Get Me Out, двенадцатая глава, конец

Oct 04, 2015 00:43

И всё же никакой скептицизм относительно этих работ не переубедил основную массу экспертов, относившихся к сонографии с подозрением. «Мы никогда не отрицали, что определённый риск существует», - подчёркивал доктор Фриголетто. Он предполагал, что сомнения, высказанные специалистами на этой встрече, побудят изготовителей УЗИ-аппаратуры более тщательно проверять мощность своих изделий.

Словом, группа экспертов сделала вывод: ультразвуковые обследования не должны становиться медицинской рутиной. Коллеги остолбенели. Да, консилиум ознакомился с экспериментами, устанавливавшими безопасность УЗИ, но нашёл их недостаточно убедительными. Больше того, он составил перечень - по меньшей мере дюжину причин, по которой надлежит с осторожностью относиться к УЗИ-диагностике, так как выгоды от обследования плода не перевешивают потенциального риска.

В общем, выводы не порадовали никого. Врачи планировали предлагать пациенткам УЗИ-обследования, невзирая на опыт комиссии. Исходили они скорее из того, что страховые компании в любом случае возместят стоимость процедуры. Для сравнения в конце 70-х большинство страховщиков оплачивали максимум одно УЗИ-обследование. Женщины правозащитницы были буквально в бешенстве. Дорис Хэйр, тоже предоставлявшая данные для совещания, называла перечень медицинских поводов к обследованию «игольным ушком, в которое не то что верблюд - грузовик проедет». Если вам до зарезу нужен УЗИ-снимок плода, просто настаивайте на том, что не помните, когда зачали, и автоматически получите вескую причину делать УЗИ.

Немногие медики предсказывали тогда маркетинговый бум УЗИ- диагностики, который возник в XXI столетии и превратил великую дискуссию об ультразвуке 1984 года в милую старинную сказку. На интернет-аукционе e-bay можно приобрести альбом для ультразвуковых снимков. На первой странице размещено стихотворение, начинающееся строкой: «Я тебя люблю с самого начала». Альбом оформлен наклейками с заботливыми мишками, а на одной странице изображена беременная крольчиха, поглощающая мороженое пополам с маринованными огурцами. И подпись: «мой ультразвуковой каприз». Если вы настоящая энтузиастка, есть возможность приобрести собственный аппарат УЗИ для личного пользования (или чтобы немного подзаработать). Стоимость - от 15000 до 200000 долларов.

Создание «развлекательных» кабинетов УЗИ-съёмки при торговых центрах ущемляет и терзает профессиональных медиков. В 2005 году специалисты по ультразвуковой диагностике создали под эгидой Американского института ультразвука в медицине собственную организацию: целевую группу «УЗИ на память». Её участники выказывают обеспокоенность тем, что женщины получат сверхдозы ультразвука или подучат ошибочные данные при коммерческой УЗИ-съёмке. От диагнозов участники целевой группы воздерживаются, но отметили особо: «ультразвук может вызывать эффекты биологического характера».
В свою очередь, Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов тоже выказывало недовольство, считая нежелательным использование медицинских приборов в немедицинских целях. Однако центров УЗИ оно не закрыло. Некоторые врачи подозревали, что Управление не выказывает особого рвения в первую очередь потому, что стоит им запретить «развлекательную» УЗИ-диагностику, как придётся, сказав А, сказать и Б: убрать УЗИ-аппараты из антиабортных центров. Противники абортов даже пытались - пока безуспешно - протолкнуть закон, согласно которому каждая беременная девочка-подросток перед абортом обязана пройти трёхмерное ультразвуковое исследование плода и ознакомиться с результатами.

Ультразвук - это энергия. В больших дозах он применяется для прогревания и лечения мышечных повреждений. В некоторых странах (но не в США) ультразвук - альтернативный метод лечения рака. А коль скоро он способен лечить - то есть определённым образом менять физиологические характеристики мышц - следовательно, есть возможность, что он, особенно в высоких дозах и продолжительно по времени - повлияет на плод. Медики утверждают, что малые дозы, применяемые редко, безопасны даже во время беременности, что выгода перевешивает возможные риски. Беспокойство вызывают главным образом продолжительные обследования, сопряжённые с высокими дозами ультразвука. Но любой риск, пусть минимальный, перевешивает любые выгоды, если нет медицинских причин для обследования.

