Этот район Екатеринбурга считается отдалёнными пампасами, несмотря на то, что добраться до него намного легче, чем, к примеру, до соседних Елизавета и Вторчермета. Жители уральской столицы вспоминают о нём только зимой, когда на окрестных горах открывается горнолыжный сезон. Тогда улица Зимняя (оценили название? :) ) переживает кратковременный транспортный коллапс, а троллейбусы, следующие на Химмаш, трещат от толп подростков со сноубордами. Гости города даже не подозревают о его существовании, о нём нельзя прочитать ни в одном путеводителе, туда не возят экскурсии. А зря, хоть и "смотреть там нечего", зато атмосфера буквально пропитана историей. Называется этот район Уктус, по старому названию речки Патрушихи, и знаменит он тем, что здесь в 1721 году зародилась горнозаводская держава, да и сам город Екатеринбург, столица этой державы, "вылупился" отсюда. Предлагаю немного здесь прогуляться.
Историческая справка.
Начнём, как водится, с истории Уктуса. Кратенько, минут на сорок,, подробный пост об этом я напишу как-нибудь потом.
1*. Уктусский завод в 1721 году.
Примечание. Фото, помеченные звездочкой (*) взяты
отсюда.
Строительство Уктусского завода началось 4 декабря 1702 года. Расположен он был при слиянии рек Уктус и Исеть, в узкой долине между двумя невысокими горами, названными впоследствии Преображенской и Вознесенской. Место для плотины было выбрано на речке Уктус, в нескольких сотнях метров от впадения её в Исеть. Строили плотину и завод мастера, прибывшие с Каменского завода. Заводской пруд протянулся на запад вдоль горы, а заводские строения расположились с востока, между прудом и Исетью. Первая домна была задута 19 ноября 1704 года. На Урале это событие считалось днём основания завода (и города при нём) и с самого начала отмечалось как праздник, наряду с церковными и государственными. Кстати, заметьте, что день основания Уктусского завода практически день в день совпадает с официальным днём основания Екатеринбурга (18 ноября 1723 года). К 1706 году на заводе было уже 2 доменных печи, 2 молотовых на 2 молота каждая, 1 вертельня, 2 кузницы, 2 угольных сарая и 1 известковый. В штате числилось 35 работных и 12 учеников.
В 1708-1709 годах в связи с приближением восставших башкир Уктусский завод обзавёлся укреплениями. Вокруг заводских строений, плотины и части пруда был выстроен бревенчатый острог со рвом и надолбами. Жилая застройка была частично обнесена рогатками. Эти меры оказались своевременными. В 1710 году башкиры появились в окрестностях Уктуса и, хотя побоялись напасть на сам завод, сожгли и разграбили близлежащую деревню Верхний Уктус (ныне район Елизавет), а жителей, не успевших укрыться в крепости, увели в плен. Регулярной воинской защиты горные заводы в те времена не имели. Поэтому рабочие Уктусского завода совместно с крестьянами ближайших слобод предприняли самостоятельную карательную экспедицию в башкирские земли, сожгли несколько кочевий и освободили полон. Позднее на Уктусском заводе была размещена рота Тобольского (Сибирского) драгунского полка.
12 февраля 1712 года на левом берегу реки Уктус на высоком месте была освящена и открыта деревянная церковь в честь св.Николая Мирликийского - первая церковь на территории Екатеринбурга. В 1806 году она сгорела, а на её месте была построена каменная Преображенская церковь, стоящая там до сих пор.
В 1713 году на Уктусском заводе была проведена первая плавка меди. К 1718 году было построено 3 плавильни на 10 горнов (8 горнов оснащены вододействующими мехами, а 2 - ручными). Завод стал единственным в России, на котором проводилась плавка меди высокого качества. Штат завода насчитывал уже 90 мастеров, подмастерьев и рабочих. Впрочем, несмотря на солидную по тем временам техническую оснащенность, он работал нестабильно. Местные рудники быстро оскудели, чугун для передела в железный уклад приходилось возить с Каменского завода. Работа часто прекращалась из-за волнений приписных крестьян или башкирских набегов. Но основной причиной остановок была маловодность реки Уктус. Она часто пересыхала из-за жары, да и в благоприятную погоду воды не хватало для привода всех механизмов. А 15 апреля 1718 года завод почти полностью выгорел. Причина пожара мне неизвестна, встречались упоминания о башкирском набеге, но вполне вероятна и производственная причина, из-за недосмотра руководства. Завод прекратил свою деятельность почти на два года. К 1720 году он был отстроен заново, уже как железоделательный. Домны разобрали, вместо них поставили кузницу с 20 горнами, вододействующую толчею на 10 пестов для обогащения руды и амбары для хранения инструментов и готового железа.
