Фильм 2017г. «Дюнкерк» не точное изображение исторических событий, а скорее, поэма или притча, одним словом, артхаусное кино. Когда это понимаешь, сразу снимаются многие вопросы - к пустым пляжам с тонкими ниточками колонн по одному, стоящих едва ли не в море. К двум истребителям, символизирующим как «столь многие были обязаны столь немногим». К нелогичности поступка пилота, фактически сдавшегося в плен, вместо того чтобы разбить самолет, выбросившись с парашютом, или посадить его в море и утопить, а самому быть подобранным - это жертвенность и опять-таки символ. Отвлекая немцев на себя, он выиграл время. А оно тогда играло на руку именно англичанам. Так что и здесь получается своеобразный подвиг. Тем более, что игры со временем любимая тема Нолана, и он мастерски ввел ее и сюда: происходящее для солдат на пляже занимает около недели, для гражданских моряков - сутки, для летчиков - час. Но при этом и с событийной, и с психологической точки зрения, все сюжетные и временные линии сведутся в одну точку.
При этом многие кадры являются отсылками к реальным образам и фотографиям 1940г.
Как это водится в кинематографе, часть отснятых дублей и альтернативных сцен в окончательный вариант фильма не попала, оставшись на фотографиях со съемок.
Здесь также видны аллюзии на знаменитые фотографии встречи эвакуированных войск. Например эту. Жаль, что ее не изобразили в фильме.
Раз уж привели ее, давайте атрибутируем. Солдат из 98го (Суррейские и Сассекские йомены, Королевы Марии) полевого полка Королевской артиллерии (Территориальная Армия) с петличным знаком Сассекских йоменов. Девушка из Женской транспортной службы (Медсестры первой помощи йоменов) Вспомогательной Территориальной службы.
Бросается в глаза почти полное отсутствие символики на большинстве солдат в фильме. С точки зрения киноискусства автор, видимо, хотел показать единую безликую толпу цвета хаки. Ну а если с исторической?
Когда в 1937г. вводилась новая боевая форма, она должна была стать инновационной по многим направлениям, а не только с точки зрения маскировки и удобства. Унификация и анонимность, вот чего, среди прочего, добивалось Военное ведомство. Форма была почти одинакова и для офицеров, и для солдат, не выделяя первых издалека. Также это была попытка нанести удар по индивидуальности частей (Гвардия, шотландцы, стрелки, кавалерия и т.д.) и полковым правилам ношения формы с их многочисленными исключениями.
Знаки различия сводились к абсолютному минимуму. С марта 1938г. запрещалось ношение металлических шифровок на погонах, знаков различия, петличных знаков. Чуть позже появились небольшие муфточки на погоны с вышитыми аббревиатурами. Единственной металлической эмблемой должна была быть кокарда на пилотке, а знаками различия - лишь обозначение звания.
На практике, это нарушалось и на учениях, и при отправке во Францию. Носились и металлические «буковки» на погонах, и звездочки званий, и петличные знаки, как на фото выше. Гвардия сохраняла свои цветные наплечные дуги.
В фильме эти дуги видны на солдате из Гренадерского гвардейского полка в сцене «это Гренадеры, приятель» и пару раз в массовке.
Солдаты 1го б-на Собственного Королевы Королевского Западно-Кентского полка, апрель 1940г.
Многие части и соединения по
опыту ПМВ создают свои уникальные системы наплечных знаков идентификации. Глядя на этот движ на местах, командование издало в апреле 1940г. еще один грозный приказ о полном и однозначном запрещении дивизионной символики.
Солдаты 7го б-на Аргайл-и-Сатерлэндских хайлендеров, июнь 1940г. На цветной вкладке - 4й б-н Камеронских хайлендеров. Подобная система была принята в 51й горской дивизии.
Добиться полной унификации и стандартизации не удалось, но БЭС во Франции в 1939-40гг. стали примером максимального приближения к этому. Большинство частей действительно носило минимум знаков различия и никаких полковых или дивизионных отличий. Позже, впрочем, возобладает идея о влиянии униформы на боевой дух и удобство управления на поле боя. В том числе и по опыту Дюнкерка, где на пляжах было практически невозможно различить солдат разных частей, будут введены разнообразные нашивки и другие отлички. Уже к концу 1940г. «бэттл дресс» начнет превращаться в одну из самых обшитых и ярких форм в истории, но все это потом…
А пока консультантам и костюмерам «Дюнкерка» пришлось столкнуться именно со скучной обезличенностью 1939-40гг. Видно, что они как могли, боролись с этим, показывая разные виды чехлов на каски, шинели, кожаные безрукавки, плащи и накидки, спасжилеты и прочее.
На персонаже в фуражке нет кокарды.
Но с другой стороны с отсутствием кокард они все же переборщили. Кокарды фактически есть только на полковнике, одном офицере в лодке и моряках. Даже на гленгарри шотландцев их нет. Это уже перебор.
Кстати, о шотландцах, тем более, что в фильме они тоже есть. 51я горская дивизия была рекордсменом по нашивкам и другим отличкам в 1940г. По фотографиям заметно даже наличие какой-то продуманной системы разноцветных полосок на рукавах в разных батальонах и службах, но полных и точных данных нет. Это просуществовало недолго и все равно многие ходили без нашивок. Сюда же примыкает и легенда о килтах - были они во Франции в 1940г. или нет?
Снова солдаты 7го б-на Аргайл-и-Сатерлэндцев, июнь 1940г. На сей раз как пример унификации и "анонимности" тогдашней униформы. Ничто не указывает какой это полк и, тем более, на их шотландскость.
