ТЕАТР-МУЗЕЙ ДАЛИ В ФИГЕРАСЕ - ВСЕЛЕННАЯ АБСУРДА
Театр-Музей Дали в Фигерасе - это вселенная абсурда, где исчезают известные пространственные ориентиры. Привычные на первый взгляд вещи приобрели здесь иной смысл, став героями художественных сценариев, автором и постановщиком которых стал Дали.
Полный вариант
ЗДЕСЬ и ПОД КАТОМ
Фигерас - небольшой уютный городок Каталонии, расположенный на северо-востоке Испании. До 1904 года это было ничем не примечательное место, пока здесь не родился будущий гений, сюрреалист Сальвадор Дали
Название Фигерас (Figueres) переводится как смоковница, фига; фиговый лист имеется на гербе города
Но город живет под знаком Дали. На первом снимке - оформление витрины, как копия драгоценной броши "Глаз времени", изготовленной Дали
На одном из зданий - копия Купола, ставшего символом не только Театра-Музея, но и всего Фигераса
По одной из таких улочек поднимаешься несколько десятков метров, и ровно напротив этого собора - Театр-Музей Дали
ТЕАТР АБСУРДА
В своем родном городе, на руинах местного театра, разбомбленного в годы гражданской войны, в 1974 году Дали открыл свой Театр-Музей, создавая его в течение 14 лет.
Каждый из манекенов - на крыше и на балконе - несет свою значимость, ценную для Дали. В центре балкона - водолаз, символ погружения в глубины подсознания, которое ждет посетителей Театра-Музея
Уже перед зданием Дали расставляет символы своих пристрастий. В данном случае - к науке и философии: памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу
Памяти Мейсонье. Жан-Луи Эрнест Мейсонье, живописец салонного академизма, которым Дали восхищался. Памятник работы Антонена Мерсье (1895), который Дали "подправил"
Погружение в память Дали происходит, едва переступаешь порог музея: Дали знакомит нас с важными для своей творческой траектории людьми, течениями в искусстве и знаменательными событиями.
Троянский герой Ганнимед, виночерпий Зевса, подчеркивает на пристрастие Дали к мифологии. Статуя работы Хосе Альвареса Куберо
ДВОР
"Начнем дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол". Сальвадор Дали
Здесь виден прозрачный многогранный купол Эмилио Переса Пинейро, который стал символом Театра-Музея и всего Фигераса.
Процесс создания Театра-Музея начался в 1961 году. В 1968 году, по предложению муниципалитета, было решено превратить театр в музей Сальвадора Дали. Годом позже Пинейро было поручено строительство купола, названного "геодезическим". 28 сенября 1974 года Театр-Музей Дали был торжественно открыт
Партер муниципального театра превращен в сад под открытым небом
Главное здесь - инсталляция с внушительным кадиллаком: "Великая Эсфирь Эрнста Фукса, тянущая цепями колонну Траяна из автомобильных шин вместе с мраморным бюстом Франсуа Жирардона, "далинизированным" "Рабом" Микеланджело, лодкой Гала и черным зонтом"
"Лодка Гала из Порт-Льигата, поддерживаемая костылями"
"Далинизированный" "Раб" Микеланджело
"Великая Эсфирь"
"КУПОЛ"
На огромном полотне под центральной аркой можно полюбоваться эффектом двойного образа, наблюдая, как обнаженная Гала превращается в портрет Авраама Линкольна. Это - один из многочисленных примеров увлечения Дали точными науками в последний период его творчества
"Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна", 1975. Эта картина, посвященная Марку Ротко, - первый пример использования в живописи цифрового метода.
Копия задника, созданного Дали к балету "Лабиринт" (1941)
ЗАЛЫ: 2 - 3 этажи
Механическая конструкция Эмилио Переса Пинейро с распятием работы Дали
"МАСТЕРСКАЯ"
Зал, названный Мастерской, Дали посвятил Вечной Женственности
Платье на все времена
"Портрет Гала с симптомами оносороживания" (1954)
"Галатея сфер", 1952
"Ретроспективный женский бюст", 1933, копия - 1970
"ДВОРЕЦ ВЕТРА"
Название залу дает роспись на потолке.
Дали говорил, что эта работа таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и две поднимающиеся в воздух фигуры,
...но на самом деле это - чисто театральный эффект, поскольку вместа неба мы видим землю, вместо земли - море, а также Гала и Дали, проливающих золотой дождь над Фигерасом и Ампурданом
Фигура воина на постаменте из двух опрокинутых статуй "Ника Самофракийская"
"Бюст Веласкеса, превращающийся в три беседующие фигуры" (1974) с изображением картины "Лос Менинас" - еще один пример двойного образа
"Эскиз к картине Галарина", 1943
"СПАЛЬНЯ"
Дали оформил этот зал, как собственное жилье
У каждого свой скелет в шкафу? А вот - скелет без шкафа...
Пейзаж Ампурдана, изображенный Дали на спинке дивана
В убранстве спальни обращает на себя внимание гобелен "Постоянство памяти"
Этот писуар помнит Наполеона
Лодка-вазон
Цветочная прическа для челюстей?
Выход из музея - через этот зеленый дворик, но, чтобы попасть сюда, проходишь через магазин сувениров
Я приобрела этот фото-путеводитель, по которому ориентировалась в определении названий залов и работ. На обложке - Башня Галатеи, последняя из новых пристроек музея и последний приют художника. Старинный дом оформлен элементами в форме яиц и хлебных булочек
Улочка Фигераса
Фигерас - веселый городок, судя по этому балкону...
...и такой рекламе
В Фигерас мы приехали из Барселоны на электричке: 140 км за 55 минут. Возле вокзала сели в автобус, и были в центре Фигераса через 5-7 минут (был вариант - пройтись пешком за 20 минут). На обратном пути выяснилось: если ждать автобус, можно опоздать на электричку. Отправились пешком - подумаешь, 20 минут ходьбы, когда у нас в запасе целый час! Шли к вокзалу по улицам, на которых цвели каштаны. Пустые улицы! - ни прохожих, ни транспорта. Возле полицейского участка двое полицейских, молодой и пожилой, садились в машину. Спросили их, как пройти к вокзалу. Сначала они стали рассказывать, где свернуть налево, где направо. Потом спросили нас, откуда мы. "Из Израиля?" - переспросили полицейские, и тут же пригласили в машину. Через пару минут мы были на вокзале...
Весной в Израиле была выставка работ великого испанца:
http://malamant.livejournal.com/175922.html This entry was originally posted at
http://malamant.dreamwidth.org/53696.html. Please comment there using
OpenID.