Расцвет Уктуса приходится на начало 1721 - середину 1723 г.г. и связан с переводом сюда из Кунгура органа управления горными заводами Урала - Сибирского вышнего (т.е.высшего) горного начальства (Сибирского обер-берг-амта). Посёлок при заводе стал превращаться в административный и культурный центр огромной территории к западу и востоку от Уральского хребта. План, помещённый на вводном кадре, даёт представление о том, как он выглядел в это время. План выполнен в традиционной для картографии начала XVIII века проекции - север внизу, юг вверху. Если встать на улице Щербакова где-то между троллейбусными остановками "Переулок Гончарный" и "Гостиница "Уктус"" спиной к центру современного Екатеринбурга, смотреть в сторону Химмаша и мысленно перенестись во времени примерно на 290 лет назад, то вид Уктуса будет именно таким. Заводского пруда (справа на плане) давно уже нет. Нет и запруды на Исети, видной в левой нижней части плана. Зато никуда не делись природные ориентиры: реки - Исеть, текущая с севера на юг в левой части плана, впадающий в неё Уктус (Патрушиха), и две горы, поросшие лесом, справа. Ближняя к нам гора, Вознесенская, ныне застроена и почти незаметна. Дальняя, Преображенская, с просекой посередине, уцелела почти в том же виде, как на плане, и её можно легко опознать. Легко опознаётся и церковь на левом, ближнем к нам, берегу Уктуса. Точнее место, где она стояла, ныне на этом месте находится Преображенская церковь. Основная дорога в Уктус вела с запада, через деревню Верхний Уктус, но вдоль пруда проехать было нельзя. Путь преграждала Вознесенская гора, которую приходилось огибать с севера. Поэтому, на плане дорога в Уктус идёт снизу, из-за обреза. Дорога проходит через ворота, мимо Никольской церкви, проходит по плотине, и на другом берегу Уктуса взбирается по Преображенской горе. Эта дорога по сути является и единственной улицей Уктуса, вдоль которой расположены важнейшие постройки - церковь, заводские строения, заводская канцелярия. Остальные постройки (главным образом, жилые дома) расположены довольно хаотично. На плане хорошо виден заводской двор с наваленными на нём кучами то ли угля, то ли руды, вешняковый прорез на полтине с мостом через него, стены заводского острога. По плану заметно, что посёлок растёт на восток, крайние дома уже "переползли" Исеть, с запада же он фактически ограничен острожными стенами.
В конце 1721 года приказом горного начальника был образован Уктусский дистрикт - административная единица, не подчинявшаяся губернским властям и ставшая зародышем будущей горнозаводской державы, в нём созданы свои административные и судебные органы. В Уктусе были открыты словесная и цифирная школы, готовившие как мастеров для заводов, подчинявшихся Сибирскому обер-берг-амту, так и горное чиновничество. Завелась торговля, открылись лавки и кабаки. Было построено первое на территории Екатеринбурга каменное здание - заводская канцелярия. Росло население, сюда стали переселяться старообрядцы, соликамские, кунгурские и тобольские посадские, крестьяне из окрестных слобод.
Однако, невозможность расширения завода предопределила и закат Уктуса. Ещё в 1718 году заводскому комиссару Т.М.Бурцеву было дано задание искать место для нового завода на протекавшей вблизи реке Исеть. С приездом на Урал В.Н.Татищева, а затем В.И.де Генина, оно получило практическую реализацию. Место было подыскано примерно в восьми километрах севернее Уктуса, вверх по Исети, при впадении в неё речки Мельковки. В начале 1723 года началось строительство плотины и завода - будущего Екатеринбурга. 1 августа 1723 года, ещё до завершения строительства, на новое место был перевезён Сибирский обер-берг-амт, а затем и другие горные учреждения. В истории Урала начиналась новая глава.
Уктусский завод с грехом пополам проработал до середины XVIII века, а потом был переоборудован в золотопромывальную фабрику. Жители Уктуса постепенно утрачивали связь с промышленностью, переключились на извоз и кустарные промыслы. Большую известность получили уктусские гончары, их мастерскими был застроены целые улицы. Память об этих мастерах сохранилась в топонимах (см. переулок Гончарный). В XIX - начале XX в.в. Уктус превратился в дачный пригород Екатеринбурга. Красивая природа - леса и горы - привлекала любителей отдохнуть от городской суеты. Здесь строились дачи, открывались рестораны. Бывшая и настоящая столицы Урала постепенно сближались окраинами и, в конце концов, превратились в единую агломерацию. После революции Уктус официально вошёл в черту Екатеринбурга/Свердловска и стал одним из районов города.
