Поездка в Нижний Новгород состоялась в июле 2023 г., мы были там впервые. В этом посте я попытался сформулировать главные впечатления от города. Будет много сравнений с Екатеринбургом и Самарой, как городами наиболее мне знакомыми. Нижний Новгород, с одной стороны, очень похож на них, с другой, имеет свои особенности, которые я постарался описать. Пост получился большой из-за обилия материала, но сокращать его не хочется. Поехали!
1. Символы Нижнего Новгорода: на переднем плане - самый известный на сегодняшний день - это автомобиль "Волга" ГАЗ-21, сзади - слегка подзабытый - нижегородский кремль.
Хранение фотографий -
народный фото хостинг iMGSRC.RU (
imgsrc_ru)
Первым сюрпризом в Нижнем Новгороде оказалась погода. Перед отъездом мы за ней следили и знали, что она ухудшилась, но не откладывать же поездку из-за дождя. Тем более, что опыт гуляний под дождём у нас уже
был. Однако нижегородская погода преподнесла нам неприятный сюрприз. Дождь по приезду шёл четверо суток, то прекращаясь на непродолжительное время, то возобновляясь. Всё вокруг было залито водой так, что сберечь обувь сухой не было никакого шанса. Наши планы пришлось пересматривать, например, из-за дождя мы не смогли попасть на Автозавод, добрались только до музея ГАЗа. Надеюсь, что в следующий приезд повезёт больше. В целом же впечатления от Нижнего Новгорода оказались настолько яркими, что их не смог испортить никакой дождь.
2. Вот таким мы увидели Нижний Новгород в начале поездки. Дождь, ветер, хлюпающая под ногами вода. Затем погода улучшилась, однако чистого неба мы почти не видели, густая облачность, часто похожая на очередные дождевые тучи, наползала то и дело, иногда совершенно внезапно. На фото в постах это будет хорошо видно. Для просмотра картинки двигайте ползунок внизу.
3. Уже после возвращения домой я прочитал, что Нижний Новгород является рекордсменом среди городов-миллионников по количеству пасмурных дней в году (Питер не учитываем, он вне конкуренции). Их здесь вдвое больше, чем в Екатеринбурге, и втрое больше, чем в Самаре. Это для меня как жителя Екатеринбурга явилось большим откровением, я привык считать, что у нас тяжёлый климат. Оказалось, бывает и хуже. Впрочем, для посещения Нижнего Новгорода погода не является препятствием. Нужно лишь раздобыть лёгкий дождевик, умещающийся в карман или сумку. Это одна из необходимейших вещей для поездки в Нижний. Отягощать он не будет, а вот гулять в нём гораздо удобнее, чем с зонтом.
4. Второй неожиданностью для нас оказался рельеф. Мы поселились в шикарном месте, на краю откоса, с великолепным видом и на Волгу, и на Оку. Однако напрямую добираться от дома до Волги оказалось затруднительно, приходилось спускаться по лестницам типа той, что на фото ниже. В дождь это было очень неудобно, да и опасно, можно было легко поскользнуться. Я боюсь представить как этими лестницами пользуются зимой. Дорога обратно была ещё хуже, приходилось или карабкаться вверх по лестнице, что для непривычного человека нелегко, или идти в обход.
5. Нагорная часть Нижнего Новгорода (по понятным причинам там мы в основном и гуляли) изрезана множеством оврагов, спускающихся к берегам рек. На пути постоянно попадаются то спуски, то подъёмы. Выглядит очень живописно, но для жителя такого города как Екатеринбург, плоского как стол, это представляет определённое испытание. Даже вот такие шикарные лестницы не радуют, когда у тебя ноги болят от ходьбы вверх-вниз.
6. Даже немного жаль местных жителей. Вот одна из типичных улиц этой части города, Ильинская. На фото, наверное, не заметно, но улица уходит круто вниз. По ней и спускаться трудно, ноги скользят по асфальту, а подъём вверх заменяет получасовую тренировку в зале. Что здесь творится зимой?
7. На некоторых улицах для облегчения жизни пешеходов сделаны лестницы.
