Как сказал Альфред Стиглиц: «Фотографировать можно везде, где есть свет». Что же делать, если с фотоаппаратом направляешься туда, куда свет не проникает вовсе? Просто возьми его с собой и снимай.
Давно я не рисовал световыми кистями и вот случился рецидив. Да, я снова взялся за старое. Выпавший на начало сентября отпуск пришелся как нельзя кстати. И вот, томясь в праздном безделье, в голову приходит «светлая» мысль", а не раскрасить ли мне темноту подземелий внеся в глубину их холодных и мрачных недр немного красок и света.
Задумано, сделано. Ломать голову, куда бы заброситься долго не приходится Ширяевские штольни, где пробовал «рисовать» в прошлом году и чьи галереи меня так очаровали своим колоссальным объемом и атмосферой, жутко интересное и своеобразно красивое место.
Оправляться сюда в выходной, потерять время напрасно, чересчур большой трафик туристов и экскурсионных групп, а вот в будни вполне себе уединенное место. Как раз то, что нужно.
На улице теплый солнечный день, а ты надеваешь шапку и куртку и ныряешь в темноту и холод галерей уходящих в недра горы. Утепление мера необходимая ведь температура воздуха в штольнях около 5 градусов, а провести здесь придется около трех часов. Первая остановка недалеко от входа, глазам нужно привыкнуть к царящему здесь мраку. Не теряя времени напрасно, раскладываю штатив, устанавливаю фот, заправляю электропитание и подключаю «кисти». Уходящий в сторону штрек зияет непроглядной чернотой, вот он-то и будет холстом. Ныряю в темноту, глаза уже привыкли, зрачки расширились до размеров тарелок, да и здесь, не далеко от входа тьма не столь густа. Разворачиваюсь к фотоаппарату и вот засада реакцией на проникающий свет, пусть не прямой, а отраженный сужаются зрачки и ориентироваться становится сложнее, просто перестаешь видеть, что у тебя под ногами. Но затвор открыт и включать освещение, кроме рисующего, нельзя. Зато отличный ориентир при возврате обратно и фотоаппарат виден в этом контровом свете.
Пару кадров и к таким условиям тоже привыкаешь, да они просто шикарны, ведь зайдя глубже, придётся работать практически вслепую.
А знаешь, стереотип, что темноты боятся только дети, в подземелье быстро опровергается. Тьма вселяет неуверенность, ты не видишь окружение, а вот как раз неизвестность и пугает. Отсняв кадр, быстро подхожу к фотоаппарату, лишнее время экспонирования тоже ни к чему. И вдруг слышу шорох камней в соседей галерее, поворачиваю голову и вижу лишь мелькающие пятки, кто-то дал дёру, да с такой скоростью, что бывалый спринтер-разрядник позавидовал бы. Да и самому ошарашенному сим фактом потребовалось несколько секунд, чтобы осознать произошедшее. И вот непроизвольно к горлу стал подкатываться смех. Только представь, что мог вообразить себе бедняга, увидев как штрек вдруг заливается красным светом, а затем, померкнув из глубины, раздаются приближающиеся шаги. Прямо сцена из какого-нибудь хоррора. Ага, вот так рождаются легенды и мифы.
Зато возникла идея для следующего кадра. Если обыграть её несколько иначе, в более мягких тонах. Да и зловещего героя пожалуй заменим например на птицу феникс, а за источник света сойдет проникающий сюда естественный, хоть и тусклый, но при выдержке свыше минуты он будет достаточно ярким.
Вуаля и картинка готова.
Ну что ж, вот уже одного человека встретил, пожалуй, чересчур многолюдно здесь становится, стоит пройти дальше.
Отсняв ещё несколько кадров, в месте сгиба обрывается провод питания, теперь и рисовать нечем. И тут я вспоминаю о вспышке, взятой с собой для пробы подсветки с гелями. Не зря же приехал, придется красить тем, что есть.
И выходит достаточно необычно. Вот бы объединить, рисунок кистями и заливку вспышкой.
Вообще поездка была не одна и кадры в посте распределены не в хронологическом порядке. Идею сочетания источников света я воплотил при следующем забросе в штольни.
И в этот раз не обошлось без встреч. Вообще люди реагируют по-разному, кто-то осторожничает и предпочитает повернуть в обратную сторону, кто-то подходит интересуясь. Но ведь интересно мнение, а его озвучивают нечасто. Одно из высказываний в адрес того, чем я занимаюсь, прозвучало при следующей встрече. Всё как обычно, находясь в глубине штолен, в той части, где темнота кромешная, услышал голоса. Раз кто-то идет нужно включить свет фонаря, чтобы как-то обозначить своё присутствие. И пусть ты находишься вне зоны прямой видимости, наличие освещения даст понять, что они здесь не одни и сохранит штаны сухими, а психику здравой. Сие действо никогда не остаётся незамеченным, в полной-то темноте. Так было и в этот раз. Детский голос произнес: - Папа, там кто-то есть. В галерее никто не показывался, слышен был спокойный разговор взрослых людей, осматривающих подземелье. Ждать мне надоело, и я продолжил фотографировать. Увлёкшись процессом, не сразу заметил, как в галерее возникла фигура мужчины крепкой комплекции, затем вторая и наконец, подтянулась вся компания. На вопрос: - Что он тут делает?, прозвучал краткий и в тоже время достаточно ёмкий ответ первого: - А х… (заменю это слово синонимом «ерундой») какой-то занимается. А я-то думал световой графикой. Впрочем, со стороны процесс создания таких фотографий и правда выглядит причудливо, ну и сделаю скидку, что конечного результата критик не видел. Всё-таки чаще фотографии вызывают удивление, иногда восторг. Особенно умиляет вопрос: -А где же ты на фото?
Интересно, а что вы думаете, обо всех этих абстракциях, или что хотели бы видеть в моих фотографиях?