Кушва. Гора и завод.Кушва. Старый город.Кушва. Советский город. Тому, кто желает добраться до Кушвы по железной дороге, необходимо брать билет до станции Гороблагодатская. Тут важно не перепутать, потому, что станция Кушва тоже существует, но не является главной. Общественный транспорт в центр города идёт именно от Гороблагодатской, или, как её именуют местные, ГБД. Правда, в связи с постсоветским развалом число машин на маршруте значительно сократилось, и автобуса придётся ждать не менее 40-50 минут. Впрочем, не будем отвлекаться. Железная дорога являлась третьей по значимости отраслью городской экономики после рудника и завода, а после их краха вышла на первый план. Только она стабильно работала в постсоветсике годы и благодаря ей город сумел удержаться на краю пропасти.
1. Южная горловина станции Гороблагодатская, в сторону Нижнего Тагила.
2. Железная дорога пришла в Кушву 19 августа 1878 года, когда был сдан в эксплуатацию участок Екатеринбург - Гороблагодатская, первый участок Горнозаводской железной дороги. Впервые о необходимости строительства на Урале железной дороги было заявлено в 1861 году в статье известного металлурга В. К. Рашета, в то время служившего управляющим нижнетагильскими заводами Демидовых. Как известно, продукция уральских заводов вывозилась за пределы региона сложным путём - на подводах до пристаней на реке Чусовой, там шла перегрузка на барки, которые сплавлялись до Камы и далее. Много барок билось о чусовские скалы и тонуло. Да и доставка до пристани гужевым транспортом была делом хлопотным и очень дорогим. Один Кушвинский завод вынужден был содержать для этой цели 20 тысяч подвод. Железная дорога могла бы существенно упростить и удешевить перевозки. В 1870 году Комитетом железных дорог по представлению министра путей сообщения было принято решение о начале строительства железной дороги на Урале, само строительство началось летом 1875 года. Регулярное движение по всей линии Пермь - Лёвшино - Камасино - Бисер - Горобдагодатская (Кушва) - Нижний Тагил - Невьянск - Верх-Нейвинский - Екатеринбург открылось в октябре 1878 года. Уральским заводам это помогло немного, причины кризиса уральской промышленности лежали гораздо глубже, к тому же дорога долгое время была островной и с общероссийской сетью соединилась лишь в 1896 году. Тем не менее, железная дорога дала существенный толчок развитию Урала в целом. На фото - старый вокзал на станции Гороблагодатская, фото из Кушвинского музея.
3. В 1951 году на Гороблагодатской построено новое здание вокзала. Автор проекта мне неизвестен, но вокзал получился довольно оригинальным, несмотря на свою простоту. Проект явно не типовой, во всяком случае нигде, кроме Кушвы, я ничего подобного не видел. Центральная часть выполнена в стиле старого уральского заводского цеха, накрытого двускатной крышей. По бокам пристроены длинные крылья. Из-за узости перрона целиком здание со стороны путей сфотографировать не получается.
4. Вид станции Гороблагодатская.
5. В конце перрона с южной стороны стоят две водонапорные башни.
6. Одна из них явно времён Горнозаводской дороги.
7. Вторая покрупнее.
8. Отправляемся осматривать здание вокзала. Вход со стороны путей.
9. Целиком здание не влезает в кадр, поэтому верхняя часть отдельно.
10. Слева и справа от входа укреплены памятные доски. Первая...
11. ...и вторая.
12. Центральный зал вокзала. По бокам видны оригинальные деревянные входные группы, слева выход на перрон, справа - на привокзальную площадь.
13. Оформление стен и прохода в кассовый зал. На стене - копия картины А. И. Лактионова "Письмо с фронта". Слева - старые советские автоматические камеры хранения. Они не работают, но создают дополнительный антураж.
14. Оформление потолка. К сожалению, здание вокзала находится в аварийном, состоянии. Треснули стены, осыпается штукатурка. Пришлось снять с потолка оригинальную люстру, иначе он бы не выдержал, закрыть доступ пассажирам в зал ожидания и буфет. Ремонт здания был признан нецелесообразным и летом 2011 года руководство СвЖД приняло решение о строительстве в Гороблагодатской нового вокзала. Здание постройки 1951 года скорее всего снесут.
15. Ну, а пока есть возможность, осмотрим внимательнее то, что осталось. Капители колонн.
16. Оформление потолочного фриза.
17. Арка на стене.
18. Кассовый зал.
19. Он же, окна выходят на перрон.
20. Вход в вокзал со стороны привокзальной площади.
21. Элементы оформления.
22. Вид вокзала со стороны привокзальной площади.
23. Стела на площади. С одной стороны на ней укреплён советский герб Кушвы, с другой - изображение ордена Знак Почёта, которым была награждена Кушва в 1985 году, и текст Указа о награждении, такие же как на здании Горсовета.
