Своеобразное иллюстрированное дополнение, одновременно и к
циклу о докторе Ватсоне, и к
истории раннего хаки.
72й Собственный герцога Олбани горский полк в битве при Пейвар Котале 1878г. Худ. Р.Симкин, 1915г.
Как уже говорилось, именно 2я англо-афганская война 1878-80гг «доктора Ватсона» стала первым конфликтом, в котором массово, практически поголовно, использовалась боевая форма хаки. Сделаем небольшую подборку иллюстраций, пускай зачастую и современных художников, чтобы дать представление как это могло выглядеть в цвете, а не только на черно-белых фотографиях и литографиях. Как выглядели солдаты и офицеры, которых видел и лечил доктор Ватсон.
72й полк.
Адъютант 72го полка, лейтенант Г.Эгертон в своей форме времен Афганской кампании, 1880г.
8й Короля пехотный полк.
Слева- белая форма для жаркой погоды, Индия, 1880г. Именно ее обычно и перекрашивали в хаки. В центре - рядовой и офицер 1860-70х гг в неофициальных облегченных и упрощенных «индийских» мундирах традиционных цветов. Справа- капрал полка в битве при Пейвар Котале, 1878г.
Офицер и капрал 14го (Букингемширского) полка в Афганистане, 1879г.
Сержантам всех полков и стрелкам полагались штыки-"ятаганы".
Приведем небольшой отрывок из воспоминаний хирург-майора Д. Эватта об униформе войск в той войне.
«Переброшенные с южно-индийских баз могли впервые увидеть обмотки на войсках, столь привычные сейчас, и совсем не известный тогда обычай; а большинство никогда не видело и не слышало про ремни "Сэм Браун", пока не встретили их на приграничных офицерах по дороге в Пинди или на фронте. Искусно сделанная одежда (имеется в виду хаки фабричного производства и «химической окраски», а не самодельно покрашенное), принятая сейчас для полевой службы, тогда еще не существовала, и, зачастую, бывало совершенно непонятно, кто есть кто в тогдашнем хаки. В Дакке нашего бригадного генерала как-то приняли за капеллана, так как ничего, кроме небольшой бородки, не указывало в его облике на то, кто он есть.
Сапоги Элчо, сейчас столь распространенные, тогда нельзя было ни на ком увидеть, пока война не разгорелась. Да и привычки иметь револьверный шнур у обычных офицеров не было на ранних этапах кампании. Палатки, лагерные принадлежности, кухонная утварь, как и одежда, не были приспособлены к особым условиям этой кампании в горах.
Приграничные войска сильно отличались. Они, особенно Гиды, были хорошо экипированы, так как они здесь жили постоянно и были готовы к боевым действиям в любой момент. Пример приграничных частей показал Армии, что возможно разработать полевую форму и особенную, и подобающую, и, в то же время, удобную для службы».
Помимо перепутанного из-за формы (без знаков отличия и неявного качества ткани) «генерал-капеллана», Эватт приводит еще две подобные истории. Один офицер был в ярости, когда на почтовой станции, где он покупал марки, чтобы послать корреспонденцию в Англию, какой-то рядовой сказал ему «Эй, тупица, зачем тратишь деньги на марку, попроси полковника франкировать тебе письмо». А известный фотограф (Д.Бёрк?) как-то был назначен в Хайбере начальником транспортного конвоя. Его приняли за офицера бенгальской кавалерии.
Генерал-майор Ф.Робертс, подполковник Ф. Браунлоу, 72й полк, сипай 5го гуркхского полка.
Субедар 42го (Ассамского) стрелкового полка Бенгальской туземной (легкой) пехоты, 1878г. Гуркхский офицер в боевой форме времен Афганской войны 1878-79гг.
Офицер 67го Южно-Гэмпширского пехотного полка, 1879г.
Центрально-индийский конный полк был единственным, где форму не красили в хаки, а она сразу была пошита из коричневатой хэбэшки.