Были, но не у всех. 1й батальон Гордонского полка отправился во Францию в сентябре еще до официального запрета на килты. А территориалы из 5го батальона этого полка уже провели небольшой торжественный ритуал прощания с килтом перед отправкой на фронт, их командир Алик Бьюкенен-Смит заявил, что 200 лет англичане пытались лишить хайлендеров их килтов и сейчас им это удалось. Но объективности ради, в современной войне килт, конечно, не был удобен, особенно в технике. Подполковник Дуглас Уимберли, командир 1\Камеронских хайлендеров, писал: «Развернулось наступление на горские полки по поводу ношения килтов на войне в Европе… килт как боевая одежда подвергся нападкам с трех сторон. С точки зрения секретности (воинских частей), с точки зрения неадекватности при газовой атаке и с точки зрения трудностей снабжения. Также был и некий оттенок зависти - почему горские полки имеют преимущество носить килты. Толщина килта и его 7 ярдов тартана давали дополнительную защиту. Во всех горских полках была традиция не носить ничего, типа трусов, под килтом. Но были предусмотрены штаны химзащиты».
Да и цена - килт со всеми сопутствующими деталями стоил 4 фунта, брюки от «бэттл дресс» - 11 шиллингов 4 пенса. Еще интересная информация к размышлению из обсуждения в Парламенте 24 января 1940г.: килты запрещены для тренировок и боевых действий, в увольнении у кого они есть - могут носить. Дальнейшая официальная выдача будет производиться только волынщикам и музыкантам. На складах есть 12 229 килтов и еще 12 684 должны быть поставлены по существующим контрактам, но на будущее все мощности надо бросить на производство необходимой в военное время одежды. Так что если продолжать выдавать - имеющихся запасов все равно всем не хватит, а в будущем даже для парадов.
1й батальон Собственного Королевы Камеронского горского полка игнорировал приказ о запрете килтов и стал последним шотландским полком, сражавшимся в бою не в штанах. Но большинство полков уже ходили в обычной боевой форме. Килты были оставлены или тайно привезены в багаже для торжественных случаев и увольнений. На немецких фото встречаются пленные в килтах, и наоборот, многие прятали их, чтобы не попали в руки врага. В 1944г. встречали француженок в юбках из тартана килтов, оставленных в 1940г.
На фотографии в центре - французская девушка в Сен-Валери в 1944г. в юбке из килта Камеронцев, оставленного в 1940г. с волынщиками этого полка.
В фильме один из главных героев прибивается к группе солдат в гленгарри - характерных шотландских пилотках - и кителях Служебной формы «шотландского покроя» со скругленными полами. Устаревшая Служебная форма 1902г. в 1939-40гг. еще использовалась, в том числе и на фронте, хотя и заменялась современной Боевой («бэттлдресс»). Но довольно странное сочетание - китель старого образца и новые боевые брюки.
Переводчики в фильме называют их «хайлендцы».
На погонах у них муфточки с шифровкой Аргайл-и-Сатерлэндских хайлендеров. Через Дюнкерк эвакуировались 5й и 6й (пулеметные) батальоны этого полка. Были еще 7й и 8й - в составе 154й бригады 51й Горской дивизии, но ее большая часть попала в плен в Сен-Валери, а их остатки эвакуировались через Гавр или Шербур. В Дюнкерке же был еще 54й легкий (Аргайл-и-Сатерлэндский горский) полк ПВО Королевской артиллерии (ТА), сформированный из бывшего 9го (Дамбартонширского) батальона.
Полковник Уиннант, один из двух персонажей, символизирующих работу штабов и тесной взаимопомощи Армии и Флота при эвакуации .
Кокарда - Королевская армейская служба снабжения (RASC). Погоны со звездочками на красной подложке. Как уже говорилось, первоначально приветствовалась полная анонимность, и знаки различия должны были быть единого образца хаки, за исключением некоторых полков. Уже в декабре 1939г. стало ясно, что это неудобно и возникли предложения немного выделять хотя бы офицеров. 18 сентября 1940г. были объявлены цвета подложки. Красный (и похожие оттенки) фон был у штабов, Королевской артиллерии, пехоты, военной полиции, пионеров, вишневый у медиков, плюс красный в самом низу списка - «не в списках». У снабженцев приборный цвет желтый… То, что у полковника цветные знаки различия, это одно из многочисленных нарушений, распространенных в то время. Но почему красные при кокарде RASC? Будем считать, что это намек на штабную работу.
Безымянный персонаж Киллиана Мерфи - это офицер. Одна звезда - второй лейтенант. У него же в ночной сцене на лодке виднеется кокарда на фуражке, но ее не определить. Но по силуэту не удивлюсь, если это та же самая фуражка, что у полковника.
Санитары-носильщики.
Санитары-носильщики. Согласно правилам в пехотном батальоне как минимум бэнд-сержант, бэнд-капрал и 20 музыкантов, плюс в резерве еще 4 человека, должны были быть обучены оказывать первую помощь и выносить раненых. Кстати, именно поэтому команды санитаров в шотландских полках, даже перешедших на брюки, могли быть в килтах, что и видно на фото выше на примере носильщиков из 1го батальона Хайлендеров Глазго.
Ну и конечно на рукаве была повязка с надписью SB, как мы и видим в фильме. Главные герои пытаются пробраться на госпитальное судно, однако, не удивительно, что их не пускают. Ведь они не медики, а простые солдаты, даже если бы были носильщиками на самом деле. А вот солдат с красным крестом, скорее всего, действительно из RAMC - Королевского армейского медицинского корпуса.
Синие полоски и номер на петлицах, видимо, обозначают французский 6й пехотный полк.
Продолжение следует.