Британские офицеры смешанного происхождения в Первую мировую войну-1.

Jul 27, 2024 11:58


Мы уже упоминали о цветных солдатах Британской армии Первой мировой войны здесь, и обещали поподробнее поговорить об офицерах. Самым знаменитым из них, разумеется, является профессиональный футболист Уолтер Талл.



Уолтер Талл (1888-1918).



Дэниел Талл родился в 1856г. на Барбадосе, через 23 года после отмены рабства на Карибах, но его отец, и, стало быть, дед будущего офицера, был рабом до эмансипации. После школы Дэниэл работал плотником и, в поисках лучшей жизни, в 1876г. переехал в Фолкстоун, Кент. Четыре года спустя он женился на местной девушке Элис Элизабет Палмер, хотя тогда такие браки не были частыми.

Уолтер Дэниел Джон Талл был их пятым ребенком из шести, он родился 28 апреля 1888г. в Фолкстоуне. Однако через некоторое время он осиротел, и хотя родственники пытались заботиться о детях, нагрузка была слишком велика. В общем, Уолтера и его брата отдали в методистский детский дом в Лондоне.



Вероятно, это был большой удар для мальчиков, после свежего воздуха и приморского района, довольно неплохого по меркам рабочего класса, оказаться в нищем и депрессивном Ист-Энде с его смогом, перенаселенностью и суетой сует одной из столиц мира. Учеба сочеталась с работой по дому и в мастерских, оставалось и время на игры и спорт. Талл устроился подмастерьем в типографию, но преуспевал в спорте, особенно в крикете и футболе, его заметили.



В октябре 1908г. местный ФК «Клэптон» пригласил его играть в основном составе, а уже через год Талл перешел в знаменитый клуб «Тоттенхэм Хотспур». С ними он побывал в туре в Южную Африку, на одном из празднеств изображал Пятницу Робинзона. При росте 5 футов 8 дюймов (172,7 см) он не был особенно высоким, но обладал силой, скоростью и способностями, которые позволяли ему успешно играть как в полузащите, так и центральным нападающим.



Из-за цвета кожи Талл сталкивался с особым отношением болельщиков. В Бристоле его «трусливо» ругали, используя язык, «ниже, чем в Биллингсгейте» (рыбный рынок в Лондоне, синоним ругани и оскорблений, площадная брань, короче). Журналист устыдил «этих бристольских хулиганов», написав, что Талл лучший форвард на поле и «настолько чист умом и методом, что может быть образцом для всех белых мужчин, которые играют в футбол, неважно любители они или профессионалы».  Талл был третьим в истории чернокожим футболистом, а вот эта статья, похоже, стала первым футбольным отчетом, где в заголовке упоминалось расовое оскорбление.



Через некоторое время Талла вывели в резерв, возможно, из-за негативной реакции, или желая защитить его, или же, как было написано в другой статье, он искусный игрок, но недостаточно быстрый для футбола высшего класса. Это разочаровывало, но в 1911г. Талла за «значительную плату» приобрел «Нортхэмптон Таун», за который он играл до 1914г. Уже находясь на военной службе, Талл несколько раз выступал как гость за «Фулхэм», а в феврале 1917г. во время офицерских курсов подписал контракт с «Глазго Рэйнджерс».



21 декабря 1914г. Уолтер Талл записался добровольцем в 17й (Service) батальон Собственного герцога Кембриджского (Мидлсекского полка), прозванный Футбольным. Через два месяца он стал лэнс-капралом, а в июне 1915г. его повысили до лэнс-сержанта.



Во Франции он оказался в декабре 1915г., в разгар особенно холодной зимы, проявив себя храбрым умелым солдатом и лидером, но к маю 1916г. был эвакуирован в Англию, страдая от «острой мании» (терминов «шеллшок» или ПТСР еще не было). Так же упоминается, что у него была пневмония.

В сентябре 1916г. он вернулся на фронт, на сей раз во 2й футбольный батальон (23 (Service)\Мидлсекский полк), его произвели в сержанты. В ходе боев на Сомме мидлсекцы потеряли более 3 тысяч человек, в отряде Талла из около 400 человек осталось в живых 79.



Талл с сестрой и братом, леди, вероятно, приемная мать брата.

Уолтер получил отпуск и 26 декабря 1916г. вернулся в Англию, как раз на праздники, а командование без колебаний рекомендовало его в Корпус подготовки офицеров в Гейлсе, Эйршир, Шотландия.



