МЫ ГОВОРИМ БАРСЕЛОНА - ПОДРАЗУМЕВАЕМ ГАУДИ
- Кому нужна настолько кропотливая работа над крестами колоколен? Ведь они так высоко, что их никто не увидит! - обратились однажды к Гауди.
- Ими будут любоваться ангелы! - ответил архитектор.
"Библия в камне"
Sagrada Familia (Саграда Фамилия) - Собор Святого Семейства
Заложенный в 1882 году грандиозный Собор Святого Семейства, самый знаменитый храм Испании, поражает своими неповторимостью, неординарностью.
"То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы", - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия.
Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру, который задумал возвести церковь в неоготическом стиле. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший проект собора.
Замысел Антонио Гауди был грандиозен. Высота готового собора - 170 метров - всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны - Монтжуике.
Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом.
Сходство Саграда Фамилия с католическим храмом не исчерпывается тем, что в плане он имеет крест. Над входами изображены библейские персонажи. Множество библейских символов. Гроздья винограда, которые видны на маленьких башнях, например, символизируют Святое Причастие. Остальное - плод фантазии эксцентричного архитектора, который стремился создать зрительный образ веры, "Библию в камне". Впечатляют не только размеры задуманного собора, но и усложненная деталировка. Весь облик собора и каждая его деталь - символичны.
Верный католик, Гауди разработал для собора 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, ближайших учеников Христа, 4 более высоких башни - четырех евангелистов, одна башня символизирует Деву Марию, а самая высокая - Иисуса Христа. Статуи, резьба, надписи на латыни - все служит сложной католической символике собора.
Каждому из трех фасадов собора Святого Семейства архитектор дает имена: восточный - фасад "Рождество", северный - фасад "Воскресение", западный - фасад "Страсти Христовы". На каждом из них Христос предстанет поочередно то Сыном Человеческим, то Искупителем грехов, то Судьей на Страшном Суде. Расположение фасадов также неслучайно: каждое утро восходящее солнце будет освещать таинство рождения Иисуса, а история Страстей развернется на западной стороне собора - там, где солнце заходит.
Гауди при жизни успел воплотить только фасад Рождества. Остальные фасады существовали только в эскизах, моделях, а иные лишь в воображении мастера. По своему обыкновению, архитектор не расписал подробного проекта здания, вместо чертежей у него зачастую были эскизы и наброски - он оставлял простор для импровизации. Гауди был готов рассчитать вес каждого камня собора, чтобы сооружение было устойчивым. Несколько лет Антонио Гауди посвятил только изучению акустики, с тем, чтобы создать совершенную систему колоколов. Гауди отдал собору 43 года жизни, причем последние несколько лет он жил на строительной площадке. С 1910 года мастер работал только над Саграда Фамилия, отказывая своим многочисленным заказчикам. Щеголь в прошлом, Гауди ходил в поношенной одежде. Он не брал денег за свою работу и жил скромно, лишь на храмовые пожертвования. Во время гражданской войны в Испании (1936 - 1939) мастерская Гауди была сожжена вместе со множеством рисунков и всеми моделями проекта Храма. Сами башни фасада Рождества Христова уцелели случайно, хотя уже были заминированы. Их не взорвали только потому, что они оказались удобными стратегическими точками для зенитных пулемётов, пытавшихся отразить налёты авиации Франко, бомбившей Барселону. После гражданской войны строительство храма не велось, и было возобновлено лишь в 1954 году, благодаря меценату из Мексики.
Фасад "Рождество"
Фасад Рождества был закончен при жизни мастера. Здесь можно увидеть фигуры святых, различные виды птиц и растений и ангелов.
Фасад Рождества обращен в сторону, противоположную от центра города, и жители Барселоны просили архитектора изменить порядок строительства, но он был непреклонен: ему особенно важно было запечатлеть христианские добродетели. Скульптурные группы фасада "Рождество" изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа.
Восточный фасад состоит из трёх порталов, символизирующих три добродетели, Надежду, Веру и Милосердие (Любовь).
Центральный вход, портал Любви, Гауди украсил сюжетами Благовещения и Рождества.
Звезда Вифлеемская. Вокруг медальоны - символы созвездий неба рождественской ночи. Выше - сцена Благовещенья: коленопреклонённая Мария приемлет Благую весть от Архангела Гавриила.
Слева и справа композиции Рождества - ангелы, поющие и играющие на музыкальных инструментах.
Слева - волхвы, справа - пастухи. Посредине "столб" со "спиралями" - каменные лучи звезды Вифлеемской.
Правую дверь, портал Веры, обрамляют сцены избиения младенцев и бегства в Египет; а левую, портал Надежды, - избранные сцены из библейской истории. Верхняя часть портала - сцена Венчания Святой Девы:
Коронование Марии
Слева - сцена обручения Марии и Иосифа
Ангелы трубят, возвещая Рождение Иисуса
Сцена первого принесения младенца Иисуса в синагогу. По еврейскому Закону, впервые он был принесён во Храм, когда ему было восемь дней от роду, для процедуры обрезания. Старец Симеон, держащий на руках Иисуса, жил в Иерусалиме. Человек праведный и благочестивый, он ожидал пришествия Мессии. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия - по преданию, он жил около 300 лет. И вот в тот день, когда Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса во Храм, по внушению Духа Святого и Симеон пришёл туда. Симеон встретил Младенца ("сретение" означает "встреча") и произносит сакраментальные слова благодарения Богу за исполненное обетование - час исполнения его заветной мечты стал для него одновременно и часом смерти. Эта встреча носит название Сретения Господня.
Рядом с Симеоном - пророчица Анна, справа - коленопреклонённая Мария, слева - взволнованный Иосиф. На переднем плане корзинка с жертвенным приношением - два голубя. Святое Семейство из Назарета было так бедно, что не могло купить ягнёнка в приношение Богу ради первенца.
Над порталом вознеслось символизирующее вечность кипарисовое дерево, на нем - голуби.
Голуби, по Гауди, представляют образы душ, стремящихся к соединению в вечности с Богом через Христа. Древо увенчано характерным для творчества Гауди крестом, над которым - парящий голубь, символ Святого Духа.
Жертвенная любовь Христа представлена образом пеликана, кормящего своих птенцов под древом вечности. Пеликан - символ родительской любви, самопожертвования и самоотречения. Является одной из наиболее известных аллегорий Христа, спасшего человечество своей кровью. В связи с этим его изображение распространено в церковной символике.
Согласно легенде, птенцы пеликана были умерщвлены змеей; отец в отчаянии разодрал себе грудь, и его кровь воскресила их. В другом варианте легенды говорится, что отец кормит детенышей собственной кровью, раздирая себе грудь.
Фасад "Страсти Христовы" (façana de la Passiо)
Чтобы попасть от одного фасада к другому, надо обойти довольно большой квартал
Гауди помещает в башни над святыми корзины, полные фруктов, символизирующие их добрые дела.
Весенние фрукты (персики, сливы, вишни, абрикосы) - на восточной стене, и осенние фрукты (апельсины, фиги и миндаль) - на западной стене.
На боковых стенах - статуи святых (в натуральную величину, поэтому можно представить масштабы в целом)
Субиракс в Страстном фасаде сделал ставку на «суровый взгляд, подкреплённый брутальным отношением к камню».
В центре вверху - сцена распятия Христа
Здесь изображено распятие Христа на горизонтально расположенном кресте, что сильно отличается от декора Гауди.
Фасад Страстей, задуманный как изображение сцен Распятия Христа, был спроектирован Гауди в 1911 г., но его сооружение было начато спустя много лет после смерти автора, и завершено в 1975 году. Строительство фасада Страстей вызвало много споров своими формами. Скульптурное оформление этого фасада в 1985 году заказали выдающемуся каталонскому архитектору, скульптору и искусствоведу Жузепе-Мария Субираксу: его тип ваяния, на взгляд попечителей проекта, с большой экспрессией передаёт тот импульс, который Гауди стремился сообщить зрителю: мистерию невыразимых в слове духовных и физических страданий Христа.
Субиракс был убежденным атеистом (в отличие от глубоко верующего Гауди), однако это не мешало ему творить на религиозные темы. Знаменитая плавность линий Гауди, характерная для всего модернистского творчества Гауди, и барочная пышность внешнего оформления Фасада Рождества уступили место рубленым формам и прямым линиям - Субиракс при работе над Фасадом Страстей применил свой излюбленный художественный стиль кубизм.
Подчёркнуто прямолинейно-аскетичный фасад Страстей, расположенный с западной стороны, со Спасителем, апостолами и сценами из Тайной вечери, поцелуя Иуды, по замыслу автора должен был наводить страх на зрителя, подчёркивая драматизм изображённых событий.
Апостолы:
Справа - плачущий Пётр. Он плачет, потому что трижды отрекся от Бога. Женщина, которая спрашивала Петра, не из попутчиков ли Иисуса он, изображена рядом с кукарекающим петухом.
Вероника держит кусок ткани с отпечатком лица Иисуса, которым женщина промокнула пот с лица Спасителя. Как фигура легендарная, женщина эта лишена черт. Позади неё два римских солдата. Человек в профиль - это Антони Гауди. Так Субиракс воздаёт должное гениальному зодчему и религиозному подвижнику. Гауди что-то записывает, он представлен как Евангелист, которому предстоит изложить своё Евангелие в камне.
Иисус - за колонной, к которой прикован для бичевания. У колонны сдвинутый с оси блок, что символизирует отодвинутый камень гробницы - то есть, Воскресение Христово. Основные двери фасада Страстей воспроизводят строки из Библии на разных языках, включая каталонский.
Любой желающий может попасть на обзорную площадку в башнях, поднявшись на лифте, посетить действующий музей Гауди, а также склеп, где захоронен великий мастер.
***
События, произошедшие 28 ноября 2000 года, добавили загадочности барселонскому долгострою. В этот день намечалась церемония освящения рождающегося Храма. Но торжественное мероприятие было омрачено. Рано утром того же дня в городе начался ураган, и на площадку Храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. Освящение все-таки состоялось. И каталонцы, на чьи деньги, в основном, началось и продолжается строительство Саграда Фамилия, ждут не дождутся, когда завершат возводить фасад "Воскресение", когда будет завершено строительство Храма.
А пока что Саграда Фамилия привычно окружена подъемными кранами, но открыта для посещений. А завершение планируется к 2026 году, то есть к 100-летию со дня смерти Гауди
Гауди не успел достроить свой Собор - стройка пережила архитектора. После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников.
Но здание, даже в строительных лесах, - образец величественности и грандиозности. Такое, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди. Он был ревностным католиком и говорил только по-каталански. И порой кажется, что все его уникальные произведения - продолжение длинного ряда каталонских странностей.
Гауди оставил много домов в Барселоне, он создал великолепный ансамбль парка Гуэль.
ГОРОД-САД. Прогулка по Парку Гуэль (PARK GUELL)
Граф Эусеби Гуэль - меценат, друг Гауди, благодаря которому архитектор возвел ряд своих знаменитых сооружений. Парк, созданный Антонио Гауди в 1900-1914 годах, замышлялся как городок для состоятельных барселонцев, где они будут жить и творить на лоне природы. Основатели парка воплотили в жизнь свои утопические замыслы - они создали город-сад! Но их идеи не привлекли горожан. Вольность архитектурного мышления, инженерный блеск решений, высочайший уровень ремесла не были оценены ими. Из 62 выставленных на продажу участков было продано всего два - несмотря на то, что были проложены внутренние подъездные дороги к участкам, построена колоннада рынка, подведена вода... В 1962 году Парк Гуэль был объявлен архитектурным наследием Барселоны, в 1964 году - памятником национального значения Испании, а в 1984 году - Наследием человечества ЮНЕСКО.
Мозаичный дракон (который больше похож на добродушную ящерицу) стал одним из символов Барселоны
Сувениры-символы тут же можно приобрести
Лестница, извивающаяся как ящерица, украшена мозаикой, фигурами животных, фонтанами
Гипостильный зал, известный как «Зал ста колонн», имеет удивительную акустику - здесь часто выступают ансамбли и оркестры
Потолок так называемого дорического храма, в котором 86 дорических колонн (а не 100), украшен мозаичными медальонами из черепков и осколков цветного стекла
Главная площадь Парка Гуэль - в праздничные дни она заполонена барселонцами, исполняющими национальный танец сардана
На главной площади Парка Гуэль расположена знаменитая извилистая скамья, которая является самой большой скамьей в мире - ее длина 110 метров. Скамья символизирует змею - хранительницу воды.
Под сводами своеобразных гротов-колоннад, которые были сделаны в весьма причудливых формах, проложены дорожки
Необычный декор и структура этих зданий превращает их скорее в скульптурные, чем в архитектурные произведения. Они скорее напоминают домики из сказок, чем жилые дома современности
...А за Гауди в ряду творцов, бросивших вызов общепринятым нормам, стоит другой великий каталонец - Сальвадор Дали, чей театр-музей в Фигерасе можно назвать храмом сюрреализма... Но об этом - в следующем посте
This entry was originally posted at
http://malamant.dreamwidth.org/53329.html. Please comment there using OpenID.