Как водится после родительского собрания, у меня традиционный пост, чем порадовал и не порадовал учебник чтения. На сей раз брюзжания не будет. Наконец-то нет привычного для «Школы России» салата, и список литературы построен по хронологическому принципу. Часть первая:
* два отрывка о Вещем Олеге из «Рассказов Начальной русской летописи», причём слово «начальной» написано со строчной буквы, видимо, по ассоциации с начальной школой. * кусочек былины про Илью Муромца - и тут же прозаически пересказ, чтоб детишки не запутались. * житие Сергия Радонежского. Ну, куда без житий-то в четвёртом классе.
Раздел классики начинается не с Пушкина, а с Ершова, с «Конька-Горбунка». Обалдеть, конечно, сколько я наизусть помню. Но за Александра Сергеевича волноваться не приходится, три стихотворения и «Сказка о мёртвой царевне», которая уже читана-перечитана и собачку жалко. Из поэзии Лермонтова только «Терек воет, дик и злобен», зато есть и проза: «Ошибки рыб» «Ашик- Кериб». Пересолили. Я лишь представила, как буду разъяснять Эмиле, что Хадерилиаз - это два разных человека... Финал ребенку вообще не может быть понятен. Это как, пришёл на свадьбу с одной, а женится на другой, потому что у ней будет не менее серебра и золота, а то и более? Среди заданий рекомендуется разобрать пословицу «выбирай жену не в хороводе, а в огороде». При чём эта народная мудрость к Ашик-Керибу, который с милой Магуль-Мегери познакомился на свадебном торжестве, читателю предоставляется сообразить самостоятельно.
Без графа Льва Толстого обойтись не смогли. Взяли басню, которой, по-хорошему, место в программе первого, максимум второго класса, и клочок «Детства» с maman, иконами и молитвами. Любопытно, когда школьников просветят, относительно того, чем это дело кончилось. Подытожу: в разделе классики для детского чтения годятся сказки и неувядающие чеховские «Мальчики».
С поэтической тетрадью Америку открывать не стали. Пейзажная лири ка:Тютчев, Фет, Баратынский, с каждого по два стихотворения, как по два рубля на букет, плюс какие-то невразумительные три куплета из Никитина. Тоже про храмы и молитвы. Ну, Плещеев с хрестоматийной «Птичкой». А вы, Майорова, рассчитывали на с воробьем Катулла и с ласточкой Державина? Далее же начался нелюбимый мною пунктик составителей учебника - отрывки. Вот вы считаете, что средним четвероклашкам «Листопад» Бунина и тем более «Сашу» Некрасова рановато? Вполне здравое мнение, я даже не спорю. Но чего ради кромсать лучшие куски, разрушать сюжет, стричь саму логику текста, оставляя от цельного произведения полтора землекопа? Не буду голословной, приведу вам некрасовского «Школьника» в том виде, в каком многострадальный Николай Алексеевич его создал, и так, как его обчекрыжили в учебнике.
Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идёшь... Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаёк.
Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый - Не робей, не пропадёшь!
Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете - Кто-нибудь свезёт в Москву, Будешь в университете - Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь... Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа, Не погиб ещё тот край, Что выводит из народа Столько славных,то и знай,-
Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
Рожки да ножки:
Ну, пошёл же, ради Бога! Небо, ельник и песок - Невесёлая дорога... Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь...
Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете - Кто-нибудь свезёт в Москву, Будешь в университете - Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь... Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа, Не погиб ещё тот край, Что выводит из народа Столько славных,то и знай...
Как та ворона сижу в анекдоте: ничего себе басню сократили! Допустим, дети не поймут. Так не оставить ли стихотворение целиком до тех пор, когда начнут понимать? Кроме шуток, удивительно.
Что теперь? Литературные сказки. «Городок в табакерке» и «Аленький цветочек» давным-давно прочитаны. «Серебряное копытце» отложили в сторону, потому что к нему надо комментарий длиннее самого сказа, через два слова на третье непонятно. Что такое балаган? Кто такой приказчик? Что значит в барскую рукодельню взять? И не могли не подсиропить, втиснули ужасную сопливую сентиментальную псевдопритчу несчастного Гаршина «Сказка о жабе и розе». Кому интересно, ознакомьтесь. Предупреждаю - это муть. Будем Бажовым утешаться.
Ни одного произведения женского авторства, но это уж так, речи в сторону.
И еще смешное: в предыдущие годы программа предполагала три урока физкультуры в неделю. Три! А тут классная руководительница объявляет: - С физкультурой в расписании произошли изменения - теперь будет четыре урока... И у меня моментально сердце в пятки: неужели теперь четыре физкультуры? -... будет четыре урока чтения, а физкультуры - всего два. Отлегло.