29 мая 1917г. он был произведен во вторые лейтенанты, а через 3 месяца вновь отправлен во Францию, аккурат под битву при Пашендейле. И снова громадные потери, сырость, холод…



В ноябре 1917г. батальон Талла был переброшен в Северную Италию. Он и его люди участвовали в опасных ночных вылазках на другой берег реки Пьяве. Генерал-майор Сидни Лоуфорд (о нем мы писали здесь) был впечатлен и написал представление на Военный Крест, который, впрочем, Талл так и не получил.



В марте 1918г. 23й батальон вернулся во Францию, где попал под Весеннее наступление, «Битву кайзера» - последнее наступление германской армии в Первую мировую. За тринадцать дней с 19 по 31 марта 1918 года Мидлсекский полк потерял в общей сложности 396 солдат и офицеров убитыми и умершими от ран. 25 марта 1918г. было самым кровавым - потерян 91 человек. В тот день от пулеметного огня погиб и второй лейтенант Уолтер Талл, его тело так и не было найдено.



Уолтера Талла называют первым и чуть ли не единственным чернокожим офицером, но это далеко не так, каким бы достойным он не был. Он действительно вел белых солдат непосредственно в бою, реально воевал много месяцев, участвовал во многих знаменитых битвах, например, Первой битве на Сомме, Мессине, Третьем Ипре, Второй Сомме. Быть может, другие офицеры не воспринимались «настоящими черными», поскольку были очень светлокожими представителями смешанной расы, но таким же был и Талл, хотя его африканское происхождение было более узнаваемым, чем у других. Также возможно, что в ту эпоху классового сознания низкое происхождение Уолтера с большей вероятностью приводило к ассоциациям с положением чернокожих на социальной шкале вообще, тогда как у других офицеров смешанной расы, богатых и образованных, происхождение вежливо игнорировалось или, по крайней мере, не комментировалось их сверстниками из высшего сословия.



Юан Люси-Смит (1889-1915).

Юан Люси-Смит (1889-1915) родился на Ямайке, младший сын то ли внучки, то ли дочери местного заслуженного юриста и политика, описываемого как «цветной», и белого колониального почтмейстера, чей дед был главным судьей Ямайки. Говорят, что дядя Юана был первым ямайкцем, посещавшим Харроу, и, кстати, одновременно с двумя будущими премьер-министрами - Уинстоном Черчиллем и Стэнли Болдуином. Ошибаются, первым был отец дяди еще в 1850е (а потом изучал право в Кембридже), но смысл понятен - семейство было явно богатое и важное по местным меркам.

Сам Юан учился также в Англии - в школе Берхэмстед в 1901-1904гг. и позднее в колледже Истборн. С 1911г. он был офицером в Артиллерии Ямайкской милиции (а его отец - командиром). В сентябре 1914г. он был «комиссован» вторым лейтенантом в Королевский Уорикширский полк, при чем его имя стояло первым из 14, что давало старшинство перед представителями Австралии, Канады, Индии, Южной Африки и Новой Зеландии.

Он прибыл во Францию 17 марта 1915г. в составе 1го батальона Королевских Уорикширцев, и 25 апреля во время Второй битвы при Ипре был объявлен пропавшим без вести.

Его брат, Джон Дадли Люси-Смит (1885-1943) также стал офицером - Королевская полевая артиллерия, 47я бригада. Второй лейтенант с июля 1915г., во Франции по меньшей мере с ноября 1915г., лейтенант с 1 июня 1918г. (по некоторым данным, его старший брат также успел стать лейтенантом). Он пережил войну, имел награды (включая орден Британской империи), много путешествовал.



Вверху слева и в центре - Джордж Эдвард Кингсли Беманд (1892 -1916), вверху справа - Гарольд Лесли Беманд (1897-1917). Внизу слева - "чистое европейское происхождение - да". Внизу справа - согласие бригадного генерала Эбди.

Джордж Эдвард Кингсли Беманд (1892 -1916) родился на Ямайке от, скорее всего, англичанина и ямайки, возможно, смешанного англо-карибского происхождения. В 1908г. переехал в Британию на лайнере «Лузитания» (той самой), причем в судовых документах мать и он записаны как африканцы (черные). Это не характерно для британских списков пассажиров, но просто они ехали не напрямую с Ямайки, а через США. Перепись 1911г. показывает, что они жили с невесткой в Западном Лондоне, и хотя обе женщины не работали, они могли позволить себе арендовать жилье и нанять няню для детей. И да, его мать записана как «британская подданная по происхождению».

Джордж к этому времени учился в Далуич-колледже в Южном Лондоне, а в 1913г. поступил в Университетский колледж Лондона, где изучал инженерное дело. Хотя его мать и другие ее дети уехали на Ямайку в 1912г.