Прогулка по Уктусу.
Современный Уктус занимает обширную территорию, более пятисот гектаров, по обеим берегам Исети. С севера он примыкает в Ботаническому микрорайону (откуда уже недалеко до центра города), с юга граничит с Нижнеисетском (Химмашем). К востоку он протянулся до парка Лесоводов России, а на западе переходит во Вторчермет и Елизавет.
2*. Снимок Екатеринбурга с самолета даёт представление о месте Уктуса относительно других районов города. Уктус расположен в правом нижнем углу снимка, его северная и восточная границы выделены светлой прерывистой линией. Тёмное пятно с цифрой 1 - Преображенская гора. Хорошо видна просека. Белое здание рядом с цифрой 2 - Преображенская церковь. Цифрой 3 обозначено место, где находятся остатки плотины Уктусского завода. Ярко-зелёная впадина (цифра 4) - бывшее дно заводского пруда. И, наконец, цифрой 5 обозначена плотина, построенная в 1723 году - центр современного Екатеринбурга.
От бывшего Уктусского завода и начнём нашу прогулку. К сожалению, место это заброшено, несмотря на славную историю. Кругом мусор, бурьян в человеческий рост, безобразные заборы и теплотрассы. Городские власти не только не проводили здесь археологических раскопок (а ведь сколько интересного можно было бы найти!), но даже не удосужились поставить простенький памятный знак.
3. Вид на Преображенскую гору с левого берега Патрушихи. Перед нами просека, хорошо видная на плане 1721 года. Она поднимается на вершину горы, к площадке, на которой до революции стояла деревянная Преображенская часовня. Ныне просека активно используется сноубордистами для своих тренировок.
4. Сооружение, похожее на оплывший крепостной вал - остатки плотины Уктусского завода. Выемка по центру кадра - рабочий прорез плотины. Через него по деревянным трубам шла вода из пруда, находящегося по другую сторону, и подавалась на приводные колеса. От колёс через систему валов мощность распределялась на различные механизмы: молоты, меха, песты для толчения руды и т.д.
5. Часть плотины.
6. Вешняковый прорез плотины. Через него осуществлялся сброс излишков воды. Ныне здесь русло Патрушихи.
7. Вид с плотины на восток, на место, где когда-то располагался завод. Ныне здесь всё заросло, да и трубы портят впечатление.
8. Вид с плотины на запад. Тоже непроходимые заросли, а когда-то здесь плескался заводской пруд. Снимок наглядно иллюстрирует причину, поставившую крест на "карьере" Уктусского завода - неправильный выбор места для плотины. Лес в левой части кадра растёт на склоне Преображенской горы. Многоэтажка, часть которой видна справа, стоит на вершине Вознесенской горы. Оцените ширину долины. Воде здесь некуда разлиться, а значит в пруду её накопится очень мало и не будет хватать для "запитывания" механизмов.
9. Ещё часть плотины с рабочим прорезом. Бетонные блоки - элемент какой-то поздней конструкции.
10. Вид с плотины на Преображенскую году. Видно, что плотина перегораживала всю долину. На переднем плане Патрушиха, местные тут даже купаются. Сзади гора, на вершине горы видна беседка, поставленная на месте часовни.
11. Покидаем плотину и отправляемся осматривать окрестности. Для начала пытаемся найти проход между заборами, что удаётся далеко не сразу даже жителю Екатеринбурга. Найдя проулок (подсказка - ищите ветлечебницу) и пройдя его, попадаем на место, где улица Походная переходит в улицу Лыжников. Здесь находится следующий объект осмотра - храм Преображения Господня. Заложен он в 1808 году на месте сгоревшей двумя годами ранее деревянной Никольской церкви, видной на плане 1721 года. Строительство заняло несколько десятилетий, последний придел был освящен только в 1830 году. Храм был тесным, поэтому в 1863-1867 г.г. он расширялся и перестраивался. В 1937 году храм был закрыт. В годы Великой Отечественной войны здесь разместился цех эвакуированного из Москвы завода резино-технических и эбонитовых изделий. В 1995 году возвращен церкви, была проведена реставрация здания, восстановлена колокольня. На снимке - церковные ворота.
12. Церковь прямоугольной формы, перекрыта высоким куполом с главкой. К главному, Преображенскому, приделу пристроена колокольня.
