Предупреждение! Пост получился большой, но делить его на два не вижу смысла.
Один из главных летних аттракционов в Самаре - это прогулка по Волге на теплоходе. Она популярна не только у заезжих туристов, но и у местных. Народ относится к этому мероприятию со всей серьёзностью: приходят семьями или дружескими компаниями, запасаются декалитрами пива и килограммами закусок.
Однако не надо забывать, что Самара стоит на двух реках. Кроме Волги, это ещё и Самара, в честь которой город и получил своё название. Местные, видимо, чтобы подчеркнуть несопоставимость масштабов двух рек, называют её Самаркой. Среднестатистический турист про реку Самару обычно и не вспоминает. Волга - это парадный фасад города, там всё красивое и ухоженное, на это приятно смотреть, туда все и стремятся. Река Самара проходит по задворкам, по её берегам расположены промзоны, трущобы, склады, которые порой не отличишь от свалок, короче, места не слишком привлекательные. Но тому, кто хочет посмотреть чем по-настоящему живёт город Самара (а это трудновато увидеть, гуляя по волжской набережной), прогулка по реке Самара будет очень интересна.
Добраться до реки довольно сложно, особенно приезжему. Остановки общественного транспорта расположены далеко, прямого прохода к реке нет или его знают только местные. Но выход есть - экскурсия на теплоходе, которую предоставляют несколько городских турагентств. Стоит такая экскурсия, конечно, дороже, чем обычная прогулка по Волге на речном трамвайчике, да и к графику экскурсий придётся подстраиваться, но полученные впечатления окупают все трудности. Вот и мы в свой последний приезд в Самару решили воспользоваться такой возможностью.
1. Отправляемся от Жигулёвского пивзавода, от места, называемого Ульяновский спуск (потому что является продолжением Ульяновской улицы). Посадка проходит на отгороженной пристани ресторана "Белуга", поэтому сначала придётся преодолеть пост охраны.
Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (
imgsrc_ru)
2. Рядом находится пристань, которая используется для переправы народа на другую сторону Волги в село Рождествено. Само село отсюда не видно, оно находится за большим островом Рождественским, который гуляющие по набережной туристы частенько принимают за противоположный берег Волги. Пристань тоже частная, но открыта для доступа. Переправа осуществляется при помощи вот таких катеров самарского изготовления. Частота отправки - раз в 15-20 минут, фактически это такая речная маршрутка. Бывает, что один катер не успевает отчалить, как навстречу ему с того берега уже идёт другой.
3. Частота движения на Волге в летний сезон очень высокая. Пассажиры на другой берег, туристы, просто компании и одиночки ездят по Волге туда-сюда на самых разных плавсредствах. Вот речной трамвайчик типа "Москвич".
4. А это какая-то неизвестная мне лайба, видимо, буксир, приспособленный для катания всех желающих. По частоте и разнообразию типов судов самарский речной трафик весьма напоминает питерский, разумеется с учётом масштабов городов. В Самаре на Волге жизнь тоже бьёт ключом.
5. Отходим от пристани и направляемся вниз по течению. Первым объектом, достойным нашего внимания, является, конечно, сам Жигулёвский пивзавод, замечательный образец промышленной архитектуры конца XIX-начала XX в. в., это можно оценить по заглавному фото. Едва отойдя от пристани, мы замечаем, что с воды можно увидеть то, что с городских улиц зачастую не заметно. Оказывается, некоторые самарские достопримечательности видны только с этого ракурса, либо открываются отсюда с необычной стороны. Например, башня с часами на здании, которое в советское время служило жильем для рабочих пивзавода. С городских улиц его трудно заметить, оно находится в глубине заводской территории, а с воды прекрасно видно. А ещё одни часы находятся на колокольне Иверского женского монастыря, чья территория находится прямо за пивзаводом. Это самые современные уличные часы в Самаре, с синхронизацией через спутник и управлением через приложение в телефоне. Обратите внимание как расположена городская застройка, которую мы видим с воды - словно на террасе, всё выше и выше с каждым ярусом. Берег от Волги поднимается постепенно, позволяя формировать красивые городские виды. Выше монастыря мы видим жёлтые здания Рабочего городка, образец самарского конструктивизма. А у воды к территории Жигулёвского пивзавода примыкает забор воинской части - расформированного ныне полка ВВ.
6. Зелёный массив на переднем плане - это Струковский сад, популярное место гуляний жителей Самары. Над ним возвышаются красное кирпичное здание драматического театра им. Горького и серое конструктивистское здание Дома Красной Армии, где в своё время размещался штаб Приволжского военного округа. На этом здании мы видим ещё одни часы.
