти один супер-мазхаб, который - согласно некоторым относительным критериям - является лучше других. Здесь нечего выигрывать, но можно многое проиграть. И много фитны в этой попытке.
Ва саламу 'алейкум.
'Абдус-Самад Кларк:
Sidi Имран,
Небольшое замечание к Вашему последнему сообщению о началах знания для начинающего в Исламе, поскольку, как говорит Sidi 'Абдуль-Вахид Ибн 'Ашир, да будет доволен им Аллах, в его Муршид уль-Му'ин, первая обязанность для мукалляфа - это познание(ма'рифа) Аллаха и Его Посланников. Это имеет решающее значение.
Ас-саламу 'алейкум.
'Абдус-Самад Кларк:
Ас-саламу 'алейкум.
Sidi Имран,
Сначала Вы признаёте, что Вы не читали книгу Шейха Абдуль-Кадыра, а потом Вы продолжаете критиковать её. Вы высказали ряд довольно суровых замечаний в отношении книги, которую Вы сами не читали! Сложно сказать, что можно поделать с таким подходом к вопросу.
После моего подтверждения законности четырёх школ, Вы продолжаете настаивать на всё том же аргументе.
В действительности же, принятие решение о "верном" мазхабе не является высокомерием и вознесением себя над Имамами. Ваш аргумент применим к мульти-мазхабизму из разряда Сайида Сабика, когда люди рассматривают каждый вопрос отдельно и выносят различные суждения согласно их взвешиванию хадисов и суждений Имамов, и всякий раз, когда они делают это, они одобряют суждение одного Имама и порочат трёх остальных. В процессе этого, они считают себя умнее, чём трое остальных [Имамов].
Однако выбор мазхаба происходит не через взвешивание производных суждений(фуру'), но через понимание наилучшего "усуль". К примеру, многие люди избрали школу Имама Малика по причине очерчивания им фундаментальной важности практики Людей Медины. Для многих людей это является существенным различением.
Конечно, никто из нас не достиг такой степени, что позволяет детально сравнивать утверждения четырёх Имамов и на основании этого основывать наш выбор мазхаба. Но это и не является тем, на основании чего выбирается мазхаб.