Безусловно, большинство мусульман когда-нибудь слышало такой термин как «‘амаль ахль Мадина», или деяния жителей Медины. Что есть ‘амаль, или действие? Что это означает и откуда этот термин происходит? А главное, какое к нам всем это имеет отношение? Данная статья ставит своей целью пролить свет на все эти вопросы и прояснить их.
В первую очередь, мы должны спросить сами себя, что является основой для поведения мусульманина? Какие ресурсы мы должны взять за основу, что бы распоряжаться нашими жизнями? Ответ прост и известен любому мусульманину. Это Коран и Сунна. Мы имеем совсем немного проблем с вопросами связанными с Кораном, но по вопросу Сунны мы сталкиваемся с таким спектром трудноразрешимых проблем, что зачастую это приводит к серьёзным смутам среди исламской общины. Вопрос, что есть Сунна - это основной вопрос нашего исследования. Попробуем охарактеризовать это явление, используя Коран. Согласно Корану, Сунна это - образец поведения Пророка, мир ему, указывающий нам, как необходимо правильно понимать Коран в нашей повседневной жизни.
Для того, что бы чётко имеет представление о том, что есть Сунна, необходимо подробное разобрать два термина: хадис и ‘амаль.
Что такое хадис? Хадис - это словесная передача от пророка, мир ему. Это сообщение о том, что он сказал или сделал, переданное от человека к человеку через известную цепочку передатчиков. Многие люди считают, что хадис это синоним термина Сунна. Более того, многие открыто это декларируют. Например: «Основы религии Ислам - это Священный Коран и Хадис» (взято из книги «Шариат - исламское право», ‘Абд ур-Рахмана Дои).
В любом случае, такое понимание хадиса является анахронизмом. В раннюю эпоху люди совершали ритуальную молитву, хадж, выплачивали закят, так как же, как это делалось во времена посланника Аллаха. И так это сохранилось вплоть до времён, которые застал имам Малик и даже после него. Любые конфликты случаются, если человек приходит с чем-то новым, и хочет совместить это с уже имеющейся практикой. Мусульмане того периода не были книжниками. Передача была немедленной и прямой. Что делали люди в тот период? Как говорил Малик: «Если вы ищите знаний, поезжайте жить в Медину. Коран не был ниспослан в земле Ефрата» т.е. Ирака.
Как бы то ни было, в Ираке проживало несколько сподвижников, и Ирак был новой землёй ислама. Для того, что бы найти истину, люди шли к сподвижникам и спрашивали, а затем получали мнение одного человека, фетву или хадис. Таким образом, это происходило в Ираке, где и была сформирована наука о хадисах, его тексте и так далее. Как сказал Ибн Таймийя: «Не было города, где люди лгали бы больше, чем жители Куфы». Также известно, что Малик и жители Медины не принимали хадис от иракцев, так как там было очень много лжецов, и зачастую иракцы не отличали лжецов от тех, кто говорил правду.
Мы видим тревожную картину, когда мусульмане пытаются передать Сунну посредством записи хадисов, и, не отделяя Сунну от хадиса. Но хадис не является синонимом для термина Сунна. Хадис это просто текст, который ещё не о чём не говорит. Вы не можете взять с книжной полки сборник хадисов, читать их и считать, что вы изучаете Сунну. Вы не можете получить прямой доступ к Сунне посредством чтения хадисов. Является бесспорным фактом, что посланник Аллаха запрещал записывать что-либо, кроме айятов Священного Корана. Мы ещё вернёмся к этим вопросам.
Теперь на некоторое время обратимся к тому, что называют ‘амаль. ‘Амаль буквально значит «действие», «деяние» и отсылает нас к непротиворечивой практике жителей Медины. Таким образом, ‘амаль включает в себя Сунну посланника Аллаха, а также иджтихад, или индивидуальное суждение поздних авторитетов, в особенности халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Сунна - это практика Пророка, и таким образом мы можем сказать, что вся Сунна - ‘амаль, но не весь ‘амаль Сунна.