7. Ещё пара проявлений "невидимой" Самары. Купол на здании Самарской государственной филармонии с улицы почти не виден, нужно долго кружить вокруг здания, чтобы его заметить. Старообрядческий храм Казанской иконы Божией Матери спрятан на территории складов ТЦ "Кубатура", к нему тоже непросто добраться, а с воды он виден отлично. Кстати, на колокольне храма тоже были часы, но при реставрации их убрали. А на переднем плане т. н. Старая набережная или как её ещё называют 1-я очередь (всего у самарской набережной четыре очереди и поговаривают о строительстве пятой).
8. Застройка 1-й очереди набережной за ТЦ "Кубатура". Из исторической застройки здесь только здание мельницы купца П. М. Журавлёва, построенное в 1903 году, жёлтая пятиэтажка у правого края кадра. В середине XX века мельница была переделана в жилое здание. Всё остальное - это современное элитное (как его понимают в Самаре) жильё без особых примет и достоинств. Впрочем, есть исключение. Обратите внимание на серую шестиэтажку на переднем плане. Это ЖК "Волна", построенный в 2022 году. Окна у дома стилизованы под стиль модерн начала XX века. Выглядит очень симпатично и органично для центра города.
9. Начало 3-й очереди набережной, слева видна ул. Некрасовская. Первое, что замечаешь на этом участке - линия из нескольких домов 1930-х г. г. вдоль улицы Максима Горького, построенных в стиле постконструктивизма (который правильнее было бы назвать сталинским ар-деко), т. н. "Дома грузчиков". Здание из красного кирпича на углу Некрасовской и Горького дореволюционное - это здание торговой бани М. А. Чаковского (1880-е г. г.).
10. 3-я очередь самарской набережной от ул. Ленинградской до Речного вокзала. Для просмотра панорамы двигайте ползунок внизу. Мы видим шикарную сталинскую застройку вдоль улицы Максима Горького, среди которой особо выделяется здание Управления речного пароходства "Волготанкер" (1937 г.). Слева, на углу Ленинградской и Горького, ещё один пример удачной стилизации - здание 1996 года постройки, идеально сочетающееся со старинной застройкой центра Самары. Примерно посередине панорамы возвышаются колокольня и купол Вознесенского собора на ул. Степана Разина (1840-е г. г.). Это ещё один "скрытый" вид - если смотреть с улицы, то храм выглядит довольно неказисто, а с воды смотрится очень выгодно. Массивное здание позади Речного вокзала - жилой комплекс, незамысловато названный "Зазеркалье". А ещё на 3-й очереди набережной, пожалуй, самая высокая плотность туристических заманух и достопримечательностей: фонтан "Парус", памятник картине И. Е. Репина "Бурлаки на Волге", памятник товарищу Сухову, памятники соловецким юнгам и волжским речникам, погибшим при выполнении рейсов во время Великой Отечественной войны, стела в честь пребывания в Самаре В. И. Ленина.
11. Речной вокзал Самары (1971 г.) и гостиница "Россия" (1970 г.). Как и во многих других городах, Речной вокзал в Самаре давно не выполняет свои функции по причине сокращения речных перевозок, а также распродажи и сдачи в аренду помещений посторонним организациям и лицам. Здание запущено, его вид совсем не украшает парадную набережную города. Предлагались планы по реконструкции и дальнейшему использованию здания. Но накануне Чемпионата мира по футболу-2018 было принято довольно странное решение - не реконструировать старое здание, а построить новое. Совсем как в анекдоте про цыгана и его детей: "Этих будем отмывать или новых нарожаем?". Правда, денег всё равно не нашлось, проект заглох и теперь про Речной вокзал власти предпочитают не вспоминать.
12. За Речным вокзалом следует участок, называемый ныне Алексиевской набережной. Название он получил по часовне, посвящённой Алексию, митрополиту Московскому. Первоначально часовня была возведена в 1890 г., в советское время была снесена и восстановлена в 1998 г. Здесь находятся причалы, к которым швартуются круизные суда, заходящие в Самару.
13. А вот и конец самарской набережной. Точнее, наоборот, здесь её начало. В конце XIX в. тут предпринимались первые попытки благоустройства волжского берега. От улицы, которая ныне называется Комсомольской (на фото), вверх по берегу была построена подпорная стена. Это позволило выровнять рельеф и спрямить берег. Справа видно модерновое здание начала XX в., в которых размещались цементные склады купца Н. В. Мешкова. По другую сторону улицы от складов - комплекс зданий Самарского социально-педагогического университета 1930-х г. г.
14. Продолжаем двигаться вниз по Волге и проходим мимо Хлебной площади. Площадь с воды не видно, её закрывают заросли на берегу и территория бывшего элеватора, сам элеватор снесён несколько лет назад. Окрестности Хлебной площади считаются местом основания Самары в конце XVI в., здесь находилась деревянная Самарская крепость. Ну, а мы, проходя мимо, можем наблюдать пожарную каланчу конца XIX в.
