товарищ написал
дивный пост. пробую с ним полемизировать. пытаясь обсудить, РАЗВИТЬ его аргументы.
в последней передаче Кургинян рассуждает о "структурах". приводя гипотетический пример работы ВОИНОВ. алекс-юстасу: "надо дружить с фашистами"
кто-то высокоморальный застрелится, остальные - руки к козырьку: "есть! в наличии три позиции, в сс, са, ,сд, миде. для этого нужно ххх, ууу, zzz. какую позицию будем реализовывать?"
в школе НЕТ демократии.
там жёсткая иерархия, субординация, дисциплина. это вовсе НЕ исключает ТВОРЧЕСТВА. да, ведущегося в СТРОГО очерченных рамках. НО! во-первых, рамки эти весьма могут быть расширены, и, чем выше способности и возможности ученика добиться успеха, тем шире; во-вторых, выбор рамок в разных областях, ей, часто превышает способность ученика ВООБРАЗИТЬ область приложения усилий; в-последних, творчество - ОБЯЗАТЕЛЬНО.
точно так же НЕТ демократии в Ордене. совещания, диспуты бывают. критика позиций вышестоящих, серьёзное рассмотрение АРГУМЕНТОВ участников дискуссий - обязательны. демократии НЕТ.
в армии, в отряде спасателей, во многих других структурах, занятых ДЕЛОМ, - ДЕМОКРАТИИ НЕТ! - ДЕЛО рулит. ОНО требует.
в детсаде на классных часах, на совете отряда - есть. за Оградой, где люди учатся взаимодействию и совместной деятельности, - есть.
есть риск неоптимального подхода именно к Делу, ошибок, и даже фатальных? есть.
и?
в структурах сложилось правило: "критикуешь - предлагай, предлагаешь - внедряй. твори, выдумывай, пробуй!" ну, а всё-таки? как же быть-то? ну, это самое? в качестве ответа, только потому, что он известен и имеет богатый контекст и достаточно точно описывает ситуацию, я приведу сценку из к/ф "солдат Джейн": "вы спрашиваете меня, почему я? лучший воин своего полка, части, эскадры, лучший стрелок, бегун, боец, за плечами которого десятки успешных и уникальных операций должен торчать тут, под дождём, жрать дерьмо и отжиматься в грязи шестидесятый час подряд? ответ на этот вопрос один: ВАМ! ТУТ!! НЕ МЕСТО!!!"
сформировать ТАКУЮ структуру, подобрать туда только годных, подготовить лифты пополнения и, следовательно, ВОСПИТАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ годных, - дело небывалой сложности и важности. толчки в части можно вычистить зубными щётками, хоть это и не эффективно и даже может показаться кому-то оскорбительным. можно потерять 2/3 личного состава в результате допущенной ошибки командования. нельзя ровно две вещи:
1. НЕ выполнить поставленную задачу,
2. не иметь (утерять) возможность пополнения бойцами подходящего качества.
а на войне - как на войне. а мне и вовсе, мне - вдвойне: хороший командир планирует операции так, чтобы ...
- избежать потерь?
- минимизировать потери?
- добиться победы?
это всё, и ещё маненько. в операциях простых гением командира, выучкой и великолепной подготовкой бойцов можно избежать потерь, пример тому - наступления нашей армии в 44-45 годах. когда чётко и быстро, в плотном взаимодействии протекала разведка, удар (прикрытой истребителями) штурмовой авиации, артподготовка и танковый десантный удар. к сожалению, при взятии Кёнигсберга, Берлина и многих других операциях ПОТЕРИ НЕИЗБЕЖНЫ.
и. ЭТО. ЗНАЮТ. ВСЕ. от маршала до бойца. и вовсе не страх перед наказанием (о шкуре и речь молчит) является движущим мотивом участников. постоянно сидящая в каждом сердце раскалённая СТРАСТЬ и ЖАЖДА Победы дают силы одним - ПЛАНИРОВАТЬ потери, другим - идти в атаку, ЗНАЯ, что Победа, которую лелеяли в сердце своём четыре года, за которую заплатили неимоверной ценой и немыслимым трудом, будет уже СЕГОДНЯ, но, по ходу, БЕЗ МЕНЯ.
при таком состоянии духа как-то не тянет пипирками с сержантом/лейтенантом/ротным/комбатом/батей меряться. во-первых, имеется доверие. к тому, что старший НЕ лошара, башка у него нормально варит. во-вторых, некогда хернёй заниматься: своё бы упрАвить, глядишь, ещё и доведётся ... выпустить остатки боекомплекта в воздух победным салютом. не загадывая ни о победной чарке, ни о том, что будет ДАЛЬШЕ. а, в-третьих, если ЕСТЬ СООБРАЖЕНИЯ, ими делятся по команде, ДОВЕРЯЯ командиру, что предложения будут рассмотрены, потребные ресурсы учтены и принято верное решение, одно из трёх:
- принять,
- отклонить,
- вернуть на доработку (возможно, с придачей ресурса в виде головы или ещё как).
