Доклад "Детский рисунок". Фридл Дикер-Брандейс. (1)
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача - освободить такие источники энергии детей, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. (2)
Многие прежде проводившиеся занятия рисованием обедняли фантазию детей, блокировали их творческую силу.
Лучшими союзниками против «готовой продукции», против заштампованных эстетических представлений, против застывшего в косности мира взрослых являются настоящие художники, и сами дети - когда они приподняты над рутиной.
Если идет речь о ребенке младше десяти лет - имеется в виду не возраст, а степень зрелости, - то главным образом нужно заботиться о том, чтобы ему не мешали играть в его игры и осуществлять им самим задуманное.
Преподавать, учить такого ребенка бесполезно; в этом нарциссическом возрасте на любое вторжение в душу он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще, хотя в этот период рисунок и живопись - его главные средства самовыражения.
Ребенка старше десяти лет уже не удовлетворяют средства, имеющиеся у него в распоряжении; ему открывается реальный мир, фантазии отступают на задний план. Приходит пора обучения форме, сами занятия должны носить характер взрыхления почвы или поддержания ее взрыхленной; главное - следить за тем, чтобы в процессе занятий не уничтожить сами всходы.
Технику рисунка и живописи надо давать ребенку в точном соответствии с его запросами (3).
Элементы, которыми оперирует ребенок на занятиях, естественно, те же, что и в «большом искусстве»: величины, соотношения величин (пропорции), ритм, свет, тень, пластика, пространство, цвет, перспектива и композиция; теперь его знакомят с каждым из этих элементов в отдельности, оставляя при этом открытым путь к индивидуальному восприятию (4).
Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями не следует дирижировать. Эдак можно не только закрыть себе доступ в мир идей ребенка, но и утратить возможность оценки его готовности к восприятию, его способностей, психического состояния, душевного настроя. В том случае, когда педагог обладает достаточным опытом для осуществления обратного перевода - из мира материальных следствий в мир идеальных причин (от объекта к причине), - детские рисунки предоставляют в его распоряжение как важную информацию, так и нити для руководства духовной жизнью ребенка. В противном случае педагогу лучше положиться на повседневные наблюдения. Если ребенок вяло и без энтузиазма отвечает на вторжение взрослых идей в его мир, не следует ему их навязывать. Знания, которые ребенок не способен воспринять или которые даются ему в момент, когда он поглощен иными вещами, воспринимаются им как посягательство на его внутренний мир; на это ребенок отвечает скукой и неадекватным поведением.
Рисунки Роберта Бонди (1930-1944). ЕМП.
Яркие, красочные пейзажи Роберта Бонди описывают одну и ту же картину - горы вдалеке, на первом плане одинокое дерево… Пейзажи кажутся огромными, хотя нарисованы на стандартном листе. Карандашные рисунки на лагерную тему нарисованы бледно. Пейзажи выполнены художником, а рисунки - ребенком.
Трудности, вызванные скудостью технических средств, могут быть преодолены самим педагогом, если ему удастся установить контакт с учениками. Здесь самое трудное - начало, потом легче; однако бедность самих средств самовыражения - это уже нечто непреодолимое.
Лучше заниматься с большой группой детей, чем с маленькой или с одним ребенком. В большой группе дети зажигают друг друга, создается более стабильное настроение, хорошие почти всегда сплачиваются против плохих. Дети заражаются друг от друга полезными идеями. Не перегружая детей своим вниманием, преподаватель тем самым предоставляет им широкое поле воздействия друг на друга. При этом вырабатывается необходимый для жизни навык - умение работать в группе. Группа - это неконкурирующее целое, совокупная единица мощности (5). Посредством интенсивных совместных усилий как группа, так и отдельная личность достигают наилучших результатов. В этой ситуации все готовы преодолевать трудности, возникающие из-за нехватки материалов, и, помогая другим, в чем-то ограничивать себя.
Замечательные ребята Дома №617 хотят заниматься живописью. Не хватает кистей, красок, планшетов для рисования. Мальчики, которые составляют группу, должны знать, что они пришли заниматься живописью, что здесь принимают всех, вне зависимости от степени одаренности. Они сами разбиваются на четыре подгруппы, одна рисует, а три ждут очереди. Ребята признают превосходство тех, кто страстно увлечен живописью и готовы быть на подхвате. Готовить планшеты, смешивать краски - это их вполне устраивает. Сами или по чьему-то совету они находят применение своим способностям: одни готовы вести список и отвечать за организацию процесса, другие - распределять материалы, третьи - вести рабочий дневник занятий, иные же хотят только рисовать или делать эскизы. Находятся и те, кто готов посвятить свое время поискам материалов для занятий. Таким образом, не теряется ощущение сопричастности с общим делом - те, кому приходится ждать, знают, что настанет и их черед.
