Британские офицеры смешанного происхождения в Первую мировую войну-2.

Jul 28, 2024 13:11


Хорас Сомервилл Сьюэлл (1881-1953), на первый взгляд, вел типичную жизнь младшего сына викторианского джентльмена - родился в 1881г. в валлийском поместье и вырос в готическом Стипхильском замке на острове Уайт, учился в школе Харроу и Тринити-колледже, Кембридж. В 1900г. стал офицером в 4м (Королевском Ирландском) гвардейском драгунском полку.



Хорас Сомервилл Сьюэлл (1881-1953).



С 1907г. три года служил в Западной Африке (почему и считалось, откуда его прозвище «Самбо»).



Офицеры 4го (Королевского Ирландского) гвардейского драгунского полка, майор Сьюэлл второй справа, ноябрь 1914г.

Воевал с самого начала войны, в марте 1915г. стал временным подполковником и возглавил свой родной полк. С апреля 1918г. командовал 1й кавалерийской бригадой, став самым молодым британским кавалерийским генералом в ПМВ. Был дважды ранен, неоднократно награжден, в 1916г. во время отпуска женился на дочери нью-йоркского гипсового магната. После войны командовал 7м Собственным Королевы гусарским полком до 1923г., и кавбригадой в Территориальной Армии до 1928г. В годы Второй мировой войны был прикомандирован к Британским информационным службам в Нью-Йорке. Жил в средневековом поместье Тайсо Манор в Уорикшире, но позже проводил много времени на Ямайке, где был мировым судьей.

И какое отношение имеет к теме данный джентльмен с гербом, поместьями, блестящий офицер Гвардии и позднее генерал, спросит читатель?

Его дед, Уильям Сьюэлл (1801-1872), в 1823г. уехал на Ямайку, разбогател, стал известным плантатором, судьей, капитаном ополчения… А также влюбился в мулатку-(бывшую?)рабыню Мэри МакКри. По семейным преданиям, она дочь какого-то адмирала МакКри. У Уильяма и Мэри родилось трое детей, но официально они так и не поженились.

Генри, подававшего надежды и бывшего достаточно светлокожим, чтобы сойти за белого, отправили учиться в Англию. Академия Гринроу в Карлайле, затем университет Глазго, по окончании которого он работал инженером.



Генри и Маргарет с детьми, будущий генерал самый младший, отец смотрит на него.

Женившись по воле отца на англичанке, и, получив наследство, Генри стал жить на широкую ногу в поместье Аркадия в округе Трелони, купил большое судно для плаваний до Ямайки и обратно, приобрел Стипхильский замок, вероятно, чтобы быть поближе к знаменитой резиденции королевы Виктории Осборн-хаус на том же острове…



Стипхильский замок примерно в 1910е и 1930е гг.

Современных исследователей удивили такие подробности о происхождении генерала Сьюэлла, но зато стало ясно, откуда у него прозвище Самбо и почему заокеанские «кузены» называли его «черным». Но и представить, что он испытывал какую-то дискриминацию, честно говоря, трудновато.



Джон Далримпл Календер (1862-1938).

Джон Далримпл Календер (1862-1938). Предположения о его «африканском» происхождении базируются буквально на паре слов о его отце. Джон Харви Календер (1823-1904) родился на Бермудах, отец, предположительно, был солиситором (адвокатом). Еще мальчиком он записался на ЕВК «Стэг» в 1837г., в 1878г. ушел в отставку старшим боцманом, а затем был офицером на исправительном судне «Акбар». В документах 1845г. и 1853г. описывается, что у него «цвет лица мулата и черные волосы и глаза», «цвет лица темный» с черными волосами и «ореховыми глазами».

Его сын записался рядовым в Королевский Уорикширский полк в мае 1882г. в Калькутте, перед этим, вероятно, поработав моряком, и ушел в отставку колор-сержантом в январе 1907г. Цвет лица темный, серые глаза, волосы темно-коричневые. Во время Первой мировой он вернулся на службу, если я правильно понял, в Территориальные силы. В октябре 1915г. в «Лондонской газете» было напечатано, что он отказывается от своей комиссии квартирмейстера и почетного лейтенанта, становится лейтенантом (временным) и временным капитаном и адъютантом, все под одной датой, в разделе его родного полка.

Ряд чернокожих практикующих врачей, проживающих в Соединенном Королевстве или вернувшихся в Вест-Индию, были выпускниками британских университетов и подали заявки на вступление в Королевский армейский медицинский корпус (RAMC). Но они столкнулись с такими же проблемами, что и другие чернокожие претенденты. Военное министерство и Министерство по делам колоний стремились подчеркнуть тщетность их заявок, а в мае 1915 года было официально разъяснено, что из Вест-Индии только медики «чистого европейского происхождения» будут приняты офицерами в RAMC.