‘Амаль - интегральная часть Сунны. Сунна, как мы сказали, это не синоним хадисам, потому что хадис тогда, когда он был полностью согласован, как в тексте, так и в цепочке передатчиков (иснад), не являлся необходимым действием в ранний период Медины, и таким образом не являлся частью сунны. ‘Амаль - практика Посланника Аллаха, или первых праведных халифов, сподвижников, последователей и тех поколений, которые последовали за ними. Зайд ибн Сабит, известный сподвижник, говорил: «Когда вы видите жителей Медины, делающих что-либо, знайте, это - Сунна». Это суждение ясно определяет ‘амаль как совершение чего-либо, а не просто как словесное суждение. Таким образом, Сунна и ‘амаль ближе друг к другу, чем хадис и Сунна, и мы часто можем найти их в связке, например в таком выражении, как «Сунна праведных халифов».
С хадисами же мы имеем очень серьёзную проблему, когда пытаемся их использовать в нашей повседневной жизни. По причине того, что для использования хадиса мы должны иметь фикх или, если говорить по-русски, понимание. Ибн Вахб сказал: «Любой, кто знает хадисы, но не имеет имама в фикхе, находится в заблуждении». Ибн Уяйна сказал: «Хадис - это источник заблуждения, исключая факихов». Даже на основании этих двух цитат ясно, что вы должны иметь критерии для того, что бы решать, что хадис означает, какую его часть оставить, а какую применять.
Критерий Медины был ‘амаль. Если хадис противоречил ‘амалю, его оставляли. ‘Умар ибн аль Хаттаб говорил с минбара мечети: «Клянусь Аллахом, я осложню жизнь тому, кто отделит хадис от ‘амаля». Ибн аль-Касим и Ибн Вахб говорили: «Я видел, что, по мнению Малика, ‘амаль был строже хадиса».
Ибн Махди сказал: «Сунна, основанная на сунне жителей Медины, лучше, чем хадис». Это высказывание чётко сигнализирует нам разницу между Сунной и хадисом (Ибн Махди умер в 186 году Хиджры, и был одним из величайших учёных в области хадисов в Медине). Он также говорил: «Если я имею хадис по какому-либо вопросу, и затем я узнаю, что мединцы делают что-то, противоречащее этому, то этот хадис становится слабым в моих глазах».
Мы можем выделить четыре вероятных преимущества ‘амаля перед хадисом:
1. ‘Амаль находится в согласии с хадисом, таким образом, ‘амаль подчёркивает действительность хадиса.
2. ‘Амаль находится в согласии с одним хадисом, но в противоречии с другим. Таким образом, ‘амаль подчёркивает преимущество первого хадиса.
3. ‘Амаль противоречит всем хадисам. Если ‘амаль взят со времени пророка, то он предпочтительнее, потому что эта категория ‘амаля определённо более авторитетна и имеет множественную цепочку передатчиков (мутаватир), тогда как другие хадисы имеют одну цепочку передатчиков. Если ‘амаль построен на иджтихаде, то имеются определённые разногласия по вопросу его применения в рассматриваемом контексте.
4. Есть хадис, но нет ‘амаля по какому либо вопросу. Тогда следуют хадису, хотя имеются и разногласия по этой теме.
Теперь необходимо спросить, а почему в представленной формуле, ‘амалю отдаётся предпочтение перед хадисом? Как известно, хадисы делятся на две группы: мутаватир - полученный через большое количество сподвижников, и одиночный хадис-ахад. Хадис-ахад передавался от одного сподвижника к другому. ‘Амаль является мутаватиром, потому что является деянием множества сахабов и является консенсусом среди сахабов, живших в Медине. Множественная передача превалирует над единичной, таким образом ‘амаль является превалирующим источником. Довольно ясная картина того, почему ‘амаль предпочтительнее вырисовывается из фразу Ибн Кутайбы: «По нашему мнению, истина гораздо более определённо исходит от иджмы, чем через передачу хадиса. Хадис может быть вызван забывчивостью, ошибкой, различными возможными интерпретациями, кто-либо, стоящий доверия передаёт хадис тому, кто такого доверия не стоит и прочее. Могут быть две различные команды, каждая из которых имеет основание, например сделать один или два таслима (приветствии, отпускаемые в конце ритуала молитвы). Также человек, передающих хадис, мог быть при пророке, тогда когда он отдавал какую-либо команду и в последствии мог не знать о том, что пророк отдал другую команду, прямо противоположную предыдущей. И затем он передаёт первую команду, не имея информации о второй. Как бы то ни было, иджма свободна от подобного рода превратностей».
