Схема государственной власти

Mar 01, 2016 19:27

С целью пояснить смысл концепции предлагаю укрупненную схему устройства государственной власти.



Законодательная и исполнительная власти - две главные противодействующие ветви, обеспечивающие непрерывное развитие общества. Вспомогательные функции независимой судебной власти обеспечивают устойчивость системы, а также всеобщее гражданское равенство перед законом. Сама судебная власть ограничивается от произвола через правозащитные организации, а исполнительная - через профсоюзы и контрольно ревизионные органы. Другие цепи обратной связи обеспечивают права и волеизлияние свободных граждан, и также необходимы для устойчивого функционирования всей системы и общественного развития.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.
Принципы правового государства:
1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;
2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;
3) разделене власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями;
4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;
5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.
В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.
Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:
• соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;
• ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
• строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
• практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
• диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
• наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
• учет общественного мнения;
• наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
• высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.
Итак, правовое государство обеспечивает:
1) верховенство права и закона;
2) максимальную гарантию прав и свобод человека;
3) равенство всех перед законом и судом.
Важными факторами становления гражданского общества являются:
1) экономические - многоукладная экономика, разнообразие формы собственности, регулируемые рыночные отношения;
2) политические - децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним;
3) духовные - отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения; свобода совести, цивилизованность.
Без сформированных самими трудящимися, реально функционирующих партий и профсоюзов, без правозащитных организаций, независимой судебной власти и контролирующих служб, система утрачивает свою стабильность. Далее она деградирует, вследствие не ограниченных паразитных цепей ПОС. Применительно к социуму, это паразитные «связи», обеспечивающие: коррупцию, откаты, взятки и т.д. Эти связи приводят к постепенному слиянию всех ветвей власти и уход реальной власти в тень. Схема деградировавшего государственного устройства приобретает вид:



Есть предположение, что законы и принципы теории автоматического управления (ТАУ) физических систем, можно использовать также и в социуме. Плюсы ТАУ в том, что это строгая техническая наука, построенная на практических исследованиях, изложенная максимально доступно для понимания. Повторять определения базовых понятий ТАУ здесь не буду, но попробую по-простому пояснить смысл некоторых из них, чтобы быть уверенным в понимании дальнейшего изложения.
Управление - сигнал на входе системы для достижения заданной цели объектом управления.
Положительная обратная связь (ПОС) - выходной сигнал системы подается на вход и усиливает сам себя. Примеры ПОС: свист в колонках от приближенного микрофона, наводки электромагнитных полей на вход системы, цепная ядерная реакция, разжигание евромайдана и т.д. Сигнала управления ПОС в технике используется для ускорения реакции системы на воздействие, другими словами, для сокращения времени переходных процессов. В большинстве других случаев ПОС это не сигнал управления, а самостоятельный процесс, который ограничивают с помощью цепи ООС.
Отрицательная обратная связь (ООС) - инверсный выходной сигнал системы подается на вход и гасит сам себя. ООС используется как управляющий сигнал для стабилизации системы, ее защиты от перегрузок или компенсации паразитных ПОС. Соответственно, управляющий сигнал ООС может быть постоянным регулирующим или защитным импульсным, а управляющий сигнал ПОС возможен только как кратковременное импульсное воздействие. Простая схема системы с автоматическим регулированием:



Если эту схему использовать применительно к социуму, то вход и выход системы замкнуты на общество, но разнесены во времени, а система при этом работает на общественное развитие.
Как говорится: «лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Мне было удивительно, что, в отличие от технических книг, ни в одном учебнике по политологии и социологии я не нашел достаточно полных функциональных схем устройства государственной власти.

Буду рад поправкам и любым комментариям.

Сообщество, Гипотеза

Previous post Next post
Up