Туристическая репутация Нижнего Новгорода до последнего времени была ниже плинтуса. Все знали, что здесь много достопримечательностей, но также все были в курсе, что город сильно запущен. Здания десятилетиями не ремонтировались, благоустройство отсутствовало, кругом царила грязь, разруха и запустение. По отзывам некоторых путешественников центр Нижнего Новгорода оставлял худшее впечатление, чем центр Самары, славящийся своей неухоженностью. Изменения должны были наступить к 2018 году, к чемпионату мира по футболу, отдельные матчи которого проходили и в Нижнем, и в Самаре. Для подготовки городов к проведению чемпионата и приведению их в порядок были выделены большие деньги. И здесь Нижнему Новгороду удалось обойти Самару. В 2021 году город отмечал юбилей, 800 лет со дня основания. Нижегородский губернатор Никитин проявил недюжинные лоббистские способности и выбил федеральное финансирование юбилея, сравнимое по размерам с финансированием подготовки к ЧМ-2018, да ещё и Путина зазвал на праздник. Это позволило переломить ситуацию. Если в Самаре выделенных к ЧМ-2018 денег хватило только на самые неотложные ремонты и покраску фасадов на "гостевых маршрутах", то в Нижнем Новгороде пролившийся дважды за короткое время денежный дождь сотворил чудо. Были отреставрированы не только все знаковые достопримечательности, но и многие "рядовые" здания, составляющие городскую среду и придающие ей цельность. Проведено благоустройство и исторический центр Нижнего приобрел уют. Его вид больше не вызывает тоску и депрессию. Конечно, до идеала ещё далеко, но оставшиеся вопросы уже не представляют собой неразрешимую проблему. Тем более, что празднование юбилея города Путину, судя по всему, зашло и финансирование города не прекратилось. Нижний до сих пор получает федеральные деньги по различным программам. И больше, чем Самара или Екатеринбург.
8. Стадион, построенный к ЧМ-2018, и Александро-Невский собор на нижегородской Стрелке. Реконструкция Стрелки велась в рамках подготовки к ЧМ-2018 и юбилея города.
9. Основной достопримечательностью Нижнего, обязательной к посещению, является Кремль. Он также недавно был реконструирован.
10. Работы продолжаются до сих пор. Внутри приводится в порядок Губернаторский сад, снаружи строится (или можно сказать - воссоздаётся) фуникулёр от кремлёвской стены до подножия холма.
11. Ещё одним объектом реконструкции к ЧМ-2018 и юбилею города стала волжская набережная (её официальное название Нижне-Волжская). Она покороче самарской, 3 км, но уступает ей не только в длине, но и в красоте и удобстве.
12. Тем не менее, для Нижнего Новгорода это несомненно значимый объект, место притяжения жителей и гостей города.
13. Однако, на мой взгляд, самым удачным объектом, настоящим подарком городу к юбилею стал парк 800-летия Нижнего Новгорода, разбитый на склонах берегового откоса. Этакий аналог самарской Вертолётки, только расположенный прямо в центре города. Великолепное место для прогулок, отдыха и созерцания окрестностей.
14. Зона отдыха.
15. Поверху, вдоль улицы Набережная Федоровского сделан шикарный променад.
16. Парк 800-летия Нижнего Новгорода - идеальное место для наблюдения за закатами.
17. Стрелка на закате.
18. Закат на Волге.
19. Здания в центре Нижнего Новгорода после приведения в порядок выглядят как-то так.
20. Видно, что реставрация не ограничилась покраской фасадов, учтены многие детали, вплоть до правильной расстекловки.
21. Работы, разумеется, ещё много, что не удивительно, учитывая степень запущенности города. Такие вот развалюхи встречаются то тут, то там. Очень напоминает Самару.
22. Есть и откровенные заброшки, правда, не на главных улицах.
23. Туризм в Нижнем Новгороде взялись развивать по-взрослому, это видно сразу. Туристов в городе много, и организованных, и "дикарей" вроде нас. Большинство из них, по понятным причинам москвичи, и нижегородцы этим умело пользуются. Для богатеньких буратин строятся отели, открываются хостелы, развивается общепит и логистика. Когда Нижний москвичам надоест, точнее, когда они осмелеют настолько, чтобы опять разъехаться на отдых по заграницам, всё созданное ранее останется, и, возможно, по проторенной москвичами тропе в Нижний Новгород потянутся другие. Как говорится, всё вперёд.
24. А пока всё бурлит и меняется. Вот, закупили на потеху туристам трамвай в ретро-стиле.
25. Пригнали из Питера и Москвы туристические автобусы, даже наклейки не содрали. Экскурсии по городу колесят, всё как у больших.
26. Сделали пешеходную улицу на московский манер.
27. По примеру Питера сделали алкогольную улицу, состоящую сплошь из баров, ресторанов и кафе.