24. Улица Станционная. Она выходит к пруду, вдоль которого дорога ведёт в центр города. Район, примыкающий к станции, тоже называют ГБД.
25. Возвращаемся назад. Вид станции Гороблагодатская. Пассажирское движение по ней в последние годы сильно уменьшилось. Сохранилось 6 или 7 ПДСов, количество электричек тоже упало.
26. ВЛ-11 - основная "рабочая лошадка" Свердловской железной дороги. На заднем плане вагонное депо.
27. Вид в сторону северной горловины станции.
28. Керамзитовый завод. Мимо него проходит линия старой Горнозаводской дороги, на Чусовскую и Пермь.
29. Вот эта линия. На заднем плане район ЭМЗ - электромеханического завода.
30. Ещё один вид, иллюстрирующий, что Гороблагодатская является узловой станцией. Линия, уходящая налево - это линия Горнозаводской дороги. Мы же двинемся вдоль линии, идущей направо. Это линия частной Богословской железной дороги. Горнозаводская дорога, конечно, очень помогала уральской промышленности, особенно после присоединения к общероссийской сети в конце XIX века. Но не все заводы Урала попадали в её зону. В частности, от железной дороги был отрезан частновладельческий Богословский горный округ, объединяющий заводы Северного Урала. В 1903 году владельцы округа начали строительство линии Гороблагодатская - Надеждинск (Серов). Полностью дорога была сдана в эксплуатацию в 1906 году. Поскольку Богословская дорога была частной, а Пермская казённой, то на станции Гороблагодатская находился участок примыкания: два приёмо-отправочных пути, несколько тупиков для отстоя вагонов, уложены перекрёстные стрелочные переводы, построен пункт передачи грузов и вагонов.
31. А первой станцией на Богословской железной дороге стала станция Кушва, в полутора километрах от Гороблагодатской. И тогда, и сейчас станция Кушва расположена на окраине города и хотя является полноценной станцией, имеющей собственное расписание, билет сюда брать не рекомендуется. На фото локомотивное депо на станции Кушва.
32. Вид станции Кушва.
33. Здание вокзала поближе.
34. Перрон станции Кушва.
35. Вернёмся, однако, назад, на Гороблагодатскую. При въезде со стороны Нижнего Тагила можно видеть мощные каменные опоры. Это остатки путепровода Кушва-Сылвицкой узкоколейной железной дороги, построенной в 1915-1917 г.г. и предназначенной для вывоза древесного топлива из района реки Чусовой, так как леса в окрестностях Кушвы были уже вырублены. Дорога шла от посёлка Степанока в Кушве до устья реки Сылвицы, впадающей в Чусовую. Конечную станцию на Чусовой назвали станцией Коновалово, в честь товарища министра торговли и промышленности А. И. Коновалова, которого удалось привлечь в покровители проекта. В 1920-е годы Кушвинский завод из-за перевода на минеральное топливо потерял интерес в дороге и в 1928 году она была закрыта. Но не перестала действовать. До 1980-х дорогу использовал Гороблагодатский леспромхоз для вывоза леса. Затем рельсы были окончательно сняты и напоминанием об этой дороге служат остатки путепровода и сохранившаяся кое-где насыпь.
36. Ещё один вид бывшего путепровода.
37. Остатки насыпи.
38. Опора путепровода.
39. К западу от железной дороги расположен район, который вопреки топографии носит название посёлок Восток. Вдоль линии железной дороги стоят вот такие домики, видимо, еще времен строительства железной дороги.
40. Основную застройку посёлка составляют стардартные двухквартирные деревянные дома, построенные Гороблагодатским леспромхозом для своих рабочих. Отопление печное, благоустройство отсутствует.
41. В народе посёлок называют Чикаго. Происхождение этого названия мне неизвестно.
42. Водопровод и канализация в посёлке отсутствуют. Вот эта будка - водяная колонка.
43. Не весь Восток живёт в отрыве от цивилизации. В 1980-х годах начальник вагонного депо В. А. Акулов выстроил микрорайон вот таких трёхэтажных домов. К сожалению, развал экономики в начале девяностых поставил крест на планах его расширения. Акулова до сих пор вспоминают с благодарностью. Район сначала в народе, а сейчас вполне официально называется Акуловкой.
44. Кроме трёхэтажек в Акуловке есть и индивидуальные коттеджи.
45. Значительная часть населения п. Восток в годы Советской власти трудилась в Гороблагодатском и Кушвинском леспромхозах. В 1990-е они закрылись, а их материальная база растаскивается.
46. Ещё один вид бывшего леспромхоза.
Вот, пожалуй, и всё о Кушве.