Aug 15, 2016 08:40
Разговор о том, почему преподающий детям обязательно должен заниматься творчеством, начался вечером, когда мы с Ассолью спускались из больницы по лестницам к нашему дому. Это касалось девушек, которые стали заниматься с детьми, но забросили заниматься сами.
Почему же я так думаю?
Объясню.
Когда сам что-то создаешь, ты находишься в материале. Всякое создание - это преодоление формой содержания. Стало быть, ты ищешь форму той идее, которую ты хочешь выразить в чем угодно - в стихе, здании, картине, рассказе и т.д.). В этом процессе ты сталкиваешься с сопротивлением материала, или, напротив, тебе подвернулась удача, и он пошел к тебе в руки, - в любом случае, ты ангажирован. В таком состоянии ты попадаешь к детям, которые в нем постоянно находятся, это те процессы, которые им знакомы, они им родные. Тебе не надо играть всезнающего взрослого, ты просто продолжаешь жить в том же поисковом поле. Иногда вдруг понимаешь, в чем у тебя самого загвоздка.
Человек в творческом процессе совершеннейший ребенок, он раним, он не уверен в себе. Училка, или опытный педагог, уверенны в себе, они знают, как делаются вещи, творческий человек, сколь опытным бы он ни был, все начинает с нуля, каждую работу. Если он честный и не плодит шаблоны. Ведь творчество - это одинокое плавание и при условии мастерства. Ведь ты делаешь что-то свое, ты на этом свете человек новый.
Педагогам свойственная целенаправленность, иначе как вырастить людей разных профессий!
Творчество - это работа на результат, результат все равно будет, ведь в наших руках инструменты, с помощью которых мы запечатлеваем наши идеи. Тот, кто не занимается сам, обязательно съедет на старые рельсы - накапливая опыт работы с детьми, он будет обнаруживать разные типы, повторять удачные приемы и т.д. Цельность человека или педагога как таковая - это не цель и не вектор, который в цель направлен. Это такое расширение сознания, при котором ты можешь допустить, что твой ученик делает все не так, как тебе бы хотелось, что его представление о гармонии чудовищно, не укладывается в общепринятые рамки, и при этом ждать чуда, а не учить его по-своему (общепринятому) видеть мир. Кто бы взялся учить маленького Хлебникова? А маленького Платонова? Ведь мы не знаем, какие взрослые готовятся в них.
Когда мы сами что-то творим, мы тоже не знаем, что выйдет, мы находимся во вдохновенном состоянии, и иногда оно находит неожиданную форму, а иногда и нет. Так и у детей.
Когда я начала работать с детьми, я писала рассказы и повести. Теперь, работая с вами, я делаю выставки, фильмы, пишу книги, и вам передается в первую очередь именно этот импульс - импульс вдохновения, творчества. Я с вами наравне, а то, что у меня есть опыт и знания, это важно, но не до такой степени, как творческий импульс.
Потому я и считаю, что тем, кто ведет группы, необходимо заниматься своим собственным творчеством.
Дети находятся в неустанном творческом процессе, они наблюдают мир и изобретают свой, от неологизмов до логизмов. Они мыслят необычно, часто парадоксально. Вот свежий пример.
Мы идем по дороге с Лизой и ее двоюродным братом Амитаем. Обоим 3 года. Дорога каменистая, то есть одни сплошные камни. Мы находим что-то, что похоже на что-то, выясняем на что, и откладываем в сторону, чтобы на обратной дороге всех вспомнить, кто кем был и где положен. Лиза нашла камень, говорит: "лёд". Положили камень на макушку большого пористого камня. Солнце жарит. Я говорю: "Да, пока мы вернемся, лед растает…". Лиза на это: "Хорошо, муравьи воды напьются". Значит, для нее это уже точно не камень, а лёд, а лёд, как известно, тает. Но откуда взялись муравьи?
Около дома стоит огромный камень с изъязвленной поверхностью, в нем невероятных форм углубления, из которых торчат то зеленые веточки, то цветочки, то еще что-то растущее. Там живут муравьи. Мы с Лизой как-то решали, где у них спальная, где уборная, где библиотека. И она это запомнила. Говоря о "льде", в памяти возникла ассоциация с той беседой, отсюда и муравьи. Это еще и наша с ней метафорическая свобода.
Значит, метафоры детские объяснить иногда можно, но не всегда, или очень редко, да и то находясь с ребенком в постоянном общении (я говорю не о количестве времени, а о его наполненности внутренними событиями).
Ну ладно, хватит.