В октябре 1914г. он записался в университетский Корпус подготовки офицеров, и в мае 1915г. был произведен во вторые лейтенанты Королевской артиллерии. При этом в документах он указал, что является «British born», даже не натурализованным, и чистокровным европейцем. И это несмотря на наличие фотографии и указаний в ряде документов. Возможно, Джордж просто считал себя англичанином как любой офицер-кадет, также он был очень светлокожим, чтобы не вызывать вопросов, а быть может, ему просто сказали написать «да», иначе не возьмут. В любом случае, командующий артиллерией 30й дивизии бригадир Эбди, который, похоже, знал о его происхождении, написал, что готов взять его.

Во Францию Беманд прибыл 16 августа 1916г. в составе Колонны боеприпасов 148й бригады (по идее, еще в мае 1916г. бригадные колонны были реорганизованы в дивизионные, 148я BAC вошла в 30ю DAC), в октябре был переведен в роту Y 5й батареи траншейных минометов. 26 декабря 1916г. в День подарков, неподалеку от Бетюна, он был убит разрывом снаряда вместе с лэнс-капралом Куком.

Младший брат Беманда Гарольд Лесли закончил Далуич-колледж в 1915г., собирался стать юристом, но тоже записался в Королевскую артиллерию. Служил рядовым артиллеристом, в роте X, сначала 23й бригады траншейных минометов, затем 8й. Быть может, и он бы мог стать офицером со временем? Погиб 7 июня 1917г., перенося мины по ничейной земле в недавно захваченные окопы.

Джон Альберт Гордон Смит был еще одним ответившим «Да» на вопрос о чистом европейском происхождении при подаче заявления на временное производство в Регулярной армии, хотя явно таковым не являлся.

Джон Смит был сыном преподобного Генри Армстронга Смита (1855-1937), родившегося в Сьерра-Леоне, и внуком Джона Ф. Смита с Антигуа, который служил министром колонии, но не стал губернатором из-за цвета кожи. В 1878 году Генри  был принят в Глостерский теологический колледж и, после многих лет странствующей духовной жизни, стал капелланом в Льюишеме, Лондон. Нет никаких сомнений в черном происхождении Генри. В июле 1900 года он посетил Панафриканскую конференцию, созванную в Вестминстерской ратуше, а в декабре того же года ездил в Реформ-клуб в Манчестере, чтобы помочь заручиться поддержкой местного отделения Панафриканской ассоциации. Генри Смит женился на местной уроженке Кларе Элизабет Ньюэлл, их сын Джон Альберт Гордон родился 13 апреля 1886 года в Блэби, Лестершир.

Семья была относительно обеспеченной, отец оставил поместье ценой 3522 фунта стерлингов и имел акции «Great Western Railway». Джон был кассиром банка, в октябре 1914 года поступил в 1й кадетский батальон «Королевского Западно-Кентского волонтерского полка». Распространенное смешение старых, просторечных и новых наименований - эти кадеты были аффилированы с территориалами из 5го батальона Собственного Королевы (Королевского Западно-Кентского полка). В декабре 1915г. он записался добровольцем на время войны в церкви Святого Павла в Лондоне. Необычно, что заполнено две формы, несколько отличающиеся, одна из них помечена как «дубликат». Но в одной написано «sallo» (?), в другой «sallow» (желтоватый, болезненный), в обеих цвет волос «темно-коричневый». Также известно, что он носил очки и зубной протез.

В апреле 1916 года Джон Смит поступил в Королевские фузилеры (Города Лондона полк), в мае переболел краснухой (немецкой корью), а выздоровев, в июне написал прошение о производстве в офицеры. Его хорошие моральные качества подтверждались письмом викария Дептфорда, который знал его семь лет, но на прошении начертано «ужасный прохвост - отклонить». В январе 1917г. переведен в Собственный Короля (Королевский Ланкастерский полк) - в связи с производством в офицеры? В разных источниках дата получения временной «комиссии» разная, но, очень вероятно, раньше Талла, служил в 11м батальоне.  В апреле 1918 года был переведен в 5й батальон Пулеметного корпуса (видимо при его формировании, которое произошло 26 апреля), 1 мая был принят в ложу «Этос» №3702, Лондон. 29 июня 1918 года пропал без вести, 6 июля было подтверждено, что он погиб в бою. Джон Смит был холост, оставил поместье стоимостью £606 8 шиллингов 5 пенсов (более 20 тыс. фунтов на современные деньги).

Реджинальд Эмануэль Коллинз. В отличие от Джорджа Беманда и Джона Смита, в анкете на вопрос о чистом европейском происхождении Коллинз честно написал «Нет».

