Ватикан. Собор Святого Петра

Jul 10, 2019 10:30



Собор Святого Петра (итал.Basilica di San Pietro in Vaticano) - католический собор на территории суверенного государства Ватикан. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.



ПЛОЩАДЬ св. ПЕТРА



Колоннада перед собором Святого Петра, внутреннее убранство собора и площадь Святого Петра - творения Джованни Лоренцо Бернини.
Если экскурсия начинается в Музеях Ватикана, то обычно она завершается посещением Собора св. Петра, после чего экскурсанты попадают на площадь св. Петра.
Посетить Собор св. Петра можно и отдельной экскурсией. Правда, для начала предстоит постоять в очереди. Однако тем временем можно внимательней осмотреть площадь, колоннаду Собора, фонтаны (вместе с тем, очередь быстро движется). Вариант гораздо более удобный - заказать билеты заранее через интернет.



Здесь все внушительно: габариты, объемы...
Языком цифр:
Главный храм католического мира - собор Св. Петра - вмещает около 60 тысяч человек. Его размеры впечатляют: длина внешней стены составляет 212 метров, внутреннего помещения - 187 метров, высота до купола - 132 метра, диаметр купола - 42,5 метра, высота балдахина - 29 метров, а общая площадь уникальных на сегодняшний день росписей - 800 квадратных метров.
Собор Святого Петра называют сердцем Ватикана.
Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Донато Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Виньола

Главный купол Собора, спроектированный Микеланджело:


Фасад храма украшают часы, созданные в XVIII веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier):



Планировка площади выполнена по гениальному проекту Лоренцо Бернини, спроектировавшему монументальные боковые колоннады.


Колоннады, расположенные полукругом, состоят из четырех параллельных рядов колонн.

Наверху над колоннами возвышаются 140 статуй Святых.








Снизу статуи кажутся маленькими, на самом деле они весьма солидных размеров

Статуи св. Петра и св.Павла (справа):







В руке св. Петра - ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.





Средний из девяти балконов на фасаде называется Лоджией Благословения.



Именно отсюда Римский папа обращается к многочисленным верующим, собирающимся на площади Св.Петра

Вид на Апостольский дворец с площади св. Петра. Резиденция Папы Римского (над колоннами):








Второе справа окно ничем не отличается от остальных окон. Но именно в нем появляется Папа, чтобы прочесть воскресную проповедь.

ОБЕЛИСК:




Получивший в средние века название "игла", обелиск (высота - 25 м.) был привезен в Рим из Гелиополя императором Калигулой в 37 г. Нерон установил его в своем цирке (место, которого сейчас занимает Собор Св.Петра).



Так выглядит стык основания с обелиском



По сторонам обелиска симметрично расположены два фонтана. Архитектор этого фонтана - Карло Фонтана (1677 год).





Этот фонтан - работа Карло Мадерно ("старше" парного фонтана на полвека).
В 1817 г. римские фонтаны были повторены в Нижнем парке Петергофа под Петербургом.



Филаретова дверь:

Огромные бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Antonio Averuline, известного под именем Филарет (1445 г.):



В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы св.Павла и распятие св.Петра.

Фрагмент этой двери:



История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. Св.Климент, тогдашний римский епископ, с верными учениками апостола сняли его тело с креста и похоронили в расположенном неподалеку гроте.

Это - особый вход, Святая дверь, и открывается она лишь в Святой год:


Древнееврейское слово yo-bale (отсюда слово "юбилей") означает звук шофара (бараньего рога) оглашавшего наступление Юбилейного года. Святая дверь изнутри замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) наступающего Юбилейного года бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце Юбилейного года дверь снова замуровывается и закрывается на следующие 25 лет (Последний раз дверь замуровывалась 6 января 2001 года).

Фрагменты Святой двери:





Так Святая дверь выглядит изнутри:


Замурована бетоном, на нем закреплен бронзовый крест и небольшой квадратный ящичек, в котором хранится ключ от двери.



Такое оформление над дверью, в которую прошли мы

ИНТЕРЬЕР
Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами.

Центральный неф
Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь.



Это традиционный ритуал для посетителей: стать в круг...
На диске из красного египетского порфира преклонял колено Карл Великий во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до XV века.

Общая длина базилики 211,6 м.:


Главный купол, бессмертное творение Микеланджело, высота 136 м.:


Купол был завершён Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана.

Статуя св. Петра Благословляющего.
В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников:






Статуя св. Петра (XIII в., автор - Арнольфо ди Камбио), находится в конце центрального нефа. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге, а туристы прикасаются к ноге рукой.
В левой руке Св. апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой (а не тканью). Ежегодно 29 июня, в день памяти апостола, его статую облачают в одежды, так что кажется, что статуя оживает.

