Разрозненные впечатления от учебника по чтению

Jan 11, 2023 23:54

Третий класс, второй семестр. Климанова, Горецкий, Голованова. Если предыдущий том как-то старался держаться в классических рамках, то новый - сборная солянка из всего сразу. Если рассказы, то после горьковского «Случая с Евсейкой» и «Растрёпанного воробья» Паустовского (почему этого очень взрослого писателя так любят хрестоматии для начальной школы?) пойдёт дореволюционный, почти святочный Куприн: ваша девочка больна равнодушием к жизни и более ничем... Если стихи, то Саша Чёрный, Блок, Есенин. Как винегрету после чаю. Если на традиционную тему о природе, то неизбежные «Мышонок Пик» Бианки, «Обезьянка» Житкова с потрясающим простодушием отношения к животному: Не знаю уж, кому он потом Яшку сплавил..., Пришвин, куда без Пришвина, а после Пришвина у нас пойдёт Соколов-Микитов. Тоже урок для нас: терпеть ведь один другого не могли, а после смерти на соседних страницах. Внезапно в эту же рубрику попали писатели-деревенщики, а именно Василий Белов с замечательными новеллами о собаке Мальке и Астафьев с «Капалухой». Спасибо, что не с «Зачем я убил коростеля?» И завершает эту странную подборку под директивным названием «Люби живое» внезапно В.Ю. Драгунский, «Он живой и светится». Ну, тут надо бы начать с того, что между любовью и содержанием в спичечном коробке дистанция огромного размера. Но сам факт: самому современному произведению в подборке, беловским рассказам, уже за сорок. «Он живой и светится» и «Капалуха» - 1961 год издания. «Про обезьянку» довоенное, 1935 год. «Мышонок Пик» - 1926, оказывается. А читается современнее! Первые книжки даже не дедушки, а прадедушки.

И со стихотворениями ведь та же петрушка. Маршак, Михалков, Благинина, Барто (кстати, единственные два женских имени в учебнике).

Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.

В моём далёком детстве эти стихи были уже не новые. Очень не новые.
Под конец четвёртой четверти опомнились, добавили «Вредные советы» Остера и «Весёлые стихи» Романа Сефа. После поучительных историй Юрия Ермолаева, видимо, отвлечься от дидактики. В целом назидательности много. Создаётся ощущение, что школьничка главное нагрузить, заставить задуматься, а уж чем заставить и над чем, особого значения не имеет. Ну ладно, Кассиль, тем более этой статьи я у него не читала. Ладно, вечный Носов, в каждом учебнике какое-нибудь произведение Носова точно есть. Хорошо, Шергин. Его «Пословицы в рассказах», по крайней мере, природосообразны. Это мир, где ребёнку многое непонятно: вот спросите у дочери или сына, как это - вылощить волчьим зубом? Но смысл третьеклашки гарантированно поймут. А что выносят в 9-10 лет из Платонова? Или из бессмертных «Золотых слов» Зощенко:

Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце.

Замечу в скобках, что я цикл про Миньку и Лёлю вообще не воспринимаю как предназначенный для детского чтения. Да и взрослым-то не всегда в коня корм. Иначе не приходилось бы читать, что «Бабушкин подарок» учит доброте, бескорыстию и справедливости.

Появился раздел «зарубежная литература»: миф о Персее в пересказе Чуковского (почему-то не указано, что пересказ Чуковского) и сразу, как будто между ними никто ничего не писал, «Гадкий утёнок» Андерсена. И на крыльях этого «Гадкого утёнка» в гадком собственном соку вылетаем на каникулы.

школа, книги

Previous post Next post
Up