Офицер справа носит очень редкий шлем «Колинд» из соломы и ткани. «Практичный, но по очевидным причинам, крайне не популярный».
Слева - Сержант 2го б-на Королевского Стрелкового Корпуса Короля, черное снаряжение и штык-«ятаган» показывают его стрелковый статус. Впервые в своей истории «зеленые куртки» были не в зеленом. Правый подсумок передвинут назад, частая практика в Индии. В центре - офицер 92го Гордонского горского полка. Справа - рядовой 72го Собственного герцога Олбани горского полка.
Слева - виды сзади стрелка и горца из 72го выше. Шинель в том числе, почему-то про них часто забывают, а вообще в Афганистане бывает холодно.
Лэнс-капрал 59го полка (редкий и дискуссионный случай ношения красных мундиров в Афганистане), офицер 66го полка, батарейный сержант-майор Королевской конной артиллерии.
Сипай 3го Сикхского полка, сипай 4го Гуркхского полка, индийский офицер №2 горной батареи. Индийские части носили свою обувь или сандалии. Гуркхи, как британские части и индийская кавалерия - ботинки. Британские части были вооружены Мартини-Генри, индийские - Снайдерами, у гуркхов укороченными.
Рядовой 67го полка, офицер 72го и рядовой 9го уланского.
Сипай 45го полка Бенгальской туземной пехоты, британский офицер Пенджабских приграничных сил, сипай 23го Пенджабского полка.
Канонир Королевской конной артиллерии. Обращает внимание короткий китель, всего на 4 пуговицах, и более высокая пригонка амуниции, чем в пехоте.
Форму 66го Беркширского полка разберем чуть подробнее, как окутанного трагическим флером разгрома при Майванде, и как полка, куда волей Конан Дойла был прикомандирован доктор Ватсон.
Фотографий времен войны, видимо, не сохранилось, равно как и приказов, и других документов, погибших в злополучной битве при Майванде. Как выглядела их форма можно судить по немногим сохранившимся предметам в музеях, описаниям и общим униформологическим закономерностям той кампании.
Последние 11.
Хаки беркширцев было перекрашено из летних белых комплектов для жаркой погоды. У офицеров без погон, и всего на 4 маленьких полковых пуговицах. Как и другие британские части, беркширцы впервые одели обмотки по примеру индийских частей. Первоначально они были известны как «гималайские ножные обмотки» и использовались в индийской армии примерно с 1870х гг для защиты ног от колючек, острых камней и скорпионов. В британских частях впервые массово использованы именно в Афганистане. Повсеместно обмотки были введены в 1902г. и до этого производились в Индии. Известны два типа - коричневые и синие («флотский синий», почти черный) В 66м полку обмотки были коричневатые у нижних чинов, и серо-голубые у офицеров - видимо при запылении цвет казался более светлым. В других полках обмотки иногда могли быть с «бОльшим» смыслом - черные у стрелков, из тартана у шотландцев.
Шевроны капралов и сержантов были скорее всего красные, хотя есть версия и про белый цвет. Несколько батальонов, прибывших в Индию до введения снаряжения обр. 1871г. воевали со старой экипировкой. Беркширцы, хотя и были в Индии с апреля 1870г. судя по всему получили новое снаряжение.
Сверху и на солдате слева - ранний вариант пригонки, снизу и на правом солдате - 1878г. Внизу- бляха ремня 66го Беркширского полка.
Так же надо учитывать, что особенностью «индийского» варианта была фляга-бутылка.
Винтовки Мартини-Генри полк получил в августе 1877г. К ним шли 21,5-дюймовые трехгранные игольчатые штыки для рядовых, и 23-дюймовый «меч» образца 1856г. для сержантов («ятаган»). Из рапортов известно, что после битвы не досчитались 48 тесаков музыкантов и 28 пионерных (саперных).
