Костел Св. Яна Непомуцкого на Зеленой Горе - здание, непохожее ни на какое другое в Чехии.
Снимок из Википедии
Паломническая церковь на Зеленой Горе, построенная в честь Св. Яна Непомуцкого, расположена неподалеку от города Ждяр-над-Сазавоу в Моравии. Сооруженная в начале XVIII века с планом в форме звезды, она является самой необыкновенной и последней работой великого архитектора Яна-Джованни Сантини, чей весьма оригинальный стиль сочетает черты неоготики и барокко.
Стиль костёла - так называемая «барочная готика», сочетающая эти черты.
Карлов мост, статуя Яна Непомуцкого
Католическая религия весьма почитает средневекового священника Яна Непомуцкого, вошедшего в историю как мученика (в некоторых источниках - Непомукский). Родился Ян Непомуцкий около 1350 года в городе Непомук. В 1389 году, будучи каноником Вышеградского капитула, он становится генеральным викарием архиепископства Пражского. 20 марта 1393 года в числе других священников был арестован по приказу короля Вацлава IV. Непомуцкий умер в заточении от мучительных пыток. Тело упаковали в мешок, доставили на Карлов мост и сбросили во Влтаву. Ян Непомуцкий умер смертью мученика от рук приспешников короля Вацлава IV: по легенде, он отказался нарушить клятву священника и раскрыть тайну исповеди. Опять же по легенде, там, где тело погрузилось в реку, над водой вспыхнули пять звезд. С тех пор святой Ян традиционно изображается с пятью звездами над головой. Позже тело, выброшенное волнами на берег, нашли рыбаки.
Посвященный этому католическому святому храм был построен в 20-е годы XVIII века. Архитектором сооружения, возведенного на Зеленой горе, стал Ян Сантини. Здание имеет форму пятиконечной звезды, и это не случайно, ведь звезды - один из атрибутов этого мученика. Храм возведен в стиле так называемой барочной готики. Церковь эта паломническая и окружена кладбищем. В настоящее время кладбище не используется и фактически постепенно сносится, чтобы придать месту первоначальный вид, который оно имело во времена барокко.
Из истории
История этой достопримечательности таит в себе множество тайн и загадок. Однако достоверно известно - идея постройки принадлежала аббату Вацлаву Веймлува, настоятелю цистерцианского монастыря в Жаре, который являлся ярым сторонником идей Яна Непомуцкого.
Идея пришла к аббату не случайно. Дело в том, что в 1719 году, когда в Прагу доставили гроб с мощами Непомуцкого, правительством было принято решение о его вскрытии. Несмотря на многочисленные протесты миллионов верующих и фанатиков, государственные чиновники все-таки добились своего. То, что предстало перед взором собравшихся, похоже на чудо - в черепной коробке покойника, которую вскрыли в последнюю очередь, был найден его язык, оказавшийся нетленным! Весть о столь великом чуде, которое на протяжении столетий было надежно скрыто в гробу, стала известна на весь мир.
Как только невероятное открытие ученых стало достоянием широкой общественности, узнал о ней и вышеупомянутый аббат Веймлува. А поскольку создание храма в честь святого Яна уже было в его мыслях достаточно долго, аббат решил воплотить мечту в реальность.
Эксгумация в XX веке показала, что за язык приняли кусочек ткани мозга, которая самозаконсервировалась, но в XVIII столетии эта находка стала одной из причин того, почему папа Бенедикт XIII принял решение о канонизации.
Самой лучшей кандидатурой на роль архитектора оказался уже известный по тем временам Сантини, у которого имелся изрядный опыт строительства храмов и церквей по всей Чехии.
Ян Блажей Сантини-Айхель (известен под несколькими именами, в т.ч.: Ян Сантини Айхель, Джованни Сантини) - богемный архитектор итальянского происхождения, прославившийся еще тем, что изобрел стиль готического барокко. Он родился в семье мастера-каменщика Сантини в 1677 году.
Было ясно, что первенцу пойти по стопам отца будет мешать врожденное увечье. Разочарование по этому поводу прошло из-за рано проявившегося художественного таланта. Он стал художником и архитектором одновременно. В 1700 году он уже становится членом гильдии архитекторов и строителей. Учился в Пражском Граде, также в Австрии. После возвращения из Рима, где обучался еще три года, начинает работать на настоятелей многих монастырей. Его сооружениями - 158 зданий - можно восхищаться в разных уголках Чехии, кроме двух в Саксонии (Германия). Умер в 1723 году.
Аббат Веймлува лично выбирал место для будущей церкви - гору неподалеку от собственного монастыря, на краю Черного леса, - так первоначально называлось выбранное место. Название "Зеленая Гора" - это отсылка на Зеленую Гору под Непомуком, откуда был родом святой. До начала строительства вырубили лес и очистили территорию. 16 мая 1720 года произошло торжественное заложение первого камня будущей церкви. Проект был завершен необычайно быстро (освящен в 1722 году) из-за тесного сотрудничества между Веймлувой и Сантини и их общего опыта в области символики и учения каббалы.
И сегодня пытаются содержать холм без растительности, которая может закрывать вид на костел.
Хотя вокруг - богатая зелеными деревьями природа, отражающимися в озере. А пока поднимаешься гору, иные деревца и кусты закрывают панораму костёла.
Заходя в церковь, сразу обращаешь внимание на потолок, где изображен красный язык, и вспоминаешь легенду.
Храм, стоящий в центре комплекса, представляет собой звезду.
Звезды, как уже сказано, - неизменный атрибут Яна Непомуцкого. Их пять, и это число не раз повторяется в созданном комплексе. У амбита - крытой галереи, окружающей костел - пять ворот и пять часовен. На главном алтаре - пять ангелов. Связанная с легендой мученика, эта цифра повторяется здесь практически везде: колокола, ворота, даже мозаичные украшения - все носит в себе магическое и важное для поклоняющихся число.
Для создания внутреннего пространства используется свет. Этот подход основан на барочной интерпретации света как знака божьего присутствия.
Главный алтарь храма, строительство которого финансировалось цистерцианским монастырем, украшен пятью ангелами и таким же количеством звезд на земном шаре, олицетворяющими собой пять континентов, на которых нашло распространение христианство. Сам Непомуцкий изображён стоящим на шаре Земли (скульптура является работой Ржехоржа Тени), а над его головой - три маленьких ангела. У одного в руке ключ, у второго - печать как символ молчания мученика. Святые апостолы Иоанн, Лука, Марк и Матфей изображены, соответственно, с орлом, быком, львом и книгой.
Кладбище вокруг этого костела тоже имеет форму звезды, только десятиконечной. В 1994 году храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Костел, в котором находится столько символов и заветов, является вечным источником догадок сторонников герметических и почитателей Св. Яна, удивляет математиков и нумерологов, вдохновляет архитекторов, возбуждает историков. Это здание, где каждая арка что-то означает, каждая деталь, - всё имеет неповторимое значение.