Опять про иркутские храмы.
Преображенский стоит на маленькой полянке - хорошо, впрочем, расчищенной .
Квартал весь имеет отношение к декабристам,
1.
Вон за литой оградой с выразительными щекастыми, мнээээ, ангельскими чинами виден голубой домик кн. Волконского, куда я
заходила любоваться на фортепьяна и самовары в интерьере.
2.
Храм с виду очень симпатичный, даже вроде бы и барокко утеплённого вида опознаётся; а ещё он жёлтенький с зелёной! крышей, как рисовали раньше в архитектурных увражах *__* Словом, мне там сразу сделалось очень хорошо, хотя ума на отойти подальше и сделать панорамных снимков мне не хватило. Снимала вон одни колоритные углы во внутреннем дворике,
3.
Где я ухитрилась заблудиться ) Ворота ограды оказались заперты, а над боковой дверью - вот этой, обитой изумительно рыжими листами - мерцала обманчивая надпись, как в самолётах: «Выход». Ну я и пошла, не припомнив самолётной модели поведения.
4.
Нижний храм представляет собой привычное для Иркутска сочетание беднейшей бедноты и софринских вкраплений; исключений мало - но всё небезнадёжно, думаю. Тут я загляделась на честно выкрашенные гаражным суриком полы (наверняка ведь мрамор какой-нибудь местный, хорошо пощипанный да и упрятанный от глаз) и на _пустоту_. Ох как хорошо было в том пустом храме; хорошо и странно: оба алтаря - по бокам, а Распятие - по центру.
5.
Иконостасы парные, кивающие в сторону декабристского ампира; ну ещё бы. Да вот вместо позолоты - имитация не из лучших, и крашено, гм, будто по метровому культурному слою. Ну хоть не семиэтажный соорудили.
6.
Снимала как обычно второпях, простите за качество.
7.
С иконами обстоит пестро: новонаписанных более прочих, и те, что лежат на аналоях, хранятся, как старое подвенечное платье, вот в таких вот трогательных саркофагах с синеватой сухой травой и мелкими цветочиками:
8.
Нечасто, кстати, я видела здесь общераспространённую по среднерусским (хехе) землям манеру подвешивать «обетные» колечки и камушки.
9.
Единственная виденная мстёрская икона - перезолоченная, конечно. Висит в темнющем углу, не смогла я вытянуть её :\
10.
Остальное - новонаписанное и, подозреваю, не из центральных краёв привезённое.
11.
12.
Святителей иркутских я до самого конца ТАК надеялась увидеть в приличном исполнении; увы мне.
13.
14.
Ну хоть копийный гладкий архангел порадовал глаз.
15.
Остальное много не снимала; вот такое оно.
16.
+++++++++++++++++++
Прямо на
соседнем перекрёстке, рядом с домом, где мы жили, стоит заново возведённый с полнулевого уровня Харлампиевский \ Морской храм, известный ещё и как «колчаковский». Все источники сообщают, что он действительно венчался здесь перед отправкой на Русско-японскую войну, в Порт-Артур.
Как-то так я бегала кругом, что фотографий общего вида храма у меня и не осталось; вот
тут приход сам себя снимает и описывает )
Храм огромный. О принципах предпринятой частичной реставрации говорить не буду, печально всё это. Печально, что специалистов, кажется, никто нигде не слушает; и про необходимые вложения тоже говорить не хочется. Бог бы с ними, с гранитными скользкими полами и выскобленными интерьерами; да вот внешний цоколь _уже_ разваливается, и никаких отводных канав нет :\
Ладно. Верхний храм пока закрыт, внизу два придела, сейчас я смотрю на правый. Освещение там уж больно хорошо.
17.
Даже в простенках окна крупные, за окнами деревянные домики-дворики, адмирал Ушаков на них любуется.
18.
В этом храме тоже полно пустого белого пространства, и так хорошо оно отражается и преломляется в стенках передвижной купели )
19.
Вот, а с иконами уже не так радостно.
Вот тут о. настоятель рассказывает об авторах иконостаса, вот он поближе:
20.
Ещё поближе:
21.
И Спаситель совсем близко; уж какой есть.
22.
Те же люди, как я понимаю, изобразили и трёх знаменитых иркутских святителей:
23.
А это, если я верно поняла дежурившую в храме очень славную даму - местных писем:
24.
25.
Явно привезённая издалека икона св. Харлампия с мощевиком; ну что тут говорить. Видимо, считается, что мощевик сам по себе и дорогая басма сами по себе покрывают качество иконописи.\
26.
Второй иконостас - если я опять же правильно поняла и информация достоверна - в московских мастерских писан.
27.
Тон ровно-мыльный, плотный везде; лики _очень_ тяжёлые, писаные, кажется, с титаническими усилиями и велией аккуратностию. Ничего не играет, никаких мерцающих красок и красивых переходов; убитая живопись ((
28.
Металлические работы зато такие все загадочные, исполненные знаков и символов ) Павел Первый и его влияние на русские ампирные иконостасы.
29.
По стенам и в оконных откосах висит разное; стилистического единства не наблюдается, и добро б это был самый серьёзный минус в восприятии. Самая приличная вещь оказалась шелкографической, только я не знаю, как и зачем поле потом обрабатывают под «антикварьят» и затирают псевдозолото битумом, да ещё и криво подписывают : \
30.
Далее ещё пара образцов:
31.
Архангела Михаила я не стала снимать целиком - так хотелось сохранить радостную память о храме (он был первым, куда я в Иркутске зашла); перед пылаймечом вот только остановилась, заворожённая буквальностью )
32.