Каждый с детства, или юности знает, точнее сказать слышал и помнит, что жизнь на Земле зародилась 3,5 миллиарда лет назад. Огромная цифра неправа ли? Не знаю, как для вас, а мной она воспринимается почти так же, как бесконечность космоса. Да-да, мной не воспринимаются величины близкие к бесконечности :). Еще в юности я пытался представить бесконечность вселенной, а чтобы понять и осознать , что-либо мне нужно обязательно представить, так вот с тех самых пор мое сознание отказалось в полной мере осознавать «миллиардное» и прочее сомнительно-константное. И всякий раз, когда я слышу 285, или 400 миллионов лет назад, мое сознание обобщает это в давным-давно в глубокой древности. Все это нагромождение нолей вообще не воспринимается, да и не вдумываешься в них, цепляясь лишь за первые три цифры, а то и вовсе просвистывает мимо ушей как ненужный факт. И все же бывают моменты, когда ты задумываешься над всем этим. Все это к чему? Конечно, многие из вас знают, Самарцы уж точно, что Жигули, я имею в виду Жигулевские горы, сложены из известняковых пород. Они формировались миллионы лет назад, на дне древних морей, из морских осадков, в каменноугольный и пермский периоды палеозойской эры. Да и фраза, что вы прочли выше, кажется сухим фактом о прошлом нашей планеты до тех пор, пока тебе не попадается вот такой артефакт.
И вот тогда вся эта информация которую ты когда-то слышал, или читал и до этого момента где-то дремлющая в лабиринтах памяти вдруг собирается в единый пучок и словно приобретя энергию прокатывает по тебе волной. А недостаток информации заставляет ворошить статьи в поисках ответов на возникающие вопросы. И сами Жигулевские горы становятся для тебя интересными не только своим рельефом, природными красотами, шикарными видами, но и той информацией, что несут пласты породы из которой они сложены, страница за страницей открывающие для тебя свою историю, унося на миллионы лет в прошлое, рассказывая историю о том мире, которого ни один из представителей рода человеческого и в глаза то не видывал.
Сейчас трудно представить. Но 300 миллионов лет назад здесь шумели воды древнего моря, заполняющего прогиб Восточно-Европейской платформы, оно соединялось на севере с Арктикой и океаном Тетис на юге. То, что мы сейчас видим, формировалось в течение миллионов лет и обязано своим появлением живым организмам, обитавшим в древних морях, бесчисленное множество раковин погибших моллюсков, кораллов, мшанок образовало колоссальные залежи известняка. Конечно, все они не сохранены полностью, а раздробленны и изменены последующими процессами. Но иногда можно найти вполне отчетливо сохранившиеся формы. Так, например, в известняках Жигулевских гор часто встречаются окаменелости фузулинид, словно рассыпанные кем-то окаменелые зерна они выступают из породы.
Фузулиниды, отряд вымерших фораминифер их раковины веретеновидной формы, из-за которой они и получили своё название (fusus - веретено), закручены по спирали и разделены перегородками на камеры. Фузулиниды донные обитатели встречаются только в отложениях каменноугольного и пермского периодов палеозойской эры.
Окаменелость не всегда просто различить среди камня, иногда стоит внимательно приглядеться и только тогда взору откроется застывший в камне пришелец из прошлого, как например этот четырехлучевой коралл ругоза.
Ругозы одиночные полипы с наружным известняковым скелетом, их останки очень часто встречаются здесь в Жигулевских и Сокольих горах. Они имели роговидную форму, у некоторых имелась крышечка, закрывавшая устье при опасности. Обладая повышенными требованиями к температуре и прозрачности воды обитали в мелководной, как правило, в шельфовой зоне моря, крепясь острым концом конуса к морскому дну.
Наряду с фузулинидами вымерли в конце пермского периода, во время самого массового за всю историю Земли вымирания. Тогда погибло 96% морских видов организмов и 70% наземных позвоночных, а также это было единственным известным массовым вымиранием насекомых (около 57 % родов и 83 % видов всего класса), после чего на восстановление биосферы ушло около 30 миллионов лет.
А вот ещё один экземпляр моей фотоколлекции окаменелостей. Это поперечный срез стебля морской лилии.
Несмотря на свое название, морская лилия не является растением, это животное с сидячим образом жизни, питаются планктоном - фораминиферами, мелкими ракообразными, личинками беспозвоночных. Ископаемые морские лилии известны с нижнего ордовика, наибольшего расцвета достигали в среднем палеозое, когда существовало свыше 5000 видов, большая часть которых вымерла, но некоторые виды существуют и по сей день. Тело животного напоминает чашечку, стоящую на стебле-ноге в центре которой расположен рот, а от чашечки в разные стороны растут «руки», внешне напоминает цветок.
Еще одним фототрафеем для меня стал вот этот фрагмент раковины аммонита. К сожалению целую раковину мне не удалось встретить.
Эти головоногие моллюски далекие родственники современных наутилусов, кальмаров и осьминогов, обитали практически во всех морях и сегодня окаменелые раковины этих моллюсков можно найти практически в любой области земного шара. Закончили свое существование аммониты примерно 65-70 млн. лет назад.
Они исчезли вместе с динозаврами, хотя появились значительно раньше их.
Ну а подобные двустворчатые существуют и по сей день в морях и реках.
Уровень моря менялся, менялись температура и соленость воды, всё это влияло на биосферу моря и сейчас это явно отражено в срезе слоев отложений.
Восточно-Европейская платформа поднималась, а море отступало, последнее море, воды которого поднимались до наших широт, было Акчагыльское море. Пришло оно со стороны нынешнего Каспия, Жигулевские горы тогда уже существовали и возвышались островом над бушующими водами.
Рассматривая слой за слоем, будто листая страницы книги, невольно задумываешься, как хрупок весь этот мир окружающий нас.
Как хрупка сама жизнь и сколь велико стремление всего живого к жизни.