Отчасти это логично. Сравните стоимость часа работы программиста (в Новосибирске это порядка 1000 рублей, разумеется не в руки, а через контору) и стоимость материальных ценностей. Например, монитора (3-5к), телевизора (15-20к) и т. п. И сравните совокупную трудоемкость, потраченную на эти предметы и сопоставимое по цене время программиста. Разница - в несколько порядков. Я не утрирую: 5000 рублей - это 5 часов работы программиста, тогда как для разработки модели, линии производства и т. п. того же монитора нужно не менее, чем в 10000 раз больше времени.
К чему это я? К тому, что произведенная в России продукция фантастически дорога. Причем если в Китае производство дешевле за счет оплаты труда, то в США - за счет организации труда. Приведу два факта: сам я давно ношу майки, купленные в интернет-магазинах США. Они обходятся мне примерно в 400 рублей (с весьма креативным дизайном), плюс доставка десятка маек - еще 600 рублей. Аналогичного качества майки в России стоят в районе 2000 штука. Второй факт: несмотря на то, что стоимость часа разработчика в России существенно ниже, чем в США, найти американский заказ весьма непросто: в области говнопроектов индусы существенно дешевле, а в области серьезных проектов у нашх команд не хватает квалификации. Тот факт, что по Академгородку аутсорсеров - до полусотни компаний лишь подтверждает этот факт, было бы иначе, полгорода бы так работало.
Поэтому неудивительно, что торговать произведенным не у нас выгоднее, и это не директора козлы, это уровень производства у нас такой. Удивительно, что с этим можно сделать...
Я бы поспорил насчет софта. Непосредственно труд разработчика - да, существенно дешевле. Но если взять общую стоимость разработки, которая включает в себя и менеджмент проекта, и менеджмент продукта, и QA, и разработку документации, и сервисную поддержку... На мой взгляд, во всей этой цепочке русских разработчиков оправдано использовать только на самом нижнем уровне. Общая стоимость продуктов соизмерима (за счет неэффектиности остальных звеньев). Если же учесть уровень сервиса, то картина еще печальнее, потому что зачастую для нас уровень американцев просто недостижим. Ни за какие деньги.
(Личный опыт: как-то потребовалось купить модуль для одной CMS. Модуль шифрованный, и сходу не заработал. Связался с поддержкой (на английском, конечно), и на втором письме забеспокоился: какие-то непривычные ответы, странные задержки и т. п. Посмотрел внимательно - Украина, но хорошо замаскированная. Увы, менталитет не замаскируешь).
Что же до желания бизнеса идти туда, где деньги легче - кто его осудит. Есть, конечно, идеалисты, которые ради принципа будут поднимать какое-либо дело. Но это уже как бы не совсем бизнес тогда (хотя лично мне этот подход импонирует, сам из таких).
В нашей фирме Ashlar-Vellum все осуществляем в Киеве - и менеджмент проекта, и менеджмент продукта, и QA, и разработку документации, и сервисную поддержку.
Молодцы украинцы. Вот бы так еще в массе, а не эпизодически.
Сразу по второму комментарию: с дисциплиной можно справиться. Повторюсь, инженеры у нас прекрасные, я в этом много раз убеждался. А вот те, кто ставят им задачи, те, кто ответственен за конечный результат... Как в СССР были с этим проблемы, так и сейчас.
Не только директоров. Из моего опыта, опять же, как раз директора обычно толковые. Я не беру тех, кто оказался во главе завода непостижимыми путями, перед глазами больше тех, кто свои бизнесы сам создавал. Активные, инициативные, вменяемые. А вот уровень менеджеров среднего звена, вот где мрак кромешный...
В ваших воспоминаниях, кстати, тоже это прослеживается, ведь завод так или иначе оборудование купил (то есть директор согласился потратить гору денег), а вот далее уже КБ это оборудование освоить не смог (привет начальнику КБ, т.е. как раз менеджеру среднего звена).
Общая стоимость разработки у нас тоже дешевле. А вот стоимость конечного устройства зависит от массовости выпуска. Стоимость разработки размазывается на число выпущенных устройств.
1. Если сервис организовать не проблема, почему в массе своей в России он столь ужасен, по сравнению с сервисом европейских и американских компаний?
2. Если причины проблем с современными самолетами Ту не в сервисе, то в чем именно? Я понимаю, что там есть и компекс производственных проблем, особенно по 3xx, но я веду речь о том, что их не покупают даже несмотря на более низкую цену.
1. Потому что организация любого сервиса требует серьёзных инвестиций. При малом тираже выпускаемой продукции он будет ещё и убыточным. Существует определённый барьер по тиражу выпускаемой продукции, после которого такие сервисы начинают приносить прибыль.
2. В западном лоббировании, в подкупе чиновников, в недостатке инвестиций у наших производителей. И наши Ту таки покупают авиакомпании, которым не сделали откат западники - это, например авиакомпания Рэдвинг, которая летает ТОЛЬКО на Ту-204.
Ту-334 сотнями собирался закупать Иран. НО! На Ту-334 стоит двигатель Пермских моторов, акционером которых была американская компания. Госдеп запретил ей импорт в Иран - ибо санкции. Типа двигатель американский! Контракт сорвался. Недавно наши выкупили пакет у американцев и теперь запретить некому. Но контракта уже нет...
Многие потенциальные покупатели ждут начала массового производства - это гарантия наличия сервиса. Но для разворачивания массового производства нужны начальные инвестиции. Ими распоряжается ОАК. А им руководит Погосян - гендиректор Сухого. И все деньги он пускает исключительно на Суперджет - конкурента Ту-334. Вот конкретно две причины. Есть и другие.