Родившийся в Великобритании доктор Дженнер Райт, сын известного сьерра-леонского юриста, воспитывался в метрополии своей матерью. Получив квалификацию в начале войны, он вместе с коллегами-врачами пошел записываться добровольцем, чтобы служить в качестве медицинского офицера. Их приняли, а Райту сказали подождать, через некоторое время он получил письмо от властей, где ему предлагалось отправиться «домой» в Сьерра-Леоне и искать работу там. Он последовал совету и был вынужден служить в Западной Африке в более низком звании «туземного медицинского офицера», этот опыт сделал его крайне озлобленным человеком.

Точно также доктору Оллвуду с Ямайки в августе 1915г. было сказано обратиться к командующему Ямайкским контингентом по вопросу приема на службу по специальности.

Особенно печальный случай произошел с доктором Джеймсом Джексоном Брауном, который не только изучал медицину в Лондонском госпитале, но и практиковал в Лондоне. В RAMC ему предложили стать лишь уоррант-офицером, на что он и согласился, устав доказывать, что его квалификация дает ему право на офицерскую «комиссию».



Доктор Джеймс Сэмюэл Ризиен Рассел (1863-1939). В центре - доктор Рассел с дочерью Маржори.

Впрочем, проблемы были далеко не у всех. Доктор Джеймс Сэмюэл Ризиен Рассел (1863-1939) был еще одним сыном богатого белого владельца сахарной плантацией и чернокожей (возможно, смешанной) матери.

Он родился в Британской Гвиане, учился в Институте Доллара (город в Шотландии) и Эдинбургском университете, получил степень доктора медицины с золотой медалью. Продолжил учебу в Берлине и Париже, и сделал блестящую медицинскую и научную карьеру, от «самого известного из молодых неврологов» до «одной из самых важных и ярких фигур в медицинской профессии Великобритании», а его частная практика включала пациентов из высшего общества.

Причем, в отличие от Сьюэлла, точно известно, что современники были прекрасно осведомлены о его происхождении. В 1908-1918гг. Рассел был офицером Королевского армейского медицинского корпуса, как минимум, в звании капитана. Хотя для него это было, наверное, не достижение, а побочный и автоматический эффект его заслуг и связей.

С другой стороны,  некоторые чернокожие врачи из Вест-Индии могли подвергаться самым вопиющим формам расизма. Дж. МакДауэлл, доктор из Сент-Винсента, произведенный в офицеры, несмотря на предыдущие ограничения, упомянутые выше, и записавшийся в Англии в ноябре 1917 года, служил сначала в 6м и 9м батальонах, а позже в базовом депо BWIR.

Но когда в 1918г. он был переведен на госпитальное судно, командир МакДауэлла майор Миддлуик был глубоко оскорблен этим назначением, потребовал перевода, а когда ему было отказано - написал  генерал-хирургу сэру Уильяму Доновану: «Я хочу сообщить вам, что, когда мы покидали Марсель 15 февраля, капитан Дж. МакДауэлл, RAMC, - вест-индский негр - был принят на борт помощником директора медицинских служб, (база) Марсель на постоянную должность. Я очень возмущен этим и полагаю, что санитарный транспорт неподходящее подразделение для него, где так ограничены границы пространства, и где его присутствие на палубе и в обеденном салоне вызывает большое возмущение. Более того, медсестрам  совсем не приятно работать с ним в палатах. Я был бы вам очень признателен, если бы вы любезно перевели этого офицера в другую сферу деятельности».

В соответствии с Королевскими постановлениями офицеры имели право на ознакомление с такого рода бумагами до того, как они дойдут до уровня Военного министерства, но МакДауэлл впервые узнал об этом документе, когда помощник директора медицинской службы Марселя прислал ему копию, пытаясь исправить то, что он, видимо, посчитал процедурной ошибкой. МакДауэлл был очень огорчен и подал протест в Комитет Вест-Индского контингента, поскольку не было никаких упоминаний о каких-либо профессиональных проступках, отсутствии способностей или поведении, неподобающем офицеру и джентльмену. Макдауэлл был глубоко оскорблен и не мог понять, почему служащим Индийской медицинской службы разрешено работать на госпитальных судах, тогда как он, вест-индец, но все же королевский офицер, столкнулся с такой реакцией.

Ответ кроется в господствующих тогда представлениях о расовой иерархии, в которой белые северяне занимали верхнюю позицию, а чернокожие африканцы - низшую, с остальными народами посередине. В общем, чем светлее оттенок кожи, тем выше.