15. Приближаемся к Стрелке - месту слияния Волги и Самары. Стрелку занимает Самарский речной порт, на подходах к которому раскинулись склады и промзоны. На заднем плане виден элеватор (1970-е г. г.), стоящий на берегу реки Самара.
16. Самарский речной порт. Является бельмом на глазу буквально у всех: и у властей, и у самарских барыг. У первых - потому что устарел и надо ломать голову над его модернизацией, у вторых - потому что занимает козырное место, которое можно застроить и задорого продать квадратные метры. Разговоры о том, что надо бы убрать порт куда-нибудь с глаз подальше, ведутся с 2011 года. Сначала это место хотели просто и без особых затей застроить многоэтажками. Потом хотели построить тут стадион к ЧМ-2018. Потом предлагали разные престижные проекты с небоскрёбами и яхт-клубами. Сейчас идеи по использованию территории временно иссякли, обсуждение же переноса самого порта продолжается. Решают куда лучше его перевести - вверх по Волге или вверх по Самаре. А может вообще в Сызрань. Ну, а порт тем временем продолжает потихоньку работать.
17. Судно-очистительная станция у портовой стенки. Используется для сбора сточных вод, нефтепродуктов и прочей гадости с проходящих судов или с берега.
18. Площадка для отгрузки песка.
19. Наконец подходим к устью Самары. Опять возникает ассоциация с Санкт-Петербургом: мосты, городской скайлайн на их фоне, кораблики на реке. Правда, скоро вид кардинально поменяется, но мы всё же запомним его.
20. Река Самара забита различными судами: и снующими туда-сюда, и стоящими годами на приколе. Вот буксир "Водопад" типа Р-33Б.
21. Буксиры типов РТ-600 и Речной.
22. Плавучая мастерская.
23. Проходим первый из самарских (в смысле, на реке Самара) мостов. Это Старый мост, в прежние времена называемый Куйбышевским, он построен в 1954 г. Долгое время этот мост был единственной связью с Куйбышевским районом города, расположенным на левом берегу реки Самара. Через листву видно здание паровой мельницы купцов Соколовых (1907 г.).
24. Пожарные катера. Дежурят у входа в т. н. Новую бухту. Новая она для начала XX века, когда была построена для вывоза самарского хлеба.
25. Элеватор вертикального типа, построенный в 1970-е г. г. По назначению он не функционирует и его то и дело порываются снести, но местные креаклы не дают. Предпринимаются попытки внести здание в реестр ОКН как памятник архитектуры позднесоветского модернизма. Попытки безуспешные, но настойчивые. Параллельно предлагаются проекты (разной степени упоротости) переделки или приспособления здания под иные нужды. Это очень напоминает возню вокруг екатеринбургской телебашни. В Екатеринбурге проявили решительность и взорвали многолетний недострой, теперь на этом месте строится Ледовый дворец. В Самаре продолжается перебрасывание мячика и, видимо, будет продолжаться ещё долго. Думается, что дело сдвинется только после появления какого-нибудь интересного (кроме строительства очередной жилой многоэтажки) проекта использования участка.
26. Следующий мост самый новый в Самаре, построен в 2020-м году. На этапе строительства он назывался Фрунзенским, сейчас переименован в Самарский. История моста изобилует скандалами, как коррупционного свойства, так и из-за качества строительства. Официально мост до сих пор не введён в эксплуатацию, но автомобильное движение по нему местные власти на свой страх и риск всё же разрешили. Фото с воды у меня не получилось, поэтому вот вид этого моста с берега.
27. Новая бухта отделена от основного русла Самары дамбой, на которой оборудована железнодорожная станция для перевалки зерна.
28. Кораблик, переделанный в ресторан.
29. Железнодорожный мост, он связывает Самару и Сызрань. Построен в 1904 году, правда, оригинальные пролёты заменены в ходе реконструкции.
30. Железнодорожный вокзал Самары. Мы привыкли видеть его, сойдя с поезда - с перрона или с привокзальной площади. А вот вид с необычного ракурса.
31. Вид на центр города. Слева высокий дом по улице Братьев Коростелёвых, справа ЖК "На Вилоновской", самое высокое здание Самары - 35 этажей, 122 метра. А между ними золотятся колокольня и купол Покровского собора на Братьев Коростелёвых.
32. Пока бездельники катаются по Самаре туда-сюда, на реке идёт работа.
33. Берега Самары усеяны лодочными станциями, яхт-клубами и прочими стоянками маломерных судов. Удобно, никому не мешают, не портят вид. Стеклянная высотка в правой части кадра - здание Шестого кассационного суда на Крымской площади. А огромный серый сарай в центре - ТРЦ "Гудок" неподалёку от железнодорожного вокзала.