Смешались в кучу кони, люди... 2. Это заслуга исключительно Лебедева, имиджевое решение. И то, перед кризисом КК собирались покупать А320 для больше гибкости парка.
3. На 334 стоит Д436, который к Перми никак не относится. Санкции были не на двигатель, а на некоторц PW-шные компоненты, которые на нём стояли.
2. Имиджевое решение в ушерб экономическому расчёту? Чушь. 3. Пардон, история с Ираном была для Ту-204. Там ПС-90А. Я тут спутал. 4. SSJ имеет ДВА конкурента - Ан-148 и Ту-334. Оба лучше SSJ.
К чему это я? К тому, что произведенная в России продукция фантастически дорога. Причем если в Китае производство дешевле за счет оплаты труда, то в США - за счет организации труда. Приведу два факта: сам я давно ношу майки, купленные в интернет-магазинах США. Они обходятся мне примерно в 400 рублей (с весьма креативным дизайном), плюс доставка десятка маек - еще 600 рублей. Аналогичного качества майки в России стоят в районе 2000 штука. Второй факт: несмотря на то, что стоимость часа разработчика в России существенно ниже, чем в США, найти американский заказ весьма непросто: в области говнопроектов индусы существенно дешевле, а в области серьезных проектов у нашх команд не хватает квалификации. Тот факт, что по Академгородку аутсорсеров - до полусотни компаний лишь подтверждает этот факт, было бы иначе, полгорода бы так работало.
Поэтому неудивительно, что торговать произведенным не у нас выгоднее, и это не директора козлы, это уровень производства у нас такой. Удивительно, что с этим можно сделать...
Reply
Это не совсем верно. Например, производство софта дешевле чем в США, например.
У наших директоров была возможность легкого зароботка, поэтому они не захотели заниматься сложным трудом, еще и связанным с нервотрепкой.
Я об этом немного писал здесь - Как я работал на ЗАЗе http://dom3d.livejournal.com/145575.html
Зачем директору дергаться с производством, если он себе на аренде может заработать тысячи долларов. Десятки тысяч.
Reply
(Личный опыт: как-то потребовалось купить модуль для одной CMS. Модуль шифрованный, и сходу не заработал. Связался с поддержкой (на английском, конечно), и на втором письме забеспокоился: какие-то непривычные ответы, странные задержки и т. п. Посмотрел внимательно - Украина, но хорошо замаскированная. Увы, менталитет не замаскируешь).
Что же до желания бизнеса идти туда, где деньги легче - кто его осудит. Есть, конечно, идеалисты, которые ради принципа будут поднимать какое-либо дело. Но это уже как бы не совсем бизнес тогда (хотя лично мне этот подход импонирует, сам из таких).
Ссылку почитаю, спасибо!
Reply
Reply
Сразу по второму комментарию: с дисциплиной можно справиться. Повторюсь, инженеры у нас прекрасные, я в этом много раз убеждался. А вот те, кто ставят им задачи, те, кто ответственен за конечный результат... Как в СССР были с этим проблемы, так и сейчас.
Reply
Вы сейчас и подтвердили это.
Reply
В ваших воспоминаниях, кстати, тоже это прослеживается, ведь завод так или иначе оборудование купил (то есть директор согласился потратить гору денег), а вот далее уже КБ это оборудование освоить не смог (привет начальнику КБ, т.е. как раз менеджеру среднего звена).
Reply
А бывший тогда гл конструктор Папашев и стал потом директором.
Например, директор Киевского радиозавода вообще ничего не делал, а все площадя тупо сдавал в аренду. Из 25 тыс работающих на заводе осталось 1 тыс.
На этом заводе было уникальнейшее дорогостоящее оборудование, и все стояло и ржавело. Мы там хотели делать оснастку для запуска АН-74П в 1999 г.
Reply
Reply
Reply
1) Чего ж он такой ужасный у нас?
2) В чем?
Reply
Reply
1. Если сервис организовать не проблема, почему в массе своей в России он столь ужасен, по сравнению с сервисом европейских и американских компаний?
2. Если причины проблем с современными самолетами Ту не в сервисе, то в чем именно? Я понимаю, что там есть и компекс производственных проблем, особенно по 3xx, но я веду речь о том, что их не покупают даже несмотря на более низкую цену.
Reply
2. В западном лоббировании, в подкупе чиновников, в недостатке инвестиций у наших производителей. И наши Ту таки покупают авиакомпании, которым не сделали откат западники - это, например авиакомпания Рэдвинг, которая летает ТОЛЬКО на Ту-204.
Ту-334 сотнями собирался закупать Иран. НО! На Ту-334 стоит двигатель Пермских моторов, акционером которых была американская компания. Госдеп запретил ей импорт в Иран - ибо санкции. Типа двигатель американский! Контракт сорвался. Недавно наши выкупили пакет у американцев и теперь запретить некому. Но контракта уже нет...
Многие потенциальные покупатели ждут начала массового производства - это гарантия наличия сервиса. Но для разворачивания массового производства нужны начальные инвестиции. Ими распоряжается ОАК. А им руководит Погосян - гендиректор Сухого. И все деньги он пускает исключительно на Суперджет - конкурента Ту-334. Вот конкретно две причины. Есть и другие.
Reply
2. Это заслуга исключительно Лебедева, имиджевое решение. И то, перед кризисом КК собирались покупать А320 для больше гибкости парка.
3. На 334 стоит Д436, который к Перми никак не относится. Санкции были не на двигатель, а на некоторц PW-шные компоненты, которые на нём стояли.
4. 334 не конкурент Суперджету, это байка.
Reply
3. Пардон, история с Ираном была для Ту-204. Там ПС-90А. Я тут спутал.
4. SSJ имеет ДВА конкурента - Ан-148 и Ту-334. Оба лучше SSJ.
Reply
Leave a comment