(no subject)

Sep 13, 2012 21:19

Опять про иркутские храмы.
Преображенский стоит на маленькой полянке - хорошо, впрочем, расчищенной . Квартал весь имеет отношение к декабристам,

1.




Вон за литой оградой с выразительными щекастыми, мнээээ, ангельскими чинами виден голубой домик кн. Волконского, куда я заходила любоваться на фортепьяна и самовары в интерьере.

2.


Храм с виду очень симпатичный, даже вроде бы и барокко утеплённого вида опознаётся; а ещё он жёлтенький с зелёной! крышей, как рисовали раньше в архитектурных увражах *__* Словом, мне там сразу сделалось очень хорошо, хотя ума на отойти подальше и сделать панорамных снимков мне не хватило. Снимала вон одни колоритные углы во внутреннем дворике,

3.


Где я ухитрилась заблудиться ) Ворота ограды оказались заперты, а над боковой дверью - вот этой, обитой изумительно рыжими листами - мерцала обманчивая надпись, как в самолётах: «Выход». Ну я и пошла, не припомнив самолётной модели поведения.

4.


Нижний храм представляет собой привычное для Иркутска сочетание беднейшей бедноты и софринских вкраплений; исключений мало - но всё небезнадёжно, думаю. Тут я загляделась на честно выкрашенные гаражным суриком полы (наверняка ведь мрамор какой-нибудь местный, хорошо пощипанный да и упрятанный от глаз) и на _пустоту_. Ох как хорошо было в том пустом храме; хорошо и странно: оба алтаря - по бокам, а Распятие - по центру.

5.


Иконостасы парные, кивающие в сторону декабристского ампира; ну ещё бы. Да вот вместо позолоты - имитация не из лучших, и крашено, гм, будто по метровому культурному слою. Ну хоть не семиэтажный соорудили.

6.


Снимала как обычно второпях, простите за качество.

7.


С иконами обстоит пестро: новонаписанных более прочих, и те, что лежат на аналоях, хранятся, как старое подвенечное платье, вот в таких вот трогательных саркофагах с синеватой сухой травой и мелкими цветочиками:

8.


Нечасто, кстати, я видела здесь общераспространённую по среднерусским (хехе) землям манеру подвешивать «обетные» колечки и камушки.

9.


Единственная виденная мстёрская икона - перезолоченная, конечно. Висит в темнющем углу, не смогла я вытянуть её :\

10.


Остальное - новонаписанное и, подозреваю, не из центральных краёв привезённое.

11.


12.


Святителей иркутских я до самого конца ТАК надеялась увидеть в приличном исполнении; увы мне.

13.


14.


Ну хоть копийный гладкий архангел порадовал глаз.

15.


Остальное много не снимала; вот такое оно.

16.


+++++++++++++++++++
Прямо на соседнем перекрёстке, рядом с домом, где мы жили, стоит заново возведённый с полнулевого уровня Харлампиевский \ Морской храм, известный ещё и как «колчаковский». Все источники сообщают, что он действительно венчался здесь перед отправкой на Русско-японскую войну, в Порт-Артур.
Как-то так я бегала кругом, что фотографий общего вида храма у меня и не осталось; вот тут приход сам себя снимает и описывает )

Храм огромный. О принципах предпринятой частичной реставрации говорить не буду, печально всё это. Печально, что специалистов, кажется, никто нигде не слушает; и про необходимые вложения тоже говорить не хочется. Бог бы с ними, с гранитными скользкими полами и выскобленными интерьерами; да вот внешний цоколь _уже_ разваливается, и никаких отводных канав нет :\

Ладно. Верхний храм пока закрыт, внизу два придела, сейчас я смотрю на правый. Освещение там уж больно хорошо.

17.


Даже в простенках окна крупные, за окнами деревянные домики-дворики, адмирал Ушаков на них любуется.

18.


В этом храме тоже полно пустого белого пространства, и так хорошо оно отражается и преломляется в стенках передвижной купели )

19.


Вот, а с иконами уже не так радостно. Вот тут о. настоятель рассказывает об авторах иконостаса, вот он поближе:

20.


Ещё поближе:

21.


И Спаситель совсем близко; уж какой есть.

22.


Те же люди, как я понимаю, изобразили и трёх знаменитых иркутских святителей:

23.


А это, если я верно поняла дежурившую в храме очень славную даму - местных писем:

24.


25.


Явно привезённая издалека икона св. Харлампия с мощевиком; ну что тут говорить. Видимо, считается, что мощевик сам по себе и дорогая басма сами по себе покрывают качество иконописи.\

26.


Второй иконостас - если я опять же правильно поняла и информация достоверна - в московских мастерских писан.

27.


Тон ровно-мыльный, плотный везде; лики _очень_ тяжёлые, писаные, кажется, с титаническими усилиями и велией аккуратностию. Ничего не играет, никаких мерцающих красок и красивых переходов; убитая живопись ((

28.


Металлические работы зато такие все загадочные, исполненные знаков и символов ) Павел Первый и его влияние на русские ампирные иконостасы.

29.


По стенам и в оконных откосах висит разное; стилистического единства не наблюдается, и добро б это был самый серьёзный минус в восприятии. Самая приличная вещь оказалась шелкографической, только я не знаю, как и зачем поле потом обрабатывают под «антикварьят» и затирают псевдозолото битумом, да ещё и криво подписывают : \

30.


Далее ещё пара образцов:

31.


Архангела Михаила я не стала снимать целиком - так хотелось сохранить радостную память о храме (он был первым, куда я в Иркутске зашла); перед пылаймечом вот только остановилась, заворожённая буквальностью )

32.

байкал_иркутск, orthodoxy

Previous post Next post
Up