Согласно приказам, солдат должен был иметь фланелевый жилет, х\б рубашку, пару подтяжек и носков, конным полагались еще подштаники, пешим - нет. Второй комплект формы и ботинки, чистящие средства, ремкомплект, складной ножик, полотенце, записная книжка, Библия и молитвенник, пилотка, котелок, шинель и дождевик. Всего (без одежды на себе, но с учетом оружия и боеприпасов) - 15,2 кг.
Рядовой и сержант 66го полка при Майванде.
Подполковник Гэлбрайт с полковым знаменем 1868г.
(Во что мог быть одет доктор Ватсон поговорим отдельно, позднее).
Немного об ошибках. Хаки для той поры был в диковинку, поэтому художники часто рисовали войска, так как привыкли их видеть в Англии, даже раскрашивая литографии по рисункам участников и очевидцев. Приведем лишь пару примеров.
Гибель майора У.Бэтти в битве при Фаттехабаде. Изображены вообще-то небезызвестные Гиды, первыми введшие хаки в своем полку, даже для клубной формы!
Почему-то один из самых известных рисунков, посвященных 2й афганской войне. На Шипке... В Хайбере все спокойно. Шотландский горец изображен в непонятном мундире красного цвета, то ли с ошметками хаки поверх, то ли горный орел пролетал, неясного покроя. В пробковом шлеме скорее грязно-белого цвета, с тюрбаном, пикой наверху и цепочкой! Хотя стандартом для Афганистана в полевых условиях был чехол, полностью закрывающий шлем, отчего он выглядел «гладким». Цепочка и пика носились обычно на парадах, в полевых условиях ремешок. Если так холодно, то почему он не одел шинель, свернутую в скатку, и морозит щеки цепочкой? На ружье нет рычага, это не Мартини-Генри, а скорее что-то абстрактное, с ремнем, не натянутым, и не свисающим, а каким-то выпуклым, скорее всего, заиндевевшим от мороза. В общем, здесь много драматизма, но мало исторической достоверности.
Кадр из сериала "Шерлок Холмс" 2013г. Покрой и качество их хаки гораздо лучше настоящей формы времен 2й англо-афганской войны. Но в целом сойдет - есть и хаки, и тюрбан на шлем.
Немного картин, как это все могло выглядеть «в массе» и «на природе», а не на одиночных рисунках униформологических планшетов.
10й гусарский полк в Афганистане. Худ. О.Нори.
Гордонцы (92й полк) при Кандагаре. Худ. Р.К.Вудвиль.
Эпизод битвы при Кандагаре - спасение офицера.
Гордонцы при Харасиабе.
Майванд, спасение орудий. Худ. Д.Бидл.
Майванд, спасение орудий. Помнится, в компъютерной игре про ШХ и ДВ именно она висела на стене в их квартире на Бейкер-стрит.
9й Королевский уланский Королевы полк во время марша Кабул-Кандагар. Худ. О.Нори.
Марш Кабул-Кандагар. Худ. Р.Симкин.
И, напоследок, еще один анекдот из Эватта. Последние дни перед началом войны. Великий колесный путь от Джелама до Равалпинди, и далее до Пешавара, был просто забит. Как будто нескончаемая река повозок, карет, верблюдов, колонн войск. На обычный почтовый дак было практически невозможно найти место, офицеры опаздывали (как и наш доктор))), тратили кучу денег, даже военные и транспортные колонны задерживались и опаздывали.
Одна леди, жена офицера из «европейских» полков, с огромным трудом и удачей смогла найти карету, но поток пассажиров был столь мощным, что ее уговорили взять в попутчики туземного офицера со срочным заданием, сидеть поверх ее багажа. В те времена это было обычное место для слуг, но даже за это он был очень благодарен. Он подошел, держа в протянутых руках саблю, и поклонился, чтобы она дотронулась до нее - обычное приветствие. Она же, ничего не зная о местных обычаях и этикете, решила, что офицер отдает ей саблю в знак того, что не нападет на нее по дороге. Леди забрала ее, положила под подушку и отдала на следующей остановке в Пинди. Хотелось бы знать, что об этом подумал сам офицер, резюмирует Эватт.