Как я работал на ЗАЗе

Feb 21, 2011 12:30

 Прочитал я сегодня новость "радостную" из Запорожья о начале производства новой модели ЗАЗ Forza и вспомнил как я был в командировке в 1990 году целый месяц на ЗАЗе.
Я тогда только начал работать в НИАТе и поехал в Запорожье для изучения их передового опыта.
На ЗАЗе тогда закупили роботизированную линию по сварке кузовов а также программно-технический комплекс для изготовления сложной обводообразующей оснастки.

Что такое автомобиль внешне? В первую очередь это кузов.
А кузов - это набор деталей из листовой стали, которые сварены между собой.
А детали из листа делаются при помощью штампов. Производство этих штампов очень сложное и дорогостоящее дело.
Не редкость когда стоимость изготовления нового штампа превосходить миллион долларов.
И потому в СССР смена моделей автомобилей происходила очень редко.

20 лет назад в СССР компьютеры и станки с ЧПУ были редкостью.
Например, штампы делались не с помощью станков с ЧПУ а с помощью копировальных станков на основе деревянной модели.

И новый комплекс в Запорожье был прорывом для СССР.
Потому, что применение компьютеров и станков с ЧПУ позволяло ускорить и удешевить производство сложной оснастки.
А роботизированная сварочная линия позволяла легко настраиваться на новые модели.

Я как специалист по 3-х мерному моделированию и станкам с ЧПУ попал в КБ во владения Главного конструктора ЗАЗа Папашева.
На ЗАЗе была закуплена контрольно измерительная машина. На ней можно было проводить замеры деталей с большой точностью и также фрезеровать макеты из пластика. У этой машины была возможность вместо щупа ставить фрезерную головка.
В КБ стояла  французская система 3-х мерного моделирования Systrid на базе машины VAX, с 4-мя рабочими местами для конструктора.
Кроме того было закуплено большое количество станков с ЧПУ. В том числе и новейшие 5-ти координатные Mecof и электроэрроионные. 
Все это вместе стоило сотни миллионов долларов.

Сейчас эта CAD Systrid  выглядит как страшный отстой и примитив. Для моделирования использовались только кривые Безье.
Для того чтобы сделать простейшую поверхность нужно было 10 минут описывать ее параметризацию.
Но вопрос заключается не в этом. Потому что даже с использованием той системы конструктора спроектировали  кузов нового автомобиля. Но с проектированием оснастки и ее изготовлением не спешили. Почему?
Потому что комплекс дорогостоящего оборудования использовался для изготовления оснастки для стороннего заказчика из Канады. Я думаю что не только из Канады. Когда я там был то на станках делалось для заказчика из Канады.
Ха-ха-ха! 
Государство потратило сотни миллионов долларов на переход автозавода на новейшие технологии, а все осталось по старому. За 20 лет ЗАЗ не освоил ни одной новой модели. В 1990 году Таврию уже делали. И потому Славута не в счет, это та же Таврия.
Но даже если Славута - это новейшая разработка украинского автопрома, то это лишь уровень директора ЗАЗа Папашева и его владельца Тариэла Васадзе.
Господа автомобилестроители Папашев и Васадзе! Вы за 20 лет сделали одну новую модель авто.
А сколько Вы денег сожрали использую разного рода льгот.

Вместо проектирования своего автомобиля много лет делали чудо корейского автопрома Ланосы, потом осволи американские Chevrolet.
А сейчас скатили до тиражирования китайского говна. Мы, может, и хотели бы продавать его дешевле, но рынок диктует свои условия, - говорит президент корпорации «Укравто» Тариэл Васадзе. Самый экономный вариант нового украинского легкового авто обойдется в 79 тысяч гривен. гы-гы-гы

На Украине значит своих конструкторов и дизайнеров нет.

ps.
Между прочим похожая история была на киевском объединении им Артема. Там тоже было закуплено новейшее все для проектирования и изготовления оснастки. Но новую модель пылесоса там делаи используя немецкие пресс-формы.
На Артема были закуплены графические станции фирмы Silicon Graphics  и CAD ProEngeneer. И все это много лет стояло и не использовалось

ЗАЗ, история, воспоминания, автобиография, НИАТ, ИТ

Previous post Next post
Up