"Астра" Сидар Бауэрс

Jan 28, 2025 11:00





Астра значит Звезда

Я не буду притворяться,
Я не стану улыбаться
И, конечно, не скажу,
Что тебе я подхожу.

Время действия - семидесятые: дети-цветы, коммуны хиппи, назад к природе, и вот это все; место - община Небесная. В консервативной Канаде не было перегибов, которыми буйно колосились соседние Штаты, здесь единомышленники, намеренные вести простую жизнь, вдали от общества потребления, поселились на ферме: днем трудятся, вечерами собираются вместе, чтобы беседовать, петь под гитару, танцевать. То есть, это предполагалось, что так будет. На деле скоро пришло к тому, во что обычно превращаются такие общины (которым повезло не стать тоталитарными сектами): убогое существование, беспорядочные связи, скудость, неопрятность. Рэймонд, вдохновитель и основатель Небесной, сблизился с Глорией, одной из молодых женщин, не имея в виду создание семьи или чего-то вроде. И когда она объявила о своей беременности, при всех, чтобы общественное мнение помогло ему принять "правильное" решение - своих намерений не переменил.

Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая жизнь, но Глория умерла родами - неудивительно, учитывая условия - а Рэймонд остался немолодым отцом маленькой Астры. И нет, идеальным родителем это его не сделало, девочка росла, цепляясь за жизнь с упорством сорной травы. В два года ее едва не убило нападение пумы, когда с другими общинными детьми играла на опушке - в память об этом ее лицо изуродовали шрамы - 41 шов наложили в клинике. Подрастая, закономерно стала объектом мужских посягательств, народу в Небесной сильно поубавилось. но козлов, падких на молодых девчонок, везде и всегда хватает. Рэймонд не вмешивался, не защищал, нес привычную для себя пургу, вроде "Ты звезда, Астра, повелительница небес и хозяйка своей жизни, Решай сама". Другая девочка на ее месте скатилась бы в трясину и сгинула, но у нее яркая харизма, врожденное умение располагать к себе и она станет решать сама.



Роман канадской писательницы Сидар Бауэрс выстроен как история в одиннадцати новеллах, каждая из которых рассказывает о героине, на разных этапах ее жизни, через восприятие Астры людьми, вовлеченными в орбиту движения девочки, девушки, женщины, юной, молодой, взрослой, зрелой. Мы узнаем, что о ней думали, что чувствовали в отношении нее: Рэймонд, Кимми, Клода, Брендон, Сатива, Дорис, Лорен, Ник, Дом, Хьюго - в чьи жизни врывалась протуберанцем, оставляя неизгладимый след. Зеркальная галерея, в которой героиня отражается во второстепенных персонажах своей жизни, каждый из которых главный герой собственной. И лишь последняя глава, эпилог, озаглавленный "Астра", расскажет, как воспринимала этих людей, события, обстоятельства она сама.

Городская девочка и ее странная властная, дурно одетая подружка. Приятельница матери с двумя детьми, после очередного жизненного фиаско вновь нашедшая приют в Небесной. Менеджер магазина одежды, нанявший "деревенщину" на работу. Юная девица, которую молодая мать Астра, хозяйка роскошного особняка, приютила у себя. Основательница "Небесной", давшая приют безалаберной матери с ребенком. Респектабельная дама, искавшая няню для сына и компаньонку для себя. Муж. Отец ее ребенка. Сын. Напористая, ранимая, независимая, сильная, взбалмошная, коварная, уверенная, разочарованная, любящая - в каждом из "зеркал" она отражается чуть иначе, оставаясь собой. Бауэрс удался по-настоящему удачный и удивительно интернациональный женский образ.

"Астра" - редкий в современной литературе роман, написанный в абсолютно реалистической традиции, без реверансов и подмигиваний магии-мистике, которых нынешние прозаики, уверенные, что ею ни одной книги не испортишь, считают необходимым добавить везде. Умная, классная, интересная все время история в прекрасном переводе Михаила Гурвица.

современная проза, канадская литература

Previous post Next post
Up