Реджинальд Эмануэль Коллинз родился 31 мая 1894 года в Кингстоне и учился в Нью-Колледже на Ямайке. Когда началась война, он работал в полиции, но уехал в Англию и вступил в 19й батальон Королевских фузилеров в Лондоне. После обучения с августа 1915 года по апрель 1916 года он и его сослуживцы отправились во Францию. Он пользовался большим уважением среди своих офицеров, которые одобрили его заявление о приеме на обучение в Офицерское кадетское подразделение для подготовки в качестве офицера военного времени.

Заполнив формы в мае 1916 года, Коллинз 18 мая 1916г. покинул Францию, чтобы пройти обучение в Оксфорде и стать офицером в Британском Вест-Индском полку (BWIR). Но в бумагах есть резкий комментарий от 11 сентября 1916 года: «не пригоден для должности офицера из-за цвета кожи».

Однако Коллинз, похоже, пользовался поддержкой офицеров, которые его знали. Возможно, они скептически отнеслись к тому, что ему не разрешили возглавлять даже чернокожих жителей Вест-Индии, его собственных людей. Коллинз прошел обучение - более продолжительное и реалистичное, чем многие офицеры BWIR - и был рекомендован офицерами Королевских фузилеров. В конце концов, 30 марта 1917 года он стал вторым лейтенантом 6го батальона BWIR, служил в Египте, Палестине и Италии, его звание было действительно до 11 ноября 1920 года. Он пережил войну и вернулся на Ямайку через Нью-Йорк, где он находился в конце апреля 1919 года. Ближайшим родственником в его бумагах указан Генри Коллинз из Республики Панама.



Дэвид Луис Клементсон (1893-1918). Команда по гребле Тринити-колледжа, февраль 1914г.

Дэвид Луис Клементсон (1893-1918) родился на Ямайке в богатой семье. Его дед был рабом, сыном своего хозяина, отпущенным на свободу отцом, и впоследствии сам владевший рабами и избиравшийся в Палату собрания Ямайки. Дэвид учился в школе Потсдам на Ямайке (в ПМВ была переименована), и колледже Клифтон в Бристоле. С 1912г. изучал право в Тринити-колледж, Кембридж, играл в регби, а также занимался крикетом и греблей.



Клементсон в колледже Клифтон.

С началом войны записался в 1й спортсменский батальон (23(Service)\Королевские фузилеры), «крепкие как гвозди», гламурный батальон для спортсменов, ростом не менее 6 футов и атлетического сложения, широко разрекламированный в газетах. Клементсон хорошо туда вписался, хотя врач поставил в документах цвет кожи dusky - темный.



Клементсон стоит крайний справа.

Позднее он перевелся в йомены, чтобы получить офицерское звание, при этом честно ответил на вопрос о чистом европейском происхождении - нет. Однако его образование, спортивные достижения и рекомендации, включая от подполковника Мейрика,  что он «во всех отношениях правомочен и пригоден для комиссии», перевесили. 27 октября 1915г. Клементсон был произведен во вторые лейтенанты Пембрукских йоменов.

В 1916г. они были отправлены в Египет. Упоминается, что Клементсон бывал в Салониках, на Македонском фронте, хотя его часть там не была, а вот во 2й битве при Газе он мог быть. Как бы то ни было, у него проявился ПТСР, и он был эвакуирован на Мальту, а затем пережил катастрофу госпитального судна «Дуврский замок», торпедированного германской подводной лодкой 26 мая 1917г.



Грузо-пассажирское, а впоследствии, госпитальное судно "Дуврский замок" (1904-1917). "Дымовая завеса": эсминцы выставляют дымовую завесу вокруг госпитального судна "Карапара" после торпедирования "Дуврскго замка".

Клементсон лечился два месяца в Крейглокхартском психиатрическом госпитале для офицеров в Шотландии, диагноз «невротическая депрессия» и «стресс от службы». Он мало спал, его мучали кошмары, плохо держался на ногах, «память не такая, какая должна быть». По документам складывается противоречивая картина, выздоровел ли он - с одной стороны, указано , что Клеметсон нуждался в «дальнейшем лечении», но с другой, как говорилось в отчете несколькими строками ниже, он «значительно улучшился».  В июле 1917г. был произведен в лейтенанты.

С марта 1918г. вернулся на Западный фронт и погиб 21 сентября 1918г. неподалеку от Перона, Сомма. Он был произведен в офицеры раньше Талла и дослужился до полного лейтенанта, возможно, став самым высокопоставленным «черным» офицером в годы ПМВ, но с другой стороны, не в Регулярной армии, а в йоменах.

Если не считать, конечно, бригадного генерала Сьюэлла...



Первая мировая война

Previous post Next post
Up