Прокатился в новом троллейбусе

May 18, 2023 20:56

Многие уже знают, что в Екатеринбург наконец-то стали поступать новые троллейбусы. Событие долгожданное, потому что парк давно нуждается в обновлении, средний возраст машин перевалил за четверть века. Основная масса екатеринбургских троллейбусов выпущена ещё во времена СССР, поступление новой техники в постсоветские годы исчислялось единицами и не решало общей проблемы. Да и тех давно не было, последний новый троллейбус поступил в город в 2012 году, больше десяти лет назад. Сейчас же удалось закупить сразу 50 машин. Этого количества, конечно, тоже недостаточно, но это уже рывок, способный повлиять на ситуацию при грамотной реализации. Недаром это событие вызвало в Екатеринбурге настоящий ажиотаж. Власти города, как мне видится, также намерены выжать из него максимум. Новые машины будут не просто заменять старые, с их помощью некоторые маршруты будут продлены за счет использования автономного хода. Это уже не просто обновление парка подвижного состава, но и какое-никакое развитие троллейбусной сети. Что в нынешних условиях повсеместного сокращения этого вида транспорта в стране имеет важное значение.

Закупка произошла бо́льшей частью за счет средств федерального бюджета. У города средств на это нет, Екатеринбург не Москва. Видимо, сыграло свою роль 300-летие Екатеринбурга, отмечаемое в этом году. Если бы не оно, то новые троллейбусы горожане увидели бы тогда же, когда и вторую ветку метро (т. е. никогда). Но повезло, выделение средств произошло вовремя, федеральный бюджет ещё не испытывал трудностей из-за известных событий. Понятно, что дальнейшего обновления парка в обозримой перспективе мы не увидим, но и то, что получилось, уже хорошо.

1. Были закуплены троллейбусы белорусского производства модели БКМ 32100D "Ольгерд". Почему именно они, а не машины российского происхождения, я не знаю. Возможно, на это повлияло то, что белорусский троллейбус выпускается давно, модель отработана, детские болезни излечены. Прототип машины БКМ (тогда АКСМ) вышел в 1999 году, а данная модификация с автономным ходом выпускается с 2015 года. Пока в город поступили 10 машин, остальные, как надеются городские власти (и я вместе с ними) прибудут до конца года. Они распределены между двумя городскими троллейбусными депо и будут ходить по маршрутам №№ 1 и 4. Четвертым маршрутом я не пользуюсь, а вот на первом вчера встретил новенькую машину № 214. Я не успел её толком сфотографировать, поэтому ставлю фото из интернета. Если получится снова поймать этот троллейбус, то сфотографирую и заменю фото.



2. Фишкой модели 32100D "Ольгерд" является автономный ход с запасом до 30 километров. На первом маршруте его использовать негде, там контактная сеть на всем протяжении. А вот на четвертом троллейбусу придётся ехать на аккумуляторах примерно 2 км. Пока официально маршрут не продлили, и увидеть привычного "рогатого" в необычной ситуации ещё негде. В будущем, когда продление маршрута состоится, я смотаюсь в Пионерский и посмотрю на это чудо.

А пока тестируем маршрут до Химмаша. Вид салона в сторону кабины водителя. Как видите, глобальных отличий от старичка ЗиУ два: низкий пол и накопительная площадка посередине салона. Сидячих мест 31, всего в салон по проекту можно набить 83 человека. Как будет в реале - увидим. Как говорилось ранее, я не фанат низкопольного транспорта, хотя признаю определённые удобства такого варианта. По моим субъективным ощущениям салон с низким полом более тесный, возможности компоновки салона там существенно ограничены. Более того, троллейбус показался мне более тесным, чем низкопольный НефАЗ-5299-40-57 (CNG) с аналогичной компоновкой, который эксплуатируется в Екатеринбурге с 2020 года. Но, повторю, это субъективные ощущения.


3. Вид салона назад. Сразу бросается в глаза главный, на мой взгляд, недостаток этого троллейбуса - отсутствие задней накопительной площадки. Поскольку народ активно использует задние двери для посадки, в этой части салона гарантирована давка, особенно в часы пик. Протиснуться на выход через задние двери будет весьма проблематично. Я уж не говорю о том, что пропала значительная часть удовольствия езды в троллейбусе. Вспомните как клёво было стоять на задней площадке и смотреть назад через большое окно. Романтика! Теперь надо будет толкаться в глухом углу, уткнувшись носом в стенку.


Но это всё лирика. Из того, что можно оценить вполне объективно, нужно отметить следующее. Ход мягкий, тихий, значительно тише, чем у старичка ЗиУ, хотя работа двигателя и различных агрегатов, конечно, слышна. Что касается плавности, то её оценить сложно, так как в условиях екатеринбургского трафика без рывков не обойтись. Там, где это возможно, разгон и торможение осуществляются достаточно плавно, без характерных щелчков реостатов. Сиденья стандартные, подобные установлены в закупленных городом в последние годы автобусах МАЗ, мы к ним привыкли. Заявлена система кондиционирования, но в этот раз она не работала. Впрочем, сильной жары у нас пока нет, и с вентиляцией прекрасно справляются форточки нормального размера, установленные в каждом окне. Форточки меня откровенно порадовали, так как уже давненько их ликвидируют либо закупоривают намертво, оставляя по одной-две форточки на весь салон. Ну, и в сравнении с узенькими подпотолочными щелями в тех же МАЗах, это просто отлично.

Оплата проезда осуществляется через терминал. У меня не получилось оплатить виртуальной Екартой из приложения в телефоне. Пришлось воспользоваться банковской картой. Скорее всего, дело в некоторой тормознутости терминала, нужно было держать телефон дольше. Кроме того, в салоне дежурит кондуктор, он обилечивает тех, у кого только наличка. Будет так всегда или только на первых порах непонятно, ничего по этому поводу не читал. Терминалов в салоне три, каких-либо проблем при их использовании, даже в тесноте, я не заметил.

Поручни расположены высоковато, но к ним приделаны петли, чтобы держаться, это ок. В НефАЗе низкорослому человеку приходится тянуться, чтобы достать до поручня.

Из придиразмов. Дверь в кабину водителя не сдвижная, а распашная, причём распахивается в салон. Как это будет происходить в битком набитом салоне, не представляю. Поручень на накопительной площадке расположен на уровне пояса, держаться неудобно. Я понимаю, что так сделано для удобства инвалидов, но могли бы приделать дополнительный поручень на уровне груди, как это сделано в старых троллейбусах. Накопительная площадка разделена дополнительными поручнями на два отсека, как следует из инфографики - один для инвалидной коляски, другой для детской. Мне трудно представить в троллейбусе одновременно инвалида в коляске и мамочку с коляской, по-моему, это излишняя щепетильность. Только драгоценное место отнимает.

4. БКМ 32100D "Ольгерд" на остановке "Институт дерматологии". Это единственное фото троллейбуса, которое мне удалось сделать.


В целом, впечатления от новинки, конечно, сугубо положительные. Всё чистое, красочное, блестящее. Имеются непременные ныне зарядки для телефонов, информационное табло с отображением скорости и расстояния до ближайшей остановки, система видеонаблюдения и учёта пассажиров, система опускания пола для удобства входа-выхода. Я рад, что начались реальные подвижки в обновлении общественного транспорта Екатеринбурга. Что называется, дождались. Будем надеяться, что этот процесс всё же не заглохнет.

Екатеринбург, транспорт, троллейбус

Previous post Next post
Up