Шри-Ланка: Сигирия, ботанический сад и храм Зуба Будды в Канди

Dec 27, 2023 11:55

Второй день экскурсии начался с Сигирии, потом был ботанический сад и храм зуба Будды в Канди. Итак, Сигирия. Это скала, возвышающаяся на 170 метров - почти 60 этажей, на вершине которой какой-то сумасшедший царь построил дворец, а вершину самой скалы расписали фресками с полуобнаженными женщинами. Вот она возвышается над окрестным парком. Площадь плоской части скалы около 100 соток, и на ней был дворец.






Считается, что дворец построил в 5 веке нашей эры царь Кашьяпа. Легенда гласит, что он был старшим сыном своего отца Дхатусены, но его мать не принадлежала царскому (или достаточно знатному) роду и потому наследовать отцу должен был младший сын, от второй, знатной жены. Кашьяпе это не нравилось, он устроил переворот, сверг и убил отца, а младший брат бежал в Индию. Кашьяпа неуютно себя чувствовал в столице, поэтому решил построить укрепленный дворец, где его никто не достанет. Правда, через 18 лет, когда мледший брат сумел собрать войско и вторгнуться на Цейлон, он почему-то не стал отсиживаться во дворце а выступил со своим войском на битву. Ехал на королевском слоне, на пути оказался болотистый участок, слон пошел обходить, враг закричали "ваш царь бежит" и войско разбежалось, а царь самоубился. Такая вот история. Есть и вариации, в прошлый раз нам рассказывали с другими деталями и украшали всякими интересными подробностями, про кролика старшего сына, который укусил младшего, и его мать велела кролика убить, а старший сын на это сильно обиделся.

По пути в Сигирию - павлин рядом с дорогой



Пруды, каналы и остатки стен, окружавшись скалу с дворцом. Было три периметра укреплений со стенами и водными преградами, а внутри было засажено садами. Некоторые из каналов были мелкими и с илистым дном - фактически заболоченными преградами от боевых слонов.






Бегают обезьянки, живут цапли






Это - восьмиугольный водоем под большой скалой. На скалах видны выемки, это следы деревянных построек.



Под скалами - гроты, в них жили буддистские монахи и до того, как был построен дворец, и после того как все пришло в запустение.






Лестница к скале-дворцу идет вверх между двумя скалами.



А это - вид с площадки подножия скалы, она высоко поднята над окружающей равнины.



А это - современный подъем на скалу. Как это было устроено в древности - неясно. Но подъем начинался здесь, проходили через гигантского льва, от которого остались одни лапы.






Это уже вид сверху. Вдали видна гигантская статуя Будды на другой горе.







Это - площадки, на которых был дворец. Там был здоровый бассейне для дождевой воды. Обшая площадь примерно 120 на 80 метров, 100 соток, если мерить по спутниковому снимку.







Дальше спуск назад, а потом - подъем к фрескам, которые сохранились в гроте ниже вершины. По пути проходим через кусочек сохранившейся старой лестницы, вдоль которой была построена отполированная зеркальная стена. На ней посетители оставляли отзывы, обычно в стихах и там их насчитывается 1500, треть - читаемые. Надписи едва просматриваются, а люди идут потоком, так что это без фоток. И сами фрески фотографировать нельзя, их смотрите в инете. Ну или в моем посте из прошлого путешествия - когда я был в 2014, снимать разрешали. Вот одна из тех фотографий.



С их сохранностью какая-то непонятная печалька: в начале 20 века англичане видели 500 изображений, которые якобы сохранились с 5 века нашей эры. А сейчас осталось всего 18, то есть за 100 лет пошло массовое разрушение. Ну или просто массово начали вывозить в музеи и коллекции, в Коломбо мы несколько видели, какие-то реплики. но какие-то могли быть просто сняты.

А это - арка на выход.



Забавная скала-кобра.






И дальше вниз...



Сувенирные слоники под скалой.



