Дорожный музей открылся в Свердловске в 70-х годах XX века и в то время представлял из себя центр научно-технической информации для работников железнодорожного транспорта. Экскурсии для лиц, не имеющих отношения к отрасли, проводились по записи. Для широкой публики музей открылся в 2003 году после переезда в здание старого железнодорожного вокзала. В этом году была проведена реконструкция здания, обустроена прилегающая территория, проведена работа по дополнению и размещению экспозиции.
1. Экскурсию по музею можно начинать ещё снаружи, с привокзальной территории, огороженной нарядным заборчиком. Прежде всего, внимание привлекает само здание вокзала, покрашенное в красно-белой гамме. Оно построено в 1878 году известным петербургским архитектором П.П.Шрейбером в псевдорусском стиле.
Почти такой же вокзал был построен в Перми. Эти здания отмечали начало (Пермь) и конец (Екатеринбург) Горнозаводской железной дороги - первой железнодорожной магистрали Урала. Со временем объём перевозок вырос, увеличилась сеть железных дорог, и здание перестало справляться с возложенными на него изначально задачами. С 1914 года, после постройки в Екатеринбурге нового вокзала, старый стал использоваться как воинский. Эти функции он выполнял до конца Советской власти и какое-то время после. Затем здание пустовало, приходило в негодность, пока в 2003 году не было отремонтировано и реконструировано. Удалось воссоздать первоначальный внешний вид здания. Оно выполнено в виде одноэтажных каменных палат с длинными боковыми крыльями, которые оканчиваются подобием теремов XVI-XVII веков. По центру здания находится крыльцо, в его углах установлены мощные четырехугольные колонны. Колонны подпирают крышу в виде башенки-терема.
2. На башенке видны даты "1878-2003", ниже - герб Екатеринбурга.
3. Площадь перед вокзалом заставлена произведениями в жанре садово-паркового искусства или, как сейчас принято говорить, городской скульптуры. Они различны как по манере исполнения, так и по художественному вкусу. Прямо перед входом установлена скульптурная группа под названием "Пассажиры". Сфотографироваться на их фоне считает своим долгом каждая ТП, проходящая мимо.
4. Следующая фигура изображаетъ начальника станцiи (котораго мы потеряли), онъ даётъ послѣднiй звонокъ.
5. В стиле соцреализма изображена знаменитая баба-шпалоукладчица.
6. Проводница. На скульптура оказал влияние Михаил Шемякин.
7. Путейские рабочие. Композиция выполнена в ироничном ключе, очень симпатично. Цигарка в пальцах тощего работяги постоянно обновляется заботами всевозможных доброхотов.
8. Коллекция объектов, не поместившихся внутрь из-за размеров. Шлагбаум.
9. Семафор.
10. Вагонные тележки. Слева старая, с откидывающимися крышками букс, справа современная.
11. Одна из мраморных ваз, изготовленных в конце XIX века, в честь открытия ветки Екатеринбург-Верхний Уфалей-Челябинск. Устанавливались на станциях по всему маршруту.
12. Осмотрев территорию, отправляемся внутрь. Доска у дверей.
13. Вестибюль. Перед входом музейная касса. Такие двери разделяют вокзальные (теперь музейные) залы.
14. Гардероб. Подлинной мебели, разумеется, не сохранилось, современная изготовлена "по мотивам". Не повезло и интерьерам, сохранились разве что железные колонны, подпирающие потолок (впрочем, я и в этом не уверен).
15. Каждый зал разделён на зоны. Самая первая посвящена истории Свердловской железной дороги со дня основания до середины XX века.
16. Без паровоза Черепановых, разумеется, никуда. Макет установлен у самого входа и кагбе символизирует предтечу регулярных железных дорог.
17. Ещё один ракурс.
18. Картина, изображающая Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича Черепановых. Кто из них отец, а кто сын? На свои портреты они почему-то не похожи. Видимо, художник так видел.
19. Схема Горнозаводской (Уральской) железной дороги - первой железной дороги Урала, открытой в 1878 году. Прошу пардону за качество снимка, руки не из того места растут.
20. Инсталляция, изображающая вокзальный перрон. Очевидно, по мотивам стихотворения Маршака.
21. Паровозное депо станции Екатеринбург.
22. Вагонный сарай.
23. План здания на станции Екатеринбург II (ныне Шарташ). Что это за здание, я затрудняюсь сказать, видимо, оно снесено или перестроено до неузнаваемости.
24. Форменная пряжка Пермской железной дороги.
25. Дореволюционное удостоверение помощника машиниста.
26. Дореволюционное удостоверение машиниста.
27. Модель котла паровоза серии ФД в разрезе. Рядом рабочий инструмент кочегара.
28. Следующие зоны построены по тематическому принципу. Они рассказывают о конкретных частях железнодорожного хозяйства. Осмотр начинаем с путевой части. Возле колонны справа притулился ручной стрелочный перевод.