28. Питерские ассоциации так и напрашиваются.
Вообще, по моим наблюдениям, нижегородцы взялись косплеить именно культурную столицу. Тут и попытки внедрения культа Петра I - здесь есть свой "домик Петра" и свой "медный" истукан, правда без лошади. Есть имперский стиль в архитектуре (неважно царской или сталинской). Шаурма пользуется сверхпопулярностью. На трамвайных остановках интеллигентные алкаши ненавязчиво пристают к пассажирам. В результате Нижний Новгород выглядит куда живее и уютнее, чем загламуренная по самое не могу пластиковая Казань.
29. Немного о характере застройки центра Нижнего. Прежде всего надо сказать, что строят в Нижнем Новгороде мало, раз в пять меньше, чем в Екатеринбурге и вдвое меньше, чем в Самаре. Город находится в аутсайдерах среди российских миллионников по объёму строительства, опережая разве что Омск и Челябинск. Чтобы картина была ещё нагляднее, скажу, что в Пензе и Рязани строят больше, чем здесь. О причинах этого можно рассуждать, но это не наша тема. Скажу лишь, что на мой взгляд, большую роль в этом играют непрекращающееся падение численности населения и близость Москвы. В силу этого новостройки в городе попадаются на глаза сравнительно редко (в центре, конечно, почаще). Как итог - визуально Нижний Новгород (без центра) выглядит как Самара начала 2010-х годов. Возможно, в будущем ситуация изменится, но пока так. Последняя относительно крупная застройка центра города велась в советское время. Дома на фото построены в 1982 г., можно встретить и дома 1990-х, явно построенные по инерции по старым проектам.
30. Современные жилые дома в центре Нижнего Новгорода по меркам что Екатеринбурга, что Самары, считаются малоэтажными. Можно считать, что в Нижнем по примеру Питера пытаются соблюдать "небесную линию", но, на мой взгляд, бо́льшее значение здесь имеет слабость нижегородского стройкомплекса и узость платёжеспособного спроса. Как я отметил выше, строят здесь намного меньше, чем в Екатеринбурге, однако цены на квадратные метры не ниже екатеринбургских, а то и повыше. Если бы строили больше, то и спрос бы вырос из-за падения цен. А значит и проекты были бы другими. Пока же это в основном пятиэтажки, более высокие здания можно пересчитать по пальцам.
31. Помимо жилья в центре города довольно много новых гостиниц. Как я уже говорил, туркомплекс в Нижнем стремительно развивается, небольшие отели и хостелы мы встречали часто.
32. Из нежилых зданий в центре строят в основном офисные и торговые центры.
33. Высоток в Нижнем я встретил всего две. Их, конечно, больше, но шанс их увидеть при обычной прогулке невелик. Нужно составлять специальный маршрут, чтобы набрать хотя бы десяток-полтора фото, и потратить на это придётся весь день. Вот эта 25-этажка называется ЖК "Парус" и она единственная, которую я видел в центре города. Хотя я не в курсе, что в Нижнем является центром, возможно, дом стоит в месте, которое у нас в Екатеринбурге считается "югом центра" или "почти центром".
34. Ещё одну 25-этажку я встретил в Сормово. А зданий выше 27 этажей в Нижнем Новгороде нет.
35. Городом в восприятии нижегородцев является исторический центр на Нагорной стороне (в Самаре/Екатеринбурге, впрочем, так же). За Окой начинается другой мир. Там другие люди, другая жизнь. Для просмотра картинки двигайте ползунок внизу.
36. Даже цвет зданий на Заречной стороне другой.
37. Другие занятия и, соответственно, другая архитектура.
38. И другая эстетика.
39. Немного о нижегородском транспорте. Метро в Нижнем Новгороде, как и в Самаре, - вещь в себе. Проходит оно по Заречной стороне и единственный его плюс - выход к железнодорожному вокзалу. На Нагорной стороне имеется одна станция, которая пока больше обозначает намерения, чем реально влияет на транспортную обстановку. Хотя, если кому-то надо срочно добраться из центра до ж/д вокзала, она может выручить. Строятся ещё две станции, которые будут охватывать центр города с юга. Так что к Кремлю на метро мы так и не подъедем. Сроки строительства оптимистичные, сдача планируется в конце 2025 г. Вполне возможно, что так и будет, вспоминая благожелательное отношение к Нижнему президента Путина. Сормово же пока сосёт. Предполагается протянуть в ту сторону ветку с двумя станциями, но пока даже их расположение не определено. Планы строительства метро в Сормове остаются разговорами в пользу бедных.
