Экскурсия по Терезину 1943 года - вот захватывающий предмет! Особенно если голодному гиду удалось сосредоточить все свое внимание на эстетической стороне дела. Другая, разумеется, существует, но не имеет никакого отношения к топографии искусств.
Непросвещенному читателю может показаться, что влюбленный в историю архитектуры экскурсовод и его группа находятся в безлюдном городе, который выставился перед ними в величии и покое и позирует им бесплатно. Это, конечно, не так. Город наводнен. Стоит забраться на колокольню (что запрещено), и взору откроется такая картина: вихри серой людской массы движутся по периметру центральной площади. Сама же площадь пуста - ходить по ней евреям запрещено. В определенные часы дня массы заполняют радиальные линии - очереди за едой, очереди на колонку, в уборную.
Парк - тоже только для людей в форме. Стоящую в парке «прелестную маленькую круглую беседку» можно увидеть лишь издалека и лишь когда облетят деревья, однако знаток архитектуры и с такого расстояния способен определить ее стиль: «Это, господа, неорококо»!
Трудно, будучи внизу, внутри истории, определить свое место в ней. Кто ты? Плененный рыцарь или жалкая песчинка на фоне величественной звездообразной крепости, обнесенной валами и рвами?
К примеру, ты прибыл из Вены транспортом таким-то на станцию такую-то, тащился три километра в колонне, нагруженный так, что ни к чему тебе были красоты местных ландшафтов, после чего попал сразу в пропускной пункт, по-местному шлойску; провалялся там несколько суток на соломенном матрасе, и, когда тебя, обобранного до нитки, привели наконец в казарму, ты вздохнул с облегчением. Уфф, наконец-то на месте!
Сценарий прогулки (художественная реконструкция исторического пейзажа)