"Playing at War"

Jul 08, 2015 12:33

Британия: История, культура, образование. Материалы международной научной конференции. Вып. 3. Ярославль, 2015. С. 275-277.

В современной историографии военного дела пользуется известной популярностью концепция "Лицо битвы" (The Face of Battle), по названию одноименного труда британского историка Д. Кигана. Ее последователи видят свою задачу в попытке установить логику боевых действий, понять их «механику» и внутренние законы с точки зрения не столько военачальников, сколько простых солдат разных эпох. Одним из них является профессор стратегических исследований Филип Сабин (Philip Sabin), преподаватель Королевского колледжа в Лондоне и видный специалист по военной истории древнего мира (в частности, соредактор сборников "The Second Punic War: A Reappraisal" (1996) и "The Cambridge History of Ancient Greek and Roman Warfare" (2007)).



Задавшись вопросом, почему, согласно источникам, одна из сторон часто несла непропорционально большие потери, Сабин сделал следующий вывод: в самой битве потери были незначительны и многократно возрастали после того, как армия ломала строй и обращалась в бегство, преследуемая неприятелем. Поэтому смысл сражения Сабин усматривает в «поединке нервов» - череде сближений и отступлений с упором на дистанционный бой, чтобы измотать противника, деморализовать его и опрокинуть в решающей атаке.

В этой связи интересна попытка Сабина обосновать свою точку зрения на практике - с помощью моделирования. Для этого он привлекает такое специфическое средство, как «военная игра» (wargame), или, по его собственному определению, «игровой симулятор» (simulation game): нечто среднее между армейскими штабными играми на картах и популярной на Западе формой проведения досуга (настольная игра, воспроизводящая боевые действия на разных уровнях по определенным правилам). Поскольку в первом случае упор делается на аналитическую составляющую, а во втором на развлекательную, Сабин ищет разумный баланс, среди прочего являясь членом международного общества любителей военной истории и «военных игр» (Society of Ancients).

В 2007 г. Сабин выпустил на эту тему специальную работу «Потерянные сражения» (Lost Battles: Reconstructing the Great Clashes of the Ancient World). Сам выбор названия объясняется тем, что порой плачевное состояние источников, лакуны и разночтения не позволяют восстановить ход той или иной битвы; она словно "теряется". Выход из ситуации Сабин видит в созданной им модели и предлагает испытать ее на 35 крупнейших сражениях античности, написав для них сценарии и "разыграв" их вдвоем или в одиночку. На основании сохранившихся данных Сабин определяет для обеих сторон стартовые условия, делит все войска по роду и вооружению на отряды (units) с разной боеспособностью (слабая, средняя или высокая), отдельно оценивает уровень военачальника и получает суммарную "боевую ценность" (fighting value) античной армии в баллах, влияющую на ее управляемость в бою. При "отыгрыше" сражения (две стороны делают свой ход по очереди) ключевым параметром служит моральное состояние как всей армии, так и отдельных ее частей: именно этот показатель тестируется прежде всего, и именно от него зависит, как долго армия сможет сохранять боевой порядок и выполнять приказы военачальника. Назначение своей модели Сабин видит прежде всего в том, чтобы показать, как можно было достичь известного нам результата сражения на основе имеющейся информации о нем. Поэтому сведения источников касательно стартовой численности древних армий Сабин предлагает считать верными и не оспаривает их.




Ф. Сабин активно использует "военные игры" (в том числе по системе Lost Battles) и в своей преподавательской деятельности как разновидность "активного обучения", полагая, что они представляют собой выигрышное - и при этом недооцененное - наглядное пособие. С сентября 2003 г. он ведет курс для магистрантов "Симуляция конфликтов" (Conflict Simulation) на военном факультете Королевского колледжа, где, впрочем, учатся и гражданские лица. В задачу обучающихся входит разработать и защитить курсовой проект в виде "рабочей" реконструкции одного сражения или целой операции/кампании, причем здесь тематика не ограничивается только античностью (в числе защищенных проектов есть, например, посвященные последней войне в Ираке или российско-грузинскому конфликту лета 2008 г.). Магистрант должен подробно изучить не только историю конфликта, но и предыдущие попытки его реконструкции (будь то настольные или компьютерные симуляторы), чтобы по возможности учесть их ошибки, уловить суть конфликта и его главные особенности. Готовый симулятор должен быть по возможности простым в освоении, но при этом реалистичным и интересным. Обучающиеся тестируют свой проект как с однокурсниками, так и с преподавателем, с помощью несложной компьютерной программы (где создается игровое поле, фишки с условными обозначениями, и т.д.). Несколько симуляторов, подготовленных в рамках курса, были опубликованы и стали коммерческими.

Основную цель своего курса Ф. Сабин усматривает в выработке у студентов «глубокого аналитического понимания» законов боевых действий; предполагается, что работа над симулятором развивает как аналитические, так и творческие способности. Успехи Сабина были отмечены в 2009 г. престижной наградой Innovative Teacher Award. Он продолжает делиться своим опытом в специальных публикациях - так, в 2012 г. увидела свет его монография "Симулируя войну" (Simulating War: Studying Conflict through Simulation Games), посвященная истории "военных игр", их образовательной ценности и особенностям моделирования с их помощью конфликтов разных эпох - от античности до современности.

Об актуальности этого опыта для российских условий, даже в рамках специальных курсов по военной истории, судить непросто. В Великобритании подобные игры давно являются частью массовой культуры, а следовательно, апеллировать к такому примеру и заинтересовать им студентов преподавателю гораздо проще. Однако в любом случае можно констатировать, что способ как показать «истинное лицо битвы» в подтверждение своих теоретических выкладок, так и разнообразить учебный процесс, британский исследователь выбрал оригинальный и любопытный.

varia, wargames

Previous post Next post
Up