Министерство колоний было предупреждено Комитетом, что известие об этом инциденте вызовет серьезное негодование среди служащих BWIR и жителей колоний. Впрочем, к моменту подачи этого протеста МакДауэлла, совершившего всего два рейса, уже сняли с судна.

Еще один пример «шейдизма». Губернатор Ямайки Мэннинг предоставил государственному ветеринарному офицеру Ямайки Дж. О. Рушди-Грею официальное благословение и шестинедельный оплачиваемый отпуск для поездки в Англию с целью стать офицером. Рушди-Грей ранее служил ветеринаром в Вест-Индском полку (WIR) и имел впечатляющие рекомендательные бумаги, но ему было отказано в приеме в Армейский ветеринарный корпус. Ему предложили лишь работу в гражданском секторе и, с большим энтузиазмом, оплачиваемый обратный проезд домой.

Переписка между Министерством колоний и Ветеринарным департаментом Военного Министерства позволяет предположить, что его могли бы принять, если бы он был более светлого оттенка: «Мистер Грей был вызван сегодня, он презентабельный, но черный … Я удивлен тем, что губ(ернатор) рекомендовал черного человека, без предварительного информирования нас о его цвете. Я разговаривал с Ветеринарным депт ВМ и понимаю, что не существует абсолютного препятствия цветным мужчинам для производства в Вет. Корпус, но они не ожидали, что м-р Дж будет такого цвета, какого есть».

С другой стороны, многие старшие офицеры служили в Индийской армии (в том числе главнокомандующий Дуглас Хейг), и вполне возможно, опирались на свой опыт и предыдущие интерпретации армейских уставов. Термины «цветной» или «туземный» использовались как всеобъемлющие термины для обозначения многих небелых жителей Империи, независимо от их национальности или расы. В Руководстве по военному праву 1914 года говорится: «Европейцы в Индийских войсках подчиняются законам и постановлениям правительства Британской армии. Полукровки и лица, родившиеся в Индии, но имеющие определенную степень европейского происхождения, указанную в Индийских военных статьях, для целей настоящего Закона являются европейцами. Следует отметить, что в этом подразделе Индийские военные статьи прямо распространяются на выходцев из Индии, принадлежащих к Индийским вооруженным силам, в какой бы части мира они ни служили».

Многие, возможно, обращались к этому разделу Руководства, когда требовалось вынести решение по щекотливому вопросу о том, следует ли допускать офицера смешанной расы, хотя и частично африканского, а не индийского происхождения, и, опираясь на свой опыт службы в Индийской армии, оказывались более гибкими.

В сентябре 1917 года Армейский совет признал, хотя и не публично, что «комиссии» в BWIR могут доставаться «слегка цветным людям … по усмотрению губернаторов карибских колоний».



Айван О.Б. Ширли.

Один вест-индец, который ранее был отклонен Военным министерством из-за цвета кожи, несмотря на то, что его приняли на офицерские курсы, позже был произведен в BWIR, как и выпускник Далуича Айван Ширли с Ямайки, который был темнокожим и стал лейтенантом 9го батальона BWIR.

Предположения «а что если» часто спекулятивны, но все же возникает соблазн задуматься, как могла сложиться судьба некоторых чернокожих солдат, если бы им представилась перспектива военной карьеры.



Сэр Герберт Гладстоун МакДэвид (1898-1966).

Например, солдат Ливерпульских шотландцев и военнопленный Герберт Гладстоун МакДэвид (1898-1966) впоследствии стал директором судоходных компаний, занимал высокую должность в Министерстве военного транспорта во время Второй мировой,  сыграл большую роль в планировании высадок в Северной Африке, Сицилии, Италии и Нормандии. В 1956 году он был посвящен в рыцари за свою работу во время Суэцкого кризиса.



Норман Вашингтон Мэнли (1893-1969).

Норман Вашингтон Мэнли (1893-1969) служил в Королевской артиллерии, как и его младший брат Дуглас Рой.



Дуглас Рой Мэнли.

Несмотря на то, что Норман был хорошим спортсменом и получил степень бакалавра гражданского права в колледже Иисуса, Оксфорд, в офицеры так и не был произведен, а вот впоследствии стал юристом, политиком, и, в конце концов, премьер-министром Ямайки.

МакДэвид и Мэнли не имели прямого отношения к армии после демобилизации, да, вероятно, и сами не захотели бы остаться, но, им и не предлагали возможно, это демонстрирует глупость непризнания человеческого потенциала.



Первая мировая война

Previous post Next post
Up