университет и 5-100. Часть 1. Спасение утопающих дело рук самих утопающих

Mar 18, 2016 01:04

Часть 1. Спасение утопающих дело рук самих утопающих

Моя основная мотивация к участию в стратегических сессиях - в желании воспользоваться уникальной возможностью участвовать в изменении университета, предоставленной всем желающим работникам [1].


Сам факт призыва принять участие в подобного рода деятельности входит в серьезное противоречие с традиционным отношением к НПР как к «винтикам», которое достигло своего апогея в последний год. Действительно, наша деятельность всё больше напоминает конвейер по массовому воспроизведению стандартных действий, в результате которых некое количество студентов неизбежно приобретает диплом о высшем образовании. При этом мы несем лишь формальную ответственность за свой производственный участок - те дисциплины, которые читаем - и не задумываемся, откуда приходят студенты и куда они пойдут дальше по конвейеру. Конечно, если у кого-то есть потребность в самореализации, то можно сколь угодно творчески подходить к своей функции внутри своего участка, однако возможности влиять на весь процесс, даже если вам кажется, что он устроен не самым оптимальным образом, в бюрократически зарегулированной системе не предусмотрено.

Вместе с тем, мне не удается окончательно смириться с тем, что основная функция итогового контроля - обеспечить высокие показатели успеваемости по кафедре («Подумайте о том, как плохо мы будем смотреться на фоне других кафедр, где качественная успеваемость вообще 100%!»), а в ходе текущего контроля главное - обеспечить сохранение контингента студентов («Иначе «полетят» ставки!»), что курсовые работы теперь регулярно сдаются не в мае, а в конце ноября. Не удается, прежде всего, потому, что подобная атмосфера развращает студентов, убивает мотивацию и конкуренцию, прививает им убежденность, что личные усилия и знания ничего в мире не решают, главное - выполнять формальные требования. И да, диплом - это всего лишь свидетельство о социальной нормальности, а не предмет гордости, характеризующий личность («Десять минут позора - и ты дипломированный специалист!».

Понятно, что смена ФГОСов, появление пунктов в отчетах кафедр об использовании инновационных образовательных технологий, даже переход на бакалавриат, ничего не меняют по сути. Они только добавляют бессмысленности всему процессу, вынимая из него остатки личного и честного, доводя ситуацию до абсурда.

Единственным способом сохранить самоуважение и достоинство в подобной системе - изъять личный интерес из безнадежной образовательной деятельности и вложить его в более системонезависимую научную сферу.

Но и тут возникает клин - оказывается, что заниматься наукой всерьез не получается, поскольку этическая ответственность перед студентами не позволяет просто «отбывать» пары, заставляет совершенствовать прошлогодние планы занятий и разрабатывать новые дисциплины, призванные обеспечивать хоть какое-то соответствие наших выпускников текущему времени. В конце концов, именно образовательная деятельность - моя основная оплачиваемая работа. Наука - лишь теоретически поощряемое хобби.

В итоге, преподаватель с личной позицией вроде моей, оказывается в несчастливой безвыходной ситуации - ни в одной из двух видов деятельности невозможно добиться удовлетворительных результатов. Вернее, каких-то результатов добиться можно, но не благодаря условиям, созданным в университете, а вопреки им.

И тут - программа 5-100! Как та соломинка, за которую хватается утопающий. Не как реальный план, но как внешний (sic!) толчок к изменениям.

[1] См. вот эти слова в приглашении определили моё решение: «В настоящее время одним из приоритетов развития системы управления университетом является личностное развитие работников, повышение степени их участия и активное включение в процесс принятия решений. Путем открытых коммуникации мы стремимся получить максимально объективную информацию о потребностях работников, степени их вовлеченности в жизнь университета. Цель нашей совместной работы - создание устойчивого профессионального сообщества, способного совместными усилиями реализовать программу повышения конкурентоспособности и войти в число ведущих мировых университетов».

образование, работа

Previous post Next post
Up