Шейх Араби ат-Таббани аль-Малики - "Мнение маликитских шейхов о возведении строений над могилами"

May 06, 2010 17:00


Сказал шейх Араби ат-Таббани аль-Малики, милость Аллаха на нём, в книге "Барат аль-Ашарин" (том 1, стр. 237): "Сказали маликитские факихи (юристы) относительно сооружения построек на могилах: "Сооружение построек на могиле или вокруг ее на земле хозяина постройки или другого собственника земли с его разрешения - харам (запрещено), если желают этим удовлетворить своё тщеславие и макрух танзих (строго порицается), если отсутствует эта причина и цель, т. е. удовлетворение тщеславия. При этом спадает даже макрух танзих, если желают через постройку отличение могилы при условии, если сооружение это небольшое по размеру. И абсолютно разрешил возводить постройки на могилах (на земле хозяина постройки или другого собственника с его разрешения) шейх Абу аль-Хасан ибн аль-Кассар аль-Багдади аль-Малики, милость Аллаха на нём (умер в 389 г.), если этим не преследуют удовлетворение тщеславия. В противном случае, дело это становится харамом.

Является харамом возводить сооружения на могилах на земле, отданной в вакф (неотчуждаемая собственность мусульманской общины) или на земле категории мусаббаля (земля на которой обычно хоронят жители той или иной местности), если только не желают этим отличить как-то захоронение и если постройка небольших размеров. Отсюда становится обязательным снос и разрушение сооружений на земле отданной в вакф, а также на земле мусаббаля, и нельзя разрушать сооружения на других видах земли.

Что касается нанесения надписей на могилах, то это макрух танзих, если не стремятся таким образом удовлетворить тщеславие, в противном случае нанесение надписей становится харамом. И абсолютно разрешили надписи на могилах праведников некоторые из маликитов.

Сказал большой маликитский алим (учёный) Ибн Хамдун, милость Аллаха на нём, создатель комментария к "Мийярат ас-Сагир": "Если разрешается у Ибн аль-Кассара, милость Аллаха на нём, и у тех, кто последовал за ним в этом вопросе возведение сооружений на могилах на земле хозяина постройки или другого собственника с разрешения его, или на прочей разрешенной к использованию земле (кроме земель вакфа и мусаббаля), если постройка эта никому не мешает и при условии отсутствия тщеславных целей, то разрешение на сооружение построек на могилах с целью возвеличивания того, кого возвеличивают по Шариату (имеются в виду пророки, праведники, улемы) становится более явным".

Сказал шейх Сайиди Абд аль-Кадыр аль-Фаси аль-Малики, милость Аллаха на нём, отвечая на вопрос о разрешении возведения сооружения на могиле мауляны шейха Абд ас-Салама ибн Машиша, милость Аллаха на нём: "Мусульмане,как это известно, не перестают строить на могилах праведников и выдающихся имамов Ислама, будь-то на востоке или западе. Ибо в этом деле содержится возвеличивание, того, что освятил Аллах, соблюдение интересов рабов Аллаха для того, чтобы взяли они для себя большую пользу от посещения могил праведников, защита захоронений от хотя бы по ним и раскопки, а также через возведение сооружений осуществляется различение могил и предотвращение исчезновения их. Ведь если бы прошлые общины проявляли заботу свою к захоронениям Пророков, да будет над ними всеми мир, то могилы бы их не исчезли. Однако, как мы можем наблюдать, исчезли многие захоронения аулия (святых) и пророков именно по причине малой заботы к сохранению их со стороны предыдущих общин.

маликитский фикх

Previous post Next post
Up