локальные цели

Feb 17, 2013 04:00

Второй семестр - время активной работы над курсовыми и дипломами. Не секрет, что у нас редко получается добиться качественного результата, главным образом потому, что нет атмосферы и культуры научных исследований. Теоркурсы нормативны, преподаватели не считают себя научными кадрами, больше педагогическими. Это закономерно. Эффективно сочетать три (минимум) полномасштабных роли, в идеале требующихся в нашей профессии - преподавателя, исследователя и переводчика - по силам не всем при той нагрузке, которую мы имеем.
Часть ролей приходится имитировать.
Студентам не легче. График учебного процесса такой плотный, что неясно когда заниматься той самостоятельной работой, о которой столько говорят. При этом отсутствует понимание ее конкретных целей и как ее организовать, а главное нет мотивации к ее выполнению. Традиционный у нас метод кнута существенно потерял свою действенность в условиях "образования как услуги на рынке", "пряников" мало, да и охотников до них тоже. Учение само по себе мало кого "щекочет", и в этом я склонна винить, прежде всего, преподавателей. Студенты же не понимают в полной мере, что их судьба во многом зависит от того, насколько они целеустремленны, насколько они понимают, чего они хотят в жизни (пусть в ближайшие 5 лет). Мои московские сокурсники - переводчицы в возрасте до 25-30 лет из Томска, Новосибирска, Екатеринбурга оказались в этом отношении весьма успешными. У всех, как минимум, по одной стажировке с целью обучения в стране изучаемого языка, у всех активный язык С (итальянский, польский, иврит, испанский), а у некоторых и D. У троих из пяти - планы в научной сфере. При этом московский рынок перевода требует свежих сил - за две недели я слышала три реальных приглашения на работу. Насколько я поняла, это тяжелый, но интересный и динамичный труд. У переводчика с годовалым стажем з/п свыше 50 руб.
Значит, главное, мотивация.
Если вернуться к курсовым, это означает постановку понятных и интересных задач. Понятными они могут стать только с опорой на определенный запас научных знаний, которые предполагается приобрести в ходе работы над курсовой. Теперь давайте определим насколько курсовая или даже диплом могут быть научным исследованием в полном смысле этого слова. Если неотъемлемой частью научного исследования считать новизну и актуальность, то предполагается близкое знакомство студента с состоянием современной науки в данной сфере, основанное, понятное дело, на усвоенных нормативных концепциях. Мой опыт показывает, что требовать такого уровня от студента - значит ставить заведомо недостижимые цели. Реальность такова, что большинство работ выполняется в рамках нормативных концепций и связано с применением известных методов к новому материалу. И даже в этом случае качество изложения теории, лингвистического анализа, методика исследования зачастую страдают такими изъянами, что это несопоставимо с понятием научного описания. Безотказно работает убежденность: "десять минут позора, и ты дипломированный специалист". Причем этот позор вам помогут замаскировать.
Мне кажется правильным не делать вид, что все нормально, не провозглашать недостижимые цели, а ставить посильные, интересные задачи, предполагающие максимум работы с реальным материалом. Пусть они не будут в "русле современных концепций" (во многом потому, что современные концепции, особенно в переводоведении на русском языке - дело спорное), пусть это будет крепко добротно сделанный лингвистический анализ своего материала, демонстрирующий профессиональные переводческие умения. Очень хочу видеть интерес к своим (и чужим) исследованиям на предстоящей конференции, хочу, чтоб им хотелось рассказать, что у них получилось, к каким выводам они пришли, что узнали нового. И пусть это новое будет новым только для них, пусть это будет изобретение велосипеда, с точки зрения "большой" науки. Если удастся этого достичь, это будет иметь значение как для личного, так и для профессионального развития. Это все равно лучше, чем с умным видом произносить околонаучные мантры, не видя ни интереса, ни цели в своей работе, считая ее необходимой повинностью на пути к корочкам о высшем образовании.
Таким образом, основной целью научной деятельности студента я считаю не столько получение научного результата в полном смысле этого слова, сколько обучение навыкам практического анализа, освоение научного понятийного аппарата и инструментария.

образование, работа

Previous post Next post
Up