БАЛДАХИН:



Балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов, - шедевр Бернини (высотой 29 м.), строился в 1624-1633 годах.

Балдахин вознесся над алтарем и над местом, где похоронен апостол Петр



Сень над папским алтарём и могилой Св. Петра:



Перед алтарем находится лестница, ведущая вниз к гробнице св.Петра:


Трон св. Петра поддерживается четырьмя статуями отцов церкви:


Главный алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский.

Над троном парит в сиянии символ Святого Духа:


Часовня Святого Себастьяна:


Статуя Св.Равноапостольной царицы Елены:



Автор:Andrea Bolgi, ученик Бернини, 1635 г. Св. Елена, мать императора Константина I, прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме.

ПРАВЫЙ НЕФ:



Шедевр, созданный юным Микеланджело в 1499 г., - Пьета, сцена оплакивания Христа, лежащего на коленях Девы Марии. Оригинал. Знаменитая Pieta помещена под бронированное стекло - после того как в 1972 году психически неуравновешенный художник набросился на скульптуру с молотком и причинил ей ущерб.



Собор уникален потрясающей мозаикой, однако мозаика видна разве что в этой работе.
"Триумф Креста" Lanfranco - единственная фреска с соборе, не переведенная в мозаику. В капелле Святых Таинств находится единственная в соборе картина, написанная маслом, - "Троица Новозаветная", художник - Пьетро да Кортона.

Алтарь "Преображение Господне" (последняя картина Рафаэля 1518-1520 гг.):





Невозможно представить, но это - мозаика, вернее - мозаичная копия. Оригинал находится в Пинакотеке Ватикана.





Здесь - элементы инкрустации. На мозаике...

«Последнее причащение св. Иеронима»:


И здесь - мозаика. Знаменитая картина художника Доменикино (Domenico Zampieri) хранится в Пинакотеке Ватикана.

Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII:


Понтификат Иоанна XXIII продлился неполных 5 лет, в 1963 он умер. Тело святого отца было после смерти забальзамировано. В 2000 году папа Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных. При эксгумации 16 января 2001 года тело оказалось нетленным. В 2014 году Иоанн XXIII причислен папой Франциском к лику святых. Мумия Папы, как и полагается, для лучшей сохранности она покрыта воском.

ЛЕВЫЙ НЕФ

Надгробие Александра VII. Последний шедевр 80-летнего Бернини:


Покрывало из мрамора, а складки ниспадают, словно шелковые:




В убранстве Собора широко использован мрамор и гранит разных цветов: красный с прожилками, зеленый, белый, серый разных оттенков, черный, рыже-коричневый и даже желто-золотистый. Гробницы Пап богато украшены мозаиками из ценных пород мрамора.

Мраморное покрытие полов:


Саркофаг шведской королевы Кристины (15 в.), похороненной в Соборе:







Усыпальница Стюартов:



Создание скульптора Кановы, надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт (1817-1819 гг.). Надгробие выполнено на средства английского короля Георга III. Сосланный с родины британский аристократ - католик Джеймс Френсис Эдвард Стюарт и два его сына, Чарльз Эдвард Стюарт и Генри Бенедикт Стюарт, похоронены здесь. Сама могила находится в гротах Ватикана.







Папа Григорий XIII (1572-1585):




Григорианская капелла выполнена по рисункам Микеланджело его учеником Джакомо делла Порта. На саркофаге погребенного здесь папы Григория XIII изображена сцена принятия в 1582 году нового календаря, получившего по имени папы название григорианского.




Еще один вход, охраняемый изнутри - вид с улицы. Это - крепостная стена, соединяющая Собор Святого Петра и замок Святого Ангела По верху стены проходит коридор, по которому в 1527 г. во время разграбления Рима папа Климентий VII бежал в замок.
Общая протяженность границы Ватикана с Италией составляет 3,2 км. Граница в основном совпадает с оборонительной стеной.



Есть на площади особая точка, отмеченная кругом. Если стать в круг на такую «точку»,



...то колонны вместо четырех рядов покажутся выстроенными в один ряд - такой любопытный оптический обман. На площади Собора есть еще один такой же геометрический центр.



Вид на площадь со стороны Собора.

Роскошь и грандиозность Ватикана незабываемы.

This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/189996.html. Please comment there using OpenID.

италия, искусство, по городам и весям, архитектура, ватикан

Previous post Next post
Up