"при коммунизме"... это всё равно, что "после Победы".
ЧЕМ занимаются "после Победы"? воин НЕ знает такого слова. после Победы? а ЧТО такое ЕСТЬ эта самая Победа? Победа есть всего лишь РЕЗУЛЬТАТ тяжкого и смертельно опасного ТРУДА. ратного. сегодня - Победа. завтра - подготовка. К новой войне, к Победе в ней. к тому, чтобы она (война) даже НЕ началась. это - лишь труд. ратный труд. творческий. интересный. содержащий периоды немыслимого напряжения и глубокого думания, детального осмысления и промысления.
можно ли требовать такого вот "после Победы" ото всех?
в СССР НЕ потребовали. ото ВСЕХ. не очень цели понимали, ответа на вопрос: "а зачем?" соответственно, не решаем был ответ на вопрос "КАК. это сделать?" не, вкус победы на губах, горько-сладкий, насыщенный ароматом цветов, терпкостью полыни, хвои, гари, тления и небесной сини, БЫЛ. и жажда ТВОРЧЕСТВА - была. но где-то вот шевелился червячок ... халявы, жажды халявы. и как-то эти семена ... халявы - проросли. Высоцкий спел о них:
У тети Зины кофточка с драконами, да змеями -
То у Попова Вовчика отец пришел с трофеями.
Трофейная Япония, трофейная Германия:
Пришла страна Лимония - сплошная чемодания.
Взял у отца на станции погоны, словно цацки, я,
А из эвакуации толпой валили штатские.
Осмотрелись они, оклемались,
Похмелились, потом протрезвели.
И отплакали те, кто дождались,
Недождавшиеся отревели.
Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,
Мы спросили:- зачем? - Он в ответ,
Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет.
Пророчество папашино не слушал Витька с корешем
Молодым НЕЧЕГО было делать на фоне деяний отцов. НЕ нашлось педагогов, которые БЫ раскрыли, показали им Путь. Не привили отцы и матери чего-то такого, что было заложено в них самих. «лишь бы не было войны». А человек… это такая скотинка, что… ежели не прёт вперёд изо всех своих силёнок, так, чтобы только до койки доползти, обязательно начинает гнить. Странно, да? Если переть вперёд буром, можно и надорваться; и отпуск, и праздник - вещи СОВЕРШЕННО необходимые. А если НЕ переть, вполсилы жить, то начинают отмирать руки-ноги, голова и жопа.
Приводя столь пространные рассуждения, я стремился показать, дать ОЧЕ-видный пример, внятный на уровне чувств. Про коммунизм. Или - про царствие Божие. ДО второго пришествия разницы между ними НЕТ. А ПОСЛЕ… полагаю, после Христос усмехнётся и скажет: а что, парняги, не узнали Меня? А ведь вам и Пётр, и Павел, и Илия, и другие святые и пророки толковали про третье-седьмое Небо. Про труд и совместное бытие. И Я лично не раз говорил, чего Мне от вас надо. А вы всё к словам цепляетесь: «коммунизм, сверхмодерн, царствие Моё на земле...»
Творчество - мучительный и сладостный процесс. Творчество больших коллективов способно достичь результатов гораздо больших, чем удалось бы одиночке. Личностные противоречия… про них можно прочесть у Полевого в «повести о настоящем человеке». Там отрисованы моменты наивысшего напряжения, предельной мобилизации. В условиях огромной, всеми разделяемой цели. И - вот эти самые, межличностные тёрки. Противоречий там - НЕТ. Взять шапку на войне «не по Сеньке» никак не можно - первый бой, даже маневр к нему расставит всё по местам. Быть плохим командиром НЕ удастся, - правило «за ВСЁ отвечает командир» на войне непререкаемо. Ты можешь вздрюкнуть нерадивого ротного, порвать на части финчасть и кладовщика-прапорщика, но это не имеет ровно никакого значения, когда с тебя спросят за исполнение задачи. Ты не сможешь ответить «у меня иванов дурак, петров трус или сидоров вор». Конкуренции - нет. Соперничества. Есть что-то такое, но НЕ конкуренция и соперничество в нынешнем его понимании. Туполев не конкурировал с Сухим. Наличие 2-3-5 КБ, исполняющих по-разному задачи с ОДИНАКОВЫМ ТЗ не рождало крысятничества и готовности подставить подножку. А конструкторам полякову с полетаевым НЕЧЕГО было делить в рамках одного бюро «гидравлических систем».
Ситуация, описанная Бондаревым в «Тишине» не могла быть … массовой: капитан - преступник. Подлежит аресту и военно-полевому суду. И именно то, что всем так хотелось «пожить», «не ворошить старое», именно это есть та самая «жажда халявы», те самые семена греха, сгноившие наши души.