Ничто не в силах перечеркнуть прошлого. У человека, желающего исправить совершенную ошибку есть только покаяние, искупление и прощение. И хотя кому-то может показаться, что это совсем немного, на самом деле этого больше, чем достаточно.
Тэд Чан в современном литературном мире фигура уникальная. Писатель, в активе которого литературных наград больше, чем написанных им произведений. При том, что крупных форм не пишет вовсе, только рассказы и короткие повести и вообще по основной специальности программист, говорят, довольно успешный.
В сути, всякая его повесть или рассказ - развернутая, очень яркая иллюстрация к какому-либо явлению или парадоксу из мира "большой" науки. Такая, какую после не забудешь. Довольно приблизительную аналогию можно провести к кэрролловой "Алисе" и "Защите Лужина" Набокова - профан (я, рядовой читатель) вовлекается в сложный мир. о котором прежде не имел никакого представления, а выходит из него, некоторое представление имеющий.
И что, весь смысл в этом? За это награждают Хьюго, Небьюлами, Локусами в количествах, несовместимых с жизнью? Разумеется, нет. У Тэда Чана, при моей малой любви к литературной составляющей его произведений, есть неоспоримое достоинство - он каким-то непостижимым образом попадает в резонанс к системе ценностей каждого своего читателя, воздействуя на этом уровне, врачуя мелкие душевные раны и проливая целительный бальзам на глубокие, которые с одного сеанса залечить не удастся.
Короткая повесть "Купец и волшебные врата" не исключение. Стилизованная под сказку "Тысячи и одной ночи" иллюстрация к парадоксу времени, местами радующая, чаще грустная горькая и больная, но все с тем же поразительным умением зализывать шершавым языком литературы душевные раны читателя. Аудиокнига, начитанная Олегом Булдаковым, хороша необычайно. Брутальное обаяние его голоса много выигрывает от встречи с этим текстом.