13. Храм до сих пор соседствует с заводом эбонитовых изделий, фактически находится на его территории. Правда, прихожанам для доступа в храм теперь не нужно преодолевать проходную завода, как это было ещё несколько лет назад, для них оборудован отдельный вход. В свете же недавно принятого закона о передаче церкви, отнятого у неё имущества, куда входят и земельные участки, завод может оказаться в очень интересном положении.
14. Во дворе построено здание из красного кирпича с модной мансардой. Здесь находится квартира батюшки, церковная лавка, школа и другие службы.
15. Ворота с обратной стороны.
16. Улица Лыжников, одна из самых старых улиц Уктуса. Ведёт от Исети вдоль берега Патрушихи к Преображенской церкви. На снимке вид в обратную сторону, от церкви к реке. Застроена частными домами. Дома на улице, конечно не XVIII века, большинство уже советских времён.
17. Хотя попадаются и более ранние.
18. Или такой. Верх, конечно, переделан, зато низ явно дореволюционный, потом полуподвалов не делали.
19. Индивидуальная застройка продолжается на Уктусе до сих пор. Кое-кто не верит, что до Уктуса доберутся строительные монстры с их многоэтажными скворечниками или городская администрация с крупными инфраструктурными проектами, и продолжает возводить своё личное гнёздышко. В основном, на берегу Исети, поблизости от парка Лесоводов России. Благо воздух здесь пока чище, чем в других районах города. Но и в нагорной части находятся желающие строиться. Среди индивидуальных застройщиков тоже наличествует имущественное расслоение. Кому-то хватило средств только на простенький коттедж из красного кирпича а-ля девяностые...
20. ...Другие могут позволить себе виллу с зеркальными окнами.
21. Обогнув Преображенскую церковь и эбонитовый завод, мы попадаем на странную улицу под названием "Площадь Жуковского". Странную потому, что никакой площади не видно, окружающее пространство очень тесно заставлено домами. У административного здания, в котором располагается управляющая компания "Чкаловская", установлен памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Венок почему-то выполнен в цветах латвийского флага. А штакетник покрашен в жовто-блакитной гамме.
Чуть присмотревшись, можно заметить ещё одну странность. Все окрестные дома имеют один номер - 1. Различаются они по буквам. Конечно, ничего удивительного тут нет, такое встречается сплошь и рядом. Но вряд ли где-нибудь можно встретить полный набор - от 1"а" до 1"я". На улице "Пл.Жуковского" этот набор в наличии. Какой адрес будут присваивать вновь построенным домам? Перейдут на цифру 2?
22. Далее мы попадаем в район Уктуса, застроенный двухэтажными сталинками. Они являются типичными представителями провинциального сталианса, примитивными в архитектурном плане, хоть и разнообразными по материалу и отделке. Их состояние варьируется от удовлетворительного до аварийного. Южной границей сталинской застройки служит улица Дальневосточная. На снимке - административное здание на этой улице.
23. Улица Мраморская. Дом то ли сносят, то ли ремонтируют.
24. Деревянный дом на Мраморской. Вполне мог быть построен ещё до войны.
25. Переулок Каслинский. Обычный дом с необычным декором.
26. Вот чем украшен межэтажный карниз. Для Свердловска декор довольно необычен.
27. Фрагмент покрупнее.
28. Деревянный дом напротив.
29. Движемся в глубь Уктуса по переулку Каслинскому. Выше в гору он переходит в улицу Благодатскую. Тут ещё встречаются старые домики.
30. Домик напротив.
31. На углу Благодатской и Кварцевой снова натыкаемся на сталинки. Этот дом явно построен в годы войны для работников шинного завода. Судя по новым окнам, его ещё не собираются расселять.
32. Ещё одна сталинка по Благодатской, послевоенной постройки.
33. А этот дом по Кварцевой был построен скорее всего для начальства. Снять получилось только центральную часть, улица узкая, отступить, чтобы в кадр попал весь дом, некуда.
34. С Кварцевой сворачиваем на Самолётную и движемся вверх по улице. Здесь начинается забор шинного завода. Уральский шинный завод ("Уралшина") создан в 1943 году на базе оборудования и персонала нескольких эвакуированных в Свердловск шинных заводов. В годы войны выпускал резиновые бандажи для танковых катков и шины для грузовых автомобилей. В послевоенное время к оборонной продукции добавилась и мирная, в том числе уникальное производство спортивных мотошин. После развала СССР завод выживал за счёт военных заказов. Кризис 2009 года подрубил его под корень. Владельцам предприятия, компании "Сибур - Русские шины", оно стало не нужно. Завод обанкротили. Из трёх цехов остановились два, 2/3 рабочих сократили. Власти пообещали взять ситуацию под контроль, но, судя по всему, в переговорах с топ-менеджментом "Сибура" не преуспели. Сейчас завод фактически стоит. Обычная в наше время судьба...