34. Великолепный вид на ЖК "На Вилоновской". От реки Самары до него больше трёх километров по прямой. С Волги, кстати, это здание видно не так хорошо.
35. Вид в сторону Крымской площади и высоток в районе улицы Новожелябовской и проспекта Карла Маркса. На переднем плане церковь Михаила Архангела, она находится в посёлке Запанской (или посёлке Шмидта, как его называют официально).
36. Ещё один взгляд в сторону центра Самары.
37. А по берегам реки Самара идёт своя жизнь. До центра города отсюда сравнительно недалеко, но добраться туда непросто. От внешнего мира здешних обитателей отсекает железная дорога. Когда-то на узкой полоске земли между рельсами и рекой селился весьма непритязательный люд: бедняки, бродяги, криминальные элементы. Строили здесь себе халупы об одно окно или копали землянки. Труднодоступность играла им на руку - власти не беспокоили, народ жил так как хотел. Судя по всему, это и ныне в цене, место не заброшено, люди здесь активно селятся и, судя по всему, переезжать не собираются.
38. Железная дорога проходит по верху речного обрыва, а внизу лепятся друг к другу домики и огородики.
39. Пути отступают вглубь и заросшие лесом берега превращаются в прекрасное место для отдыха. Ну или чего другого, смотря по обстоятельствам. Но тёплым летним вечером народ, конечно же, тянется к воде с удочками. Кто-то предпочитает уединение.
40. Кто-то не может расстаться со своей дражайшей половиной.
41. А кто-то рыбачит в компании старого кореша.
42. Проходим мимо посёлка Толевый, заселённого рабочими завода "Мягкая кровля". И мимо очередной стоянки судов.
43. За Толевым нас ожидает очередной мост, который называется Южным. Построен в 1974 году и выводит на Южное шоссе, обходящее с юга отдалённый Куйбышевский район Самары.
44. А тем временем не стоит забывать, что на дворе вечер пятницы. Народ серьёзно настроен отдохнуть.
45. Река начинает петлять, пачками пошли всякие острова, старицы, затоны и протоки. Фарватер жмётся к правому берегу, проходим мимо посёлка мясокомбината.
46. Лавируем между островами. Даже не скажешь, что и слева и справа миллионный город. Вокруг речные красоты: кувшинки, камыш, всякая водоплавающая и летающая живность (иногда водоплавающая и летающая в одном лице). Благодать.
47. Тайные проходы в укромные места. Где-то неподалёку отсюда, скрытый от посторонних глаз густыми зарослями и заборами, находится Самарский ликёро-водочный завод "Родник". (Здесь шутка про начальника транспортного цеха).
48. Пятый мост на нашем пути, Кировский. Построен в 2014 году, через него идёт путь от проспекта Кирова до Самарской объездной дороги. Это значит, что мы достигли Безымянки - крупнейшего промышленного района Самары, редко посещаемого туристами. Сейчас мы проходим мимо таких интересных предприятий как ПАО "Кузнецов" и РКЦ "Прогресс". К сожалению, с реки их не видно, разве что можно разглядеть трубы над лесом.
49. Минуем Кировский мост и поворачиваем обратно. Если бы прошли подальше, то могли бы увидеть остатки мега-причала, с которого в своё время отправляли блоки ракеты "Энергия".
50. Но поездка рассчитана по времени. Начинается то, ради чего она и затевалась - вечер на реке, шанс посмотреть грандиозный волжский закат. Сразу скажу, что в это раз нам не повезло - вечер удался на славу, а вот заката толком не увидели, не ко времени наползли тучи. Кировский мост на фоне начинающегося заката.
51. Ближе к ночи жизнь на реке закипает с новой силой. Рыбаки ловят не только с берега, но и выходят на лодках на реку. Появляется всё больше любителей прокатиться с ветерком, катера носятся туда-сюда.
52. Проходим мимо посёлка Киркомбинат. Темнеет и становится затруднительно фотографировать берег.
53. Теперь самарские мосты идут в обратном порядке. Южный мост на фоне заката.
54. Закат на реке. Далеко впереди видны краны речного порта.
55. Тишина, закат, умиротворение. Для просмотра картинки двигайте ползунок внизу.
56. Ближе к ночи оживляются не только гуляки. На реке закипает работа, буксиры выходят в ночную смену.
57. Проходим железнодорожный мост. Говорят, поймать поезд на мосту - к удаче. А поймать два встречных поезда, видимо, к двойной удаче.
58. Самарский мост на обратном пути.
59. Мукомольный завод № 2 на левом берегу Самары.
60. Старый мост, впереди выход в Волгу.
61. Народ усиленно релаксирует.
62. Стоянки в устье Самары.
63. Пассажирский катер типа "Метель".
64. Выходим в Волгу. Возвращаемся назад. Наступает ночь и фотографировать становится практически невозможно. На этом и закончим.
Спасибо за внимание!