29. Часть перевода крупнее. Позади изображение стрелочника. Внизу одни из представителей многочисленного племени железнодорожных фонарей.
30. Оглянемся назад. У стенки коллекция старинных рельсов, есть и импортные, есть и местных производителей - надеждинского и Демидовского нижнетагильского заводов. Демидовский - тот что справа, самый ржавый.
31. Для сравнения рядом обрезки современных рельсов.
32. Шаблоны для измерения ширины путевой колеи.
33. Потолок старого вокзала. Не знаю аутентичный или новодельный.
34. Вдоль окон, выходящих на перрон, расположилась экспозиция, посвященная подвижному составу.
35. Макет рабочего места машиниста электровоза ВЛ-11. Можно посидеть в кресле, подергать ручку контроллера, понажимать кнопки. На экране в это время идет видеоурок на тему "Как стронуть электровоз с места". Следуя указаниям машиниста-инструктора, можно "запустить двигатели" и "дать ход". За "окном" будут проплывать виды станции Кизел.
37. Кроме контроллера, в музее представлены ещё кое-какие электровозные потроха. Это групповой переключатель. Переключает тяговые электродвигатели с последовательно-параллельного на параллельное соединение.
38. Вскрытая модель тепловоза ТЭП60.
39. Как видно на снимке 28, посреди этого зала находится самый привлекательный для детей (а я утверждаю, что и для взрослых тоже) экспонат - действующие макеты двух железнодорожных станций. Они иллюстрируют разные хронологические периоды. Ближе к окну располагается макет станции Ревда. Это как-бы "современность", хотя, если судить по моделькам машинок, ближе всё же к семидесятым годам XX века. Железнодорожный переезд.
40. Здание вокзала.
41. Товарный двор, пакгаузы и тяговая подстанция.
42. Тоннель. В районе Ревды никаких тоннелей нет, но с ним, конечно, красивше.
43. С другой стороны расположен макет станции Верх-Нейвинск. Макет иллюстрирует конец сороковых - начало пятидесятых годов XX века. Время строительства объекта "Свердловск-44" (ныне Новоуральск) и при желании можно вообразить, что макет изображает подвоз грузов на стройку. Снова мифический, но красивый тоннель, пакгаузы. Задником этого макета служит вид знаменитого Верх-Нейвинского пруда.
44. Пути и станционные постройки.
45. Здание вокзала (сейчас другое), пешеходный мост, водокачка.
46. Боковушка макета. Домик железнодорожника. Станция видна вверху, за горой.
47. Модельки вагонов. Внизу на переднем плане - теплушка с надписью "40 человек, 8 лошадей".
48. Инструмент вагонника. Сзади буксы, старая и новая.
49. Чуток исторических документов. Знаменитая "бронь" - удостоверение об отсрочке от призыва в армию.
50. Мастера и рабочие вагонного депо станции Тюмень - инициаторы строительства поезда-бани для бойцов Красной Армии.
51. Экспозиция, посвященная службе связи. На переднем плане телетайпы и радиостанции. Сзади коллекция телефонных аппаратов.
52. Вид следующего зала. Он посвящён службе контактной сети. На стене - рельефная светящаяся карта, иллюстрирующая этапы электрификации Свердловской железной дороги.
53. Макет тяговой электроподстанции.
54. На стенах и под потолком представлены элементы контактной сети.
55. Разумеется, музей не может не осветить отношения железной дороги и нынешнего свердловского губернатора. А.С.Мишарин в дни бурной трудовой молодости. По специальности он как раз контактник.
56. Трудовой династии Мишариных в музее посвящен целый стенд. Вот, например, отец губернатора. Есть ещё и брат, но я думаю, что двоих вполне достаточно.
57. Вид следующего зала. Ближняя ко входу часть.
58. Часть зала дальше от входа.
59. Этот зал посвящен станционному хозяйству во всём его многообразии. Колокол со станции Тюмень, начало XX века.
60. В углу воссоздано рабочее место дежурного по станции начала пятидесятых годов XX века. Высокий коричневый аппарат и коричневый же ящик с ручкой рядом с ним - компоненты электрожезловой системы.
61. Билетопечатающие аппараты разных эпох.
62. Макет купе старинного пассажирского вагона.
63. Макет 40-метрового мостового пролёта.
64. Электровоз на мосту почему-то немецкий.
65. Краткая экскурсия по музею закончена. Своеобразным дополнением к ней может служить осмотр нескольких сооружений, расположенных рядом со зданием. Старинное станционное здание.
66. Водонапорная башня напротив Северного автовокзала.
67. Ещё одна башня.
Ну и напоследок. Музей работает с 9 утра до 6 вечера, выходной - воскресенье, понедельник. Цены по состоянию на осень 2010 года: билет 100 руб, фотосъёмка 150 руб. Для школьников, студентов, пенсионеров и организованных групп имеются скидки.