Мальчиков становится вдвое больше. Приходится обмениваться кистями, пользоваться ими по очереди. Раньше в этом доме исчезали бумага и картон, теперь мальчишки стали более сознательными. Ребят с явным художественным даром удалось организовать в отдельную группу, которая ведет занятия с группой менее способных.
Мы часто делаем эскизы, обсуждаем их вслух и выбираем лучшие. В процессе совместной работы дети быстро отвыкают от злой и насмешливой критики. Из жизни и взглядов другого можно незаметно для себя почерпнуть много полезного. Ошибки, а точнее, те детали, которые не полностью удались ребенку при выполнении задания, дают стимул новым идеям. Обнаруживая ненамеренное, случайное сходство предметов, ребенок обогащает запас форм. Относясь критически к тому, что делает сам, он утрачивает нетерпимость к своим и чужим попыткам.
Поскольку меня часто спрашивают о ритмических упражнениях, хочу сказать о них особо (6). Они служат хорошим подспорьем для превращения толпы в рабочую группу, готовую совместно заниматься делом, вместо того, чтобы мешать друг другу и портить работы. Как побочный результат, эти упражнения делают легкими и гибкими как руки художников, так и их самих. Вдобавок ребенок с их помощью извлекается из зрительной и мыслительной рутины (позже мы увидим, насколько это полезно) - ему дается задание, полное игры и фантазии, и при этом - легковыполнимое. Это приносит ребенку удовлетворение, помогает ему сконцентрироваться, и он начинает различать ритмы разного происхождения (тональность звука или напряжение линии), которые прежде были для него слиты воедино. Должно ли это быть именно звуковое упражнение? Нет, не обязательно - важно, чтобы упражнение было простым, однозначным и легковарьируемым. С помощью такого непривычного задания дети сообща выходят на старт, звуковой сигнал и смешит их, и настраивает на общую волну.
Леа Поллакова (1930 - 1944). Прозрачная посуда. ЕМП
К.Кляйн. Упражнение. Детдом №7, 1-й урок. ЕМП
Смешивание цветов, подбор их по тонам или контрастам, - это своего рода медитативное занятие. Выписывая кисточкой тонкие квадратики, ребенок внутренне успокаивается, настраивается на работу с цветом. Судя по множеству рисунков с цветовыми шкалами, Фридл часто пользовалась этим приемом.
Работая с группой девочек 10 - 12 лет, я столкнулась с большими трудностями в преодолении рутинных привычек и привязанностей. Большинство из них играло с большими целлулоидными пупсами. Однажды мы решили сделать кукол, чтобы с ними сотворить что-нибудь, например театр.
Девочки были недовольны тем, что у них получалось. Некрасиво. Все хотели принцесс. В конце концов, они принесли мне своих пупсов, толстых, гладких, подрумяненных, с длинными ресницами. С ними тряпичные куклы, естественно, не могли соревноваться. Я предложила из тряпичной куклы, которую девочки сочли уродской, сделать фигуру для процессии ряженых, и вскоре настроение переменилось. Так у нас возникли куклы - водовоз, кухарка, волшебник со зверями и даже работница туалетной службы.
Бесконфликтная, принимаемая некритично, бессодержательная «красота» в стиле Макарт (Анно Шнее) (7) приносит вред и сегодня.
Борьба с «готовым изделием» в любом случае пойдет ребенку на пользу. Им еще не освоено богатство форм и не пережито в полной мере чувство красоты, так что не беда, если в борьбе с клише он временно утратит стабильность. <…> В этот период народное искусство, первобытное искусство, современные художники и скульпторы, и через них - старые мастера, воспринимаются им в соответствии с его личной способностью к суждениям.
Такая способность, не боящаяся быть высмеянной, самосознающая и стремящаяся проявиться самостоятельно - и есть новый источник творчества, она же и цель наших попыток заниматься рисованием.