Медина времён Малика представляла собой город, в котором одно поколение передало знания другому поколению. Невозможно, чтобы целое поколение вдруг прекратило делать что-либо и начало что-то новое, если не произошло чего-либо экстраординарного. Совершенно очевидно, что процедура выплаты закята, произнесение азана или икамата, непроизнесение басмаллы в намазе и многие другие практики осуществлялись всей Мединой.
Ибн Таймийя, имея в виду преемственность мединцев пророческому наследию, сказал: «Именно по этой причине, не один из исламских учёных не считал согласие жителей какого-либо города, кроме Медины, доказательством того, что за ними можно следовать не в эти времена, ни после их». Кроме того, Ибн Таймийя указывал на то, что ни одно нововведение не пришло из Медины, тогда как в других городах они были. Это очень важное заявление. В Медине не было тех, кто занимается введением новшеств в религию, но как только вы покидаете Медину, вы можете обнаружить нововведения в каждом городе.
Когда Сирия и Ирак были завоёваны, ‘Умар направил в их города людей, которые должны были обучать их Книге Аллаха и Сунне Его посланника. Абдула ибн Мас‘уд, Хузайфа ибн аль-Йяман, Аммар ибн Йясир, Имран ибн Хусайн, Сальман аль-Фариси и другие отправились в Ирак. Муаз ибн Джабаль, Убада ибн ас-Самит, Абу Дарда, Биляль ибн Рабах и другие были отправлены в Сирию. Такие апостолы, как ‘Усман, ‘Али, ‘Абд Ур-Рахман и Убайя ибн Кааб, Мухаммад ибн Маслама, Зайд ибн Сабит и другие остались с ‘Умаром в Медине.
‘Умар, как известно, имел особенность консультироваться с такими великими сподвижниками, как ‘Усман, ‘Али, Абу Тальха, аз-Зубайр. Они были советниками халифа. Поэтому аш-Шааби сказал: «Посмотрите на то решение, что сделал ‘Умар. Он провёл консультации». Это известно, что вопрос, относительно которого ‘Умар дал определение или фетву, и относительно которого он провёл консультацию имеет большую силу, чем решения или фетвы других сподвижников, таких, как Ибн Мас‘уд.
В описываемое время и после него все мусульманские города следовали за жителями Медины. Ибн Мас‘уд был наиболее знающий из сподвижников в Ираке, но в то время, когда смута (фитна) имела место, он отправился в Медину, что бы узнать о решении, которое он сделал в Ираке, и если бы он обнаружил, что практика мединцев отлична от его решения, то он бы, не медля, изменил его.
После начала фитны все города, за исключением Куфы, следовали за жителями Медины. Куфийцы декларировали, что их позиция равна позиции мединцев. Совершенно очевидно, что со стороны куфийцев это было политическое решение. Как сказал Ибн Таймийя: «Прежде эпохи смятения умов они следовали за мединцами и старались походить на них. Перед убийством ‘Усмана малоизвестно, чтобы куфийцы или кто-то ещё начал заявлять, что они более знающие, чем мединцы. Когда ‘Усман был убит, и сообщество разделилось и раскололось на партии среди куфийцев появились люди, которые стали говорить, что они равны в знаниях учёным Медины».
Таким образом, мы видим, что опора на ‘амаль не является чем-то новым в исламском праве. Наоборот, в раннюю эпоху именно ‘амаль играл определяющую роль при понимании пророческого наследия. И только после упоминаемой чуть выше Фитны, в результате которой исламское общество было расколото на множество групп, использование ‘амаля постепенно стало замещаться иными методами. Несмотря на это, опора на ‘амаль в вынесении правовых решений имела довольно серьёзную основу в халифате времён Омейядских халифов, таких, как ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз. Ранние Аббасиды также предпочитали «мазхаб мединцев». В последующий период этот источник шариата утвердился в западных частях мусульманских земель, в Испании, Марокко, Алжире и других - там, где доминировал мазхаб имама Малика, единственный из всех мазхабов, сохранивший традицию жителей Медины, традицию лучшей общины из когда-либо существовавших.