Защитники УЗИ настаивают, что внутриутробный снимок увеличивает эмоциональную связь матери и ребёнка, и приводят исследования, подкрепляющие эту гипотезу. Доктор Джошуа Копель, профессор акушерства и гинекологии из Йельского университета и президент Американского Института ультразвука в медицине, всё-таки считает, что применение УЗИ допустимо только в медицинских целях. Он говорит: «Я считаю так - за миллионы лет эволюции млекопитающие развивали связь со своими детёнышами без всякого ультразвука. Так что человечество, как вид, основанный на материнской заботе о ребёнке, пока ребёнок не научится сам себя обслуживать, тоже в состоянии справиться без вспомогательных технических средств. Нет смысла полагать, что нам требуются какие-то дополнительные процедуры для того, чтобы испытывать надлежащие чувства по отношению к будущему малышу. Я всегда говорю пациенткам: хотите делать УЗИ - делайте. Но не забывайте, что отношения, которые у вас будут с ребёнком, в первую очередь зависят от того, как вы проведёте следующие восемнадцать лет. Самое лучшее трёхмерное УЗИ здесь особого влияния не окажет».

Ультразвук будет становиться всё информативнее и будет применяться всё чаще как рутинная часть дородовой диагностики. Это неизбежность. В неизбежности есть хорошая сторона: будущие родители станут возвращаться от врачей со снимками, удостоверяющими, что всё в порядке, то есть с конкретной очевидностью: наш малыш растёт и формируется - по крайней мере, физически - согласно медицинским справочником. Но существует и тёмная сторона внутриутробной диагностики. Технология совершенствуется быстрее, чем наша способность интерпретировать её данные. Что произойдёт, если врач выявит у плода те или иные нарушения развития? А если это не дефект плода, а ошибка прибора? Чем чревато явное отклонение от среднего, когда никто не знает, что с этим отклонением делать и что оно означает? В 1996 году научная журналистка из «Нью-Йорк Таймс» Натали Энжьер описала тяжкое испытание, которое она с мужем прошли, когда им сообщили, что у двадцатинедельного плода выявлена тяжёлая степень косолапости. Последующие месяцы беременности будущие родители провели, готовясь к худшему. Однако ребёнок родился здоровым, без малейших признаков косолапости.

Если УЗИ-аппарат работает как следует, он выявляет дефекты, которые можно устранить до рождения или сразу после. Специалисты по УЗИ продолжают защищать свой труд, подчёркивая все те замечательные улучшения, которые новый вид диагностики принёс женщинам. Но возникают биоэтические дилеммы. Учёных волнует растущее число женщин, подобных Энжьер, - тех, кому расписывали различные патологии будущих детей, а в итоге на свет появлялся здоровый младенец. (Доктора твердили Энжьер, что косолапость вполне корректируется после рождения. Но тогда чем помогло знать и переживать об этой косолапости до появления ребёнка на свет?) Кроме того, нельзя упускать из виду и ложные положительные результаты, скрывающие печальную действительность. Доктор Шерил Бёрт Ружек, профессор санитарного просвещения в Темпльском университете, рассказала Энжьер следующее: ультразвуковая диагностика, особенно несколько обследований подряд, «формирует ложные ожидания, что чем чаще проводятся скрининги, тем лучше будет ожидаемый исход беременности. Эти поиски совершенного младенца вызывают у беременных женщин очень высокую тревожность».

Пришествие искусной, удобной для пациенток ультразвуковой диагностики плода многое говорит об усилившейся ориентации нашего общества на зрительный образ. Чтобы продемонстрировать всему миру и самим себе доказать, что происходящее реально и имеет ценность, нам нужен видеоклип, который можно выложить на Ю-туб. Так что бесспорно, ультразвуковая диагностика оказала на ход беременности важное воздействие, которого первопроходцы не могли предугадать. Изначально беременная женщина носила в себе некое неведомое и невидимое существо. Пациенткой являлась она одна. Мощные микроскопы и диагностические приборы показали нам плод во всей его, если можно так выразиться, индивидуальности. Теперь перед нами непаханое поле науки о плоде, фетологии, а также юридические и этические дебаты - как заботиться о нерождённых? Как подмечает Кевлс в «Обнажённых до костей», «ультразвуковые снимки, как никакая иная диагностическая методика, обострили поляризацию мнений о личностном статусе плода, эмбриона, даже неоплодотворённой яйцеклетки».

get me out

Previous post Next post
Up