Продвигаемся вдоль забора. Подъездные пути и ворота со стороны Самолётной.
35. Часть старого корпуса, видимая над забором.
36. Сворачиваем направо и по дорожке, обсаженной деревьями, выходим к железнодорожной станции Уктус. Железная дорога пришла на Уктус в 1896 году, когда была построена ветка Екатеринбург-Челябинск, проходящая через Верхний Уфалей (не путать с веткой, проходящей через Каменск-Уральский). На снимке какое-то станционное здание дореволюционной постройки.
37. Деревянный вокзальчик станции Уктус, вид со стороны города. Тоже не удалось снять целиком, на этот раз из-за буйной растительности, окружающей здание.
38. Вид на вокзал со стороны путей.
39. Платформы.
40. Ну и, чтоб два раза не вставать. В XX веке Уктус обзавелся аэропортом. В 1923 году в районе Уктусского тракта (ныне на этом месте находится ТГ "Дирижабль" и парк) Уральское общество друзей воздушного флота оборудовало посадочную площадку и закупило 3 самолёта "Юнкерс". Поначалу полёты были агитационными, затем, с ростом парка машин, начались и коммерческие полёты. В 1928 году была открыта авиалиния Свердловск-Москва. Официальным днём рождения Уктусского аэропорта считается 1 января 1932 года. К этому времени поток пассажиров и грузов возрос настолько, что существующая площадка не справлялась. Было принято решение о создании на этом месте аэропорта со всеми положенными ему объектами - аэровокзалом, ремонтными мастерскими, топливохранилищем, метеостанцией, радиотелеграфом и т.д. После войны дальние перелёты стали осуществляться из аэропорта "Кольцово", а "Уктус" стал выполнять внутриобластные и межобластные полёты на самолётах АН-2, АН-28, вертолётах Ми-1/2/4/8. Полёты выполнялись до шестидесятых годов, когда лётное поле оказалось со всех сторон окружено городскими кварталами. Технику перебазировали на военный аэродром под Арамилью и полёты стали выполнять оттуда. Администрация же аэропорта находилась на прежнем месте до 1985 года и переехала тогда, когда в Арамили было построено новое здание. Интересно, что, несмотря на перенос на новое место, аэропорт по-прежнему называется "Уктусом". На снимке старое здание аэровокзала, находящееся на перекрестке улиц Крестинского и Академика Шварца (взято
отсюда).
41. Возвращаемся назад, и по улице Шишимской поднимаемся на Вознесенскую гору. На снимке - три эпохи жизни Уктуса. На переднем плане - одноэтажные сталинские двухквартирные дома, за ними - стандартные пятиэтажные "хрущовки", далее - брежневские девятиэтажки.
42. Улица Шишимская, подъём в гору ощущается на только глазом, но и ногами, они начинают ощутимо затекать.
43. Для облегчения хождения на тротуарах устроены вот такие ступеньки.
44. Вид с вершины Вознесенской горы. Перед нами бывшее дно заводского пруда, по которому протекает речка Патрушиха. Сзади виден единственный уцелевший трамплин (в нерабочем состоянии). Трамплины (30-, 50- и 70-метровые) в своё время являлись изюминкой лыжно-спортивного комплекса "Уктус". Ныне на горах действуют несколько горнолыжных трасс и трасса для сноуборда.
45. Гора Уктус поближе.
46. Спускаемся вниз, к улице Щербакова. Это основная транспортная артерия Уктуса и одна из важнейших транспортных магистралей Екатеринбурга. Улица Щербакова связывает центр города и Химмаш. Когда-то она называлась Челябинским трактом и была застроена деревянными домиками, а сейчас медленно, но верно превращается в парадный проспект. Улица расширяется, на ней строятся вездесущие торговые центры и жилые многоэтажки. На снимке можно увидеть остатки старины - застройку по правому берегу Исети. Производственное здание позади - вентиляционный завод.
47. Дом на углу Щербакова и переулка Гончарный.
47. Дом на углу Гастелло и переулка Каслинский.
48. Дома по улице Щербакова.
49. Ещё один ракурс.
На этом всё, прогулка закончена.