Не повезло Сормову и с трамваями. Тамошняя линия уже два года закрыта на реконструкцию. Всего в городе сейчас действует 10 маршрутов (+1 сезонный), которые обслуживают исторический центр и районы вдоль Оки. Связь между Нагорной и Заречной стороной на трамвае осуществляется по Молитовскому мосту, по которому ходит два маршрута. Один из них доходит только до Московского вокзала, второй уходит в приокские ебеня. Желающим доехать, к примеру, до музея ГАЗа в любом случае придётся пересаживаться. На сегодняшний день трамвайная система Нижнего Новгорода оставляет впечатление тяжело больной, хотя и с перспективами оздоровления. Сейчас модно проводить транспортные реформы, затеяли такую и в Нижнем. Относительно трамвая она предполагает реконструкцию путей с вынесением их на выделенную полосу и обновление ПС вагонами белорусского производства. Пока же парк нижегородского трамвая представляет собой сборную солянку. Мне встретились несколько типов вагонов. Ретро-трамвай 71-415Р я показывал выше.
40. 71-619, видимо, переданные из Москвы.
41. 71-407.
42. БКМ-Т811, которые в будущем должны составлять основу парка нижегородских трамваев.
Кроме них, по данным Википедии, в городе имеются и Татры, и старые КТМ, и даже один РВЗ-6 после капремонта, но мне они не попались.
Про нижегородский троллейбус могу сказать только то, что он существует, но я его ни разу не встретил в своих странствиях. Думаю, это косвенный признак текущего состояния троллейбусной сети города. Основой же общественного транспорта Нижнего Новгорода являются автобусы. Они делятся на муниципальные (с буквой "А" перед номером маршрута) и частные (с буквой "Т" впереди). Муниципальные машины окрашены в оранжевый цвет. Парк ПС включает в себя большие ЛиАЗы (частично газовые) и стадо ПАЗиков.
43. Газовый ЛиАЗ-5292. Такие машины поступили в город несколькими партиями перед ЧМ-2018 и празднованием 800-летия. Они оборудованы валидаторами и в них нет кондукторов.
44. Муниципальный ПАЗ "Вектор". Насколько я понял, в своё время (перед ЧМ-2018) в Нижнем Новгороде по примеру Казани была предпринята попытка ликвидации маршруток как класса. Удалось отобрать у частников несколько маршрутов, но полностью задача не была выполнена. То ли времени не хватило, то ли политической воли. На эти маршруты муниципалы выставили свои ПАЗики, нормальных автобусов не хватило.
45. Частные маршрутки хоть и понесли потери, но никуда не делись. По-прежнему в некоторые районы города можно добраться только с их помощью. Работают они так же как везде - устраивают гонки, ходят только до 9 вечера, подолгу стоят на остановках, собирая народ, до недавних принимали оплату только наличными. Некоторые моменты вгоняют приезжих в ступор. Мы, например, были сильно удивлены, когда нужная маршрутка проехала мимо остановки, не снижая скорости. Оказалось, маршрутки в Нижнем Новгороде надо ловить. О выходе тоже надо сигнализировать водителю. Мы в Екатеринбурге от такого давно отвыкли. Кондукторов в салоне нет, оплата только водителю.
В целом, я бы оценил состояние общественного транспорта Нижнего Новгорода как "похуже, чем в Екатеринбурге, получше, чем в Самаре". В Самаре до сих пор на маршруты выходят разбитые газельки, в Нижнем хотя бы их удалось убрать. Что касается сравнения с Екатеринбургом, то у нас с тех пор ввели две новые трамвайные линии, а также продлили некоторые троллейбусные маршруты, поставив на них машины с автономным ходом. И хотя ОТ Екатеринбурга испытывает большие проблемы, разница всё же налицо.
Здесь же пара слов о нижегородских водителях. Они чувствуют себя полновластными хозяевами на улицах города. Пешеходов не пропускают, гоняют везде, где вздумается, паркуются везде, где хотят, не обращая внимания на знаки, ездят по рельсам, перегораживают проход и проезд. Хорошо живётся водителям в Нижнем Новгороде.
46. Поговорим о городской идентичности и городских героях. На гражданине Минине и примкнувшем к нему князе Пожарском останавливаться не будем, их чтили всегда, в том числе и при Советах. Сюрпризом для меня явилось то, что в Нижнем до сих пор очень позитивно относятся к Максиму Горькому.