Примечания:
(1) Доклад "Детский рисунок" был напечатан на машинке. Вторая часть, рукописная, обнаружилась в Праге в декабре 1971 г. "Мы купили у проф. Альфред Эрлиха 15 страниц на немецком языке, написанных в Терезине на той же бумаге, на какой рисовали дети. 14.2.1972 г. мы показали рукопись Розе Энглендеровой … Она выразила абсолютную уверенность в том, что текст принадлежит Ф.Брандейс и что бумага из Терезина … Запись из архива Еврейского музея в Праге, 14.3.1972".
Найденная рукопись относится к лету 1944 г. Об этом свидетельствуют даты, указанные на тех детских рисунках, которые Фридл использует в качестве примеров. По все видимости, рукопись служила Фридл конспектом к докладу, о котором, увы, не сохранилось никаких упоминаний. Мы публикуем оба текста без купюр.
(2) И.Иттен во "Вводном курсе в Баухауз" говорит о "высвобождении творческих сил и художественных способностей учащихся", о том, что они "шаг за шагом должны освобождаться от мертвящих условностей, накапливать решимость для самостоятельной работы". А вот что говорит Фридл: "Помню, как я мечтала вырасти большой и оберегать своих учеников от противного ощущения, когда в голове уйма всяческих знаний, а зачем они - непонятно. [То есть Фридл со школьных лет видела себя педагогом.] В сегодняшней ситуации существенно только одно - пробуждать тягу к творчеству, сделать ее привычкой и научить преодолевать трудности, незначительные по сравнению с целью, к которой стремишься" (Из письма к Х.Котны, 1940 г.)
(3) Возможно, к этому утверждению Фридл привел собственный просчет. "У меня есть маленький ученик, необузданный милый паренек. Если бы я не ставила перед собой проклятую задачу научить его "правильно" видеть, сколько нового мне бы открылось! Но когда преследуешь определенную цель, трудно перестроиться. Вначале мы учились смешивать краски, дабы он смог упорядочить свое представление о цвете, обогатить его, затем начали малевать, беспредметно, чтоб создать среду обитания для тех вещей, которые ему предстояло нарисовать. Показываю ему цветные репродукции на сигаретных пачках. Он буквально влюбляется в мадонну с младенцем Рафаэля и хочет "это" рисовать. Все идет хорошо, но там, где рукав выглядывает из-под мантильи, есть маленькая красная форма с закруглением; он рисовал ее раз десять, и всякий раз - прямой линией. Я - стирала, он- упорно повторял. Мне бы понаблюдать и понять, почему он так делает - наверняка у него сложилось свое представление о соотношении этой формы и краски…" Из письма к Хильде Котны, 1940 г.
(4) Почти дословная цитата первого пункта иттеновской программы "Вводного курса в Баухауз". В 40г. Фридл писала: "Я долго находилась под сильным влиянием страстно почитаемого мною учителя, он помог мне вылупиться из скорлупы (она была очень твердой). В результате, вопреки возражениям друзей, я поняла, что я вообще не учитель, и ушла в живопись. Может, поэтому я теперь столь успешно преподаю или прост ученики попались талантливые? То, что я когда-то изучала, вошло в меня полностью. Это и есть свидетельство необходимости и своевременности полученных знаний, без них я бы не обошлась, теперь они через меня воздействуют на учеников". Из письма к Х.Котны, 1940 г.
(5) Сходные идеи изложены в докладе профессора-психолога Гертруды Баумловой: "Группа - это социальный механизм, подлежащий образовательным и воспитательным процессам. Труд наполняет содержанием жизнь группы и отдельной личности; он организует группу, призывает себе в помощь товарищество; группа одновременно творит и трудится. Без осмысленного труда она теряет нравственные устои и саморазрушается. - "Вопреки". Г.Баумлова, Т., июль 1943. ЯВА.
(6) "Тренировка тела, как инструмента духа очень важна. Пальцы, руки и все тело необходимо подготовить к работе, используя упражнения на расслабление, усиление и повышение их чувствительности. … Звук, наполненный силами сердца, может творить чудеса". Из предисловия И.Иттена во "Вводный курс в Баухауз". Цит. по: А.Аронов. Иоганнес Иттен. Искусство формы. М, 2001, с.11.
(7) Ганс Макарт (1840 - 1884) - австрийский художник, его именем названо художественное направление. Писал огромные помпезные полотна, был законодателем мод. Знатная буржуазия декорировала свои салоны в стиле Макарт.
Елена Макарова. Сергей Макаров. "
Крепость над бездной. Я - блуждающий ребенок"