Едем в Канди. По пути проезжаем будийский храм Aluvihraya Rock Cave Temple, по преданию там впервые, в 1 веке был письменно зафиксирован буддистский канон на пальмовых дощечках.




пока ехали, гид рассказал легенду о приходе людей на Шри-Ланку. Это - местная классика, по ней есть произведения и музыкальный спектакль. А я пересказываю своими словами. Итак, жил был в Индии царь, у него родилась дочь и астролог предсказал, что она выйдет замуж за льва. Царь был этим опечален, но почему-то решил беречь девушку от всех мужчин вообще. Заключил в отдельный дворец, на улицу не выпускал, прислуживали женщины. Естественно, когда она подросла, то сбежала. Примкнула к каким-то торговцам и пошла с ними посмотреть страну, ей было интересно. И где-то в пути на них напал лев, все бежали, а она - нет, потмоу что про львов ей, естественно, не рассказывали. Лев удивился, есть не стал, увез к себе в логово. Стали они жить, у них родились дети - сын и дочь. Дети подросли, сын узнал от мамы историю и захотел жить во дворце, а не со львом, тем более, что дед - царь. Ну и уговорил маму с сестрой идти вместе, они ото льва убежали. Лев увидел, что они убежали, расстроился, рассвирепел, побежал в погоню. Он как-то знал, что сын рано или поздно уйдет, но не думал, что сманит мать и дочь, которых тоже любил. Но то ли задержался с началом поисков из-за горя, то ли еще что помешало, в общем, он их сразу не догнал. Поэтмоу искал по уже остывшим следам, и всех на пути убивать. И люди начали жаловаться царб, тоит установил награду за бешеного льва. Но все охотники отказались, только сын пошел за наградой, а может еще почему. В общем, он убил льва-отца третьей стрелой, а первые две стрелы - драмматическая сцена и песни.

После этого царь выдал ему собственное княжество. Но вместо справедливого правления он набрал группу товарищей и вместе с ними начал притеснять население и всяче6ски бесчинствовать. Так что деду пришлось от власти его устранить, посадить на корабль и отправить в изгнание. Они то и были теми людьми, которые первые приплыли на Шри-Ланку. И дальше они шли от побережья вглубь, основывая по пути поселения, пока не дошли до места древней столицы Анурадхапуру.

Такая история, вполне достойна истории Сигирии и древним мифам Греции и Рима.

Приезжаем в Канди, начинаем с ботанического сада, потому что он закрывается раньше. Там много прекрасных растений. Наиболmitt впечатление - яванский миндаль. Вертикальные пластины корней - в рост человека, их у каждого дерева много. На последнем снимке - плоды.










Мы приехали в сезон, когда цветут банановые растения. Их много и они разные, а цветы у всех большие.
















Красивый прудик.



Орхидеи.






А это растение без корней, оно питается атмосферной влагой, можно повесить плеть и оно будет расти.



Красивые пейзажи парка.









Громадные цветы на дереве.



Дерево с большим дуплом.



А здесь - интересная пальма, которая искривлена и разваивается. Гид говорит, что это какой-то релиутовый вид, и это для него типично.



Еще несколько разных деревьев. Первое прямо усыпано плодами.

















На этом дереве листья сначала бывают красные, а потом зеленеют.



Аллеи пальм. Кроме обычных кокосовых в саду есть пальмировая, из плодов которой делают вино и пальмовый сахар, королевская, на стволах которой часто появляется утолщение, если она растет на открытом месте и ей не надо расти в высоту, и сейшельские коксы, которые достигают 20 кг.









Громадные цветы размером вдвое-втрое больше кулака - лакомство обезьянок. Сфоткать, как они их поедают - не получилось.



А это - несколько могучих деревьев, ствол которых уходит высоко в небо. Самое известное - слоновья нога, но есть еще пара, одно - австралийское.









Аллея мемориальных деревьев - именитые гостей зовт в сад, и они сажают, традицию в 19 веке начал принц Уэльский, вторым был цесаревич Николай, будущуй Николай II, он посадил железное дерево.