47. Не только не убрали памятник ему, но и ставят новые.
48. Рисуют муралы на стенах домов.
49. Обыгрывают Горького в торговом нейминге.
50. Хранят память о Валерии Чкалове, недавно устроили грандиозный перформанс на Чкаловской лестнице в честь дня его рождения.
51. Ладно Горький и Чкалов, это фигуры достаточно аполитичные, хоть и целиком советские. Но вот Я. М. Свердлов, которого ныне принято считать упырём похуже Р. Землячки. Яков Михалыч в молодости поураганил не только в Екатеринбурге, но и в родном Нижнем. Тем не менее, оба города сохранили памятники ему.
52. Более того, была отреставрирована мастерская, принадлежавшая отцу Свердлова, и там устроен музейчик.
Конечно, без поисков новой идентичности не обошлось. Стать родиной какой-нибудь буквы алфавита или сказочного героя Нижнему не довелось, они были расхватаны более расторопными соседями. Не успел Нижний и стать какой-нибудь столицей, звание третьей столицы перехватила Казань, а запасной - Самара. Пришлось городу стать столицей закатов. Мелковато, но хоть что-то. Хотя всякому понятно, что закаты на Волге хороши не только в Нижнем.
От вещей духовных переходим к пище земной. Нас приятно удивила популярная в Нижнем Новгороде сеть "Спар". Причём, мы видели два варианта вывесок - просто "Спар" и "Евроспар". Так и не разобрались, это два разных магазина или одно и то же. В Екатеринбург "Спар" пытался зайти, было открыто два магазина, но долго они не продержались. Да и были далеко от нас, так что в екатеринбургском "Спаре" я так и не побывал. Почему дела у них в Екатеринбурге не пошли, я так и не понял, тем более что в соседнем Челябинске они закрепились. Короче, "Спаром" мы оставились довольны, особенно понравилась продукция их собственного производства.
53. Однако настоящим открытием для нас явилась сеть "Чижик". В Екатеринбурге она есть, но мы почему-то считали её аналогом "Светофора". Ближайший к нам "Светофор" полностью оправдывает название "нищемаркета", торгуют там говном в антисанитарной обстановке, посещать подобные магазины у нас не было желания. В Нижнем Новгороде "Чижик" оказался по соседству с нашим домом и мы из любопытства туда заглянули. Оказалось, что "Чижик" всё-таки отличается от "Светофора". Торгуют там вполне приличным товаром (если не обращать внимания на продукцию от "Атяшево"), а некоторые вещи, например, творожные сырки или мороженое, просто отличные по соотношению "цена/качество". Теперь мы и в Екатеринбурге частенько посещаем "Чижик".
В целом, ассортимент продуктовых магазинов в Нижнем такой же как в Екатеринбурге. Это нас слегка огорчило, мы любим в других городах искать незнакомые продукты, какие-то местные фишки, везти домой что-нибудь съестное в качестве сувениров. Нижний Новгород наших надежд не оправдал, тут всё стандартное. Самара в этом плане гораздо интереснее. К тому же наполнение магазинов нам показалось более бедным. У себя мы не видели наполовину пустых полок, а в местных "Пятёрочках" и "Магнитах" такое встречается.
54. Не найдя ни приличной колбасы, ни интересного алкоголя, набрали коллекцию городецких пряников. Вкусно, нам понравилось. Будете в Нижнем, берите смело.
55. А вот местный общепит оказался на редкость годным. О нём ещё напишет
silverina1, я лишь упомяну заведение, до которого редкий турист добирается. Это "Пирожковая" в Сормово на улице Коминтерна. Интерьер и порядки здесь аутентично-советские, разве что стопочку не наливают (эх!). Зато есть отдельная касса в будке. Сначала подходишь туда, тётенька-кассир выбивает тебе товар и с чеком идёшь в очередь на раздачу. Очередь не такая длинная как в ранешние времена, но ностальгия пробивает до пяток. Идти сюда следует, разумеется, за местными пирожками. Они очень вкусные. Их несколько видов, и сладкие, и нет. Стоит попробовать пирожки с солёными огурцами, я такие нигде не видел, очень интересно. Можно взять пирожки с собой, а можно съесть тут же, сев за поцарапанный столик. Популярность пирожковой у местных зашкаливает, еле дождался когда народ чуток рассосётся, чтобы снять интерьер.
Вот такие общие впечатления от Нижнего Новгорода. Далее будут посты о конкретных местах. Спасибо за внимание!