Искривленные деревья, которые местные называют пьяные елки. Есть целая аллея и искривлены они одинаково.



Еще одно громадное дерево, тут человек дает масштаб.



Когда-то росло громадное дерево, полностью покрывавшее большую поляну. Это - такое же, но еще как бы маленькое. Но размеры уже большие, можно увидеть по людам, которые стоят рядом.



И следующий объект - храм зуба Будды. Хотя, если точнее, местные называют это дворцом, где хранится зуб Будды, а не храмом. А рядом расположено несколько храмов разных богов. Буддисты верят, что хотя Будду кремировали, ва пламени сохранилось 4 клыка, которые нашли в прахе, и дальше отправили в разные страны. Сейчас один хранится в Пекине, другой - в Таиланде, и когда я ездил в Таиланд, то был в Храме, где он хранится, третий - в Пакистане, а четвертый - на Шри-Ланке. Этот зуб сначала хранился в Бирме и служил талисманом местному царю, ихранявшим его страну от нападений - попытки завоевать терпели поражение. И тогда соседний император решил уничтожить зуб. Царь решил, что зуб - ценнее царства, и отослал зуб на Шри-Ланку вместе с детьми, сыном и дочерью, зуб был спрятан у принцессы в волосах. И дальше он хранился в Канди, и было поверье, что владеть им может только истинный король.

Португальцы хотели захватить зуб, но местные сделали копию, ее отдали португальцам, а подлинник отправили в храм на побережье. Потом он вернулся в Канди. Англичане присоединили Цейлон по договору, без войны. Одним из пунктов договора было распространение буддизма и местных верований. оОни его нарушили, было восстание, и один монах передал повтанцам зуб Будды - поэтому местные присоединились, англичане смогли подавить это восстание только экспедиционным корпусом из Индии. Ну и дальше они запрещали местные церемонии с зубом, опасаясь повторения восстания. А, между тем, традиционно в августе проводится шествие, в котором зуб везут на слоне, в нем участвуют монахи из нескольких окрестных храмов, и это шествие призывает дождь. Когда англичане запретили шествие, то несколько лет было сухо и не урожай, англичанам доказывали, что это - из-за их запрета и они разрешили провести, решили проверить. И действительно сразу после шествия пошел такой сильный дождь, что даже затопил город. С тех пор шествие разрешили.

А теперь - фото. Рядом с храмом Зуба Будды - католическая церковь.



А с другой стороны - индуисткий храм, telf местные приходят за плодородием для женщин, а потом в знак благодарности - приносят проросшие кокосы, отджают новую жизнь, и мы их видели довольно много.



Идем по территории храма. Не ней - много различных помещений.















А это - стена основного храма, на внешней стене зубцы - в форме волн, а на внутренней - в форме облаков, что символизирует, что сам храм - над облаками. Вообще символов в архитектуре и статуях довольно много, гид о них рассказывал, но я не слишком много запомнил.










Перед входом в храм - траждиционная ступенька, но здесь она в упрощенном позднем варианте, где остался только орнамент. В древнем еще идут несколько поясов фигур. мы видели в храме во время экскурсии в Коломбо и гид объяснял консрукцию.



Внутри храма - еще один, помещение, где на втором этаже хранится сам ларец. На фото - первый и второй этаж, но двери внутрь закрыты. открываются только во время службы.









Паланкин, на котором выносят зуб Будды во време шествия.









Это - отдельная новая пристройка, в котором хранятся подарки храму и вдоль стен висят картины, на которых изорбражена история зуба. Сначала на трех картинах - рождение, проповедь и кремация Будды, а дальше - его путь через разные страны, на завершающих - история с англичанами. Всего картин пара десятков или больше.






Навес во дворе, под ним - была приемная царя.



Чучело храмового слона, который больше 50 лет носил зуб на шествии. И его облачение.






И последнее фото - фонтан во дворе.



На этом я заканчиваю репортаж об экскурсии и о путешествии в Шри-Ланку в целом.

Шри